Цели: в результате проведенного занятия участники смогут:
- углубить понимание идейно-художественного богатства романа,
- научиться разгадывать замысел автора,
- хорошо ориентироваться в тексте.
Краткое описание идеи занятия:
Основные понятия: жанр произведения, образ, долг, честь достоинство, эпиграф
План занятия:
- Мотивация. “Мозговой штурм”, ранжирование. 10 минут
- Постановка проблемы, деление на группы. 5 минут
- Формулирование задания группам. Работа в группах. 25-30 минут
- Презентация работы групп. 10-15 мин
- Рефлексия. 15 мин
- Оценка знаний
Ход занятия
1. Мотивация.
Мы прочли последнее большое произведение А.С. Пушкина, которое было завершено 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, при том торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин. И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении “Капитанская дочка” - удивительное произведение. Кому-то книга показалась простой, кому-то сложной. И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд?
Наша задача – разгадать некоторые тайны “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин в конце своего творческого пути.
Екатерина II, Петр III …и Маша Миронова. Государственные лица и человек. Что важнее для Пушкина?
(Человек. И государственное лицо настолько важно и прекрасно, насколько оно - Человек).
- Какими изображает автор людей в романе?
“Мозговой штурм”, ранжирование
- Какие человеческие ценности и черты русского национального характера рисует Пушкин в романе?
- долг;
- честь;
- благородство;
- ум;
- сметливость
- доброта;
- правдивость, честность;
- неспособность на предательство;
- милосердие;
- верность и т.д.
- Таким образом, перед нами предстает образ русского человека 19 века, изображенный в произведении, и те черты характера, к которым мы должны стремиться.
- Теперь выберите каждый по одному качеству, которое вы считаете наиболее важным.
В зависимости от того, какое мнение, сложившееся в результате ранжирования, ближе каждому обучающемуся, формируются три группы.
2. Постановка проблемы, деление на группы
Итак, в ходе занятия вы сможете (задачи):
- расширить представление о художественном своеобразии и глубине образов романа “Капитанская дочка”;
- закрепить материал, изученный на предыдущих уроках;
- выделять главное из многообразия информации;
- отстаивать свое мнение, работая в малых группах;
- приобрести умения, аргументированно отвечать от лица группы;
устанавливать коммуникацию на протяжении малого количества времени.
- Сегодня мы с вами поработаем в группах и по окончании урока выставим друг другу оценки по тем критериям, которые вы сами выберете.
Определение детьми критериев (активность, уважение друг другу, точность ответа…).
3. Задание для групп:
Вопрос о жанре произведения.
- Аргументируйте свой ответ. Можно ли назвать “Капитанскую дочку”
1 гр. – бытовым романом;
2 гр. – нравоучительным романом;
3 гр. – историческим романом?
Почему? Выделите характерные черты предложенных жанров.
Итог записывается в тетрадь.
Вывод: о жанре произведения можно спорить. Но мы видим в нем и одно, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо, а что плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависит от того, что происходит в настоящем.
Работа с учебником (В. Я. Коровина стр. 211).
1 гр. В чем заключался историзм Пушкина? В чем разница подхода А.С. Пушкина к пугачевскому восстанию в “Истории Пугачевского бунта” и “Капитанской дочки”?
2 гр. Сопоставьте главы из “Истории Пугачевского бунта” с текстом “Капитанской дочки”? Найдите разницу и объясните ее.
3 гр. Сопоставьте главы из “Истории Пугачевского бунта” с текстом “Капитанской дочки”? Найдите сходство и объясните его.
Итог записываем в тетрадь в виде таблицы.
“Истории Пугачевского бунта” | “Капитанская дочка” | |
Сходства | ||
Различия |
- Известно, что история человечества отражается не только в исторических документах, но и в устном народном творчестве как показатель восприятия народа. Естественно, Пушкин не мог обойти стороной этот факт. История – всегда загадка, но и человек, даже самый скромный, - тоже загадка. И для разгадки Пушкин дает подсказку – эпиграф. Из 17 эпиграфов – 10, т.е. большая часть, заимствованы из народного творчества.
- Вспомните, что такое эпиграф? С какой целью используется эпиграф?
III. Работа с текстом.
Итак, мы вспомнили, каждый эпиграф отражает определенную микротему текста. На предыдущих уроках мы обратили внимание на то, что каждая глава открывается эпиграфом. И некоторые эпиграфы отражают не только микротему текста, но и раскрывают качества человеческого характера. И в этом тоже новаторство и гениальность автора произведения.
- А какие качества человеческого характера раскрываются в эпиграфах?
1 гр. 7 глава “Приступ”;
2 гр. 12 глава “Сирота”;
3 гр. 14 глава “Суд”.
4. Презентация работы групп:
Группы по очереди представляют обобщение, начиная с вопроса о жанре произведения, заканчивая эпиграфом. Группы представляют информацию по таблице. Обсуждение результатов по таблице.
Итог записывается в тетрадь.
- Итак, роман Пушкина внешне прост – как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни – человечную, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.
- Какие загадки мы попытались сегодня разгадать? (Загадка жанра, человеческого характера, истинное великодушие от показного, настоящая красота за внешней простотой).
- Таким образом, загадки романа – это загадки жизни, который Пушкин учит нас видеть и понимать.
5. Рефлексия (если не хватит времени, то домашнее задание).
Мини – сочинение на суждение (В.Я. Коровина стр. 215 вопрос №2)
Итак, мы выяснили, что внимание к истории для крупного писателя не ограничивается только произведениями, посвященными историческим событиям, что в любом произведении, как пишет литературовед В. И. Коровин, прошедшем испытание временем, в той или иной степени автор касается истории, жизни и деятельности людей определенной эпохи, следовательно, отражает историческое время, характеры людей этой эпохи, своеобразие их поступков, взаимоотношений. Кроме того, не существует в подобном случае ограничения жанра произведений. Согласны ли вы с этим суждением литературоведа?
6. Оценка знаний
Источники информации:
- Золотарева И.В., Крысова Т.А. поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-ое изд. испр. и доп. М.: “ВАКО”, 2005, 416 с. – (В помошь школьному учителю)
- Литература. 8 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1./ авт.-сост. В.Я.Коровина (и др.). – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 400 с.: ил.
- Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера. При участии А.Иоффе и Ч.Уайта. М.: Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”, фонд “Сивитас”, 2005. 184 стр. Третье, переработанное и дополненное издание