Литература
-
Урок мировой литературы "Война, которая... спасла?" 2022
Уроки зарубежной литературы включены в программу и позволяют познакомиться с произведениями в переводе и на языке оригинала. Тема Второй мировой войны прочно вошла в историю народов. Но интерес к событиям и людям того времени не пропадает и в XXI веке. И среди подростков эта тема актуальна. Роман К.Брэдли «Война, которая спасла мне жизнь» – о детях с ограниченными возможностями здоровья – является одним из способов проследить развитие героев в непростой ситуации.
-
Урок мировой художественой культуры, введение в тему "Символизм как направление в искусстве конец XIX–XX веков " 2013
Вводный урок применяет образовательную технологию РКМЧП. Цель: первичное представление о новом для них направлении в эмоциональное погружение в произведения символизма и анализ текстового материала, заинтересовать их в дальнейшем, более детальном изучении этого направления в мировом искусстве.
-
Урок мудрости по сказке В.М. Шукшина "До третьих петухов" 2007
Готовясь к уроку, учащиеся выполняют групповые и индивидуальные разноуровневые задания, предполагающие самостоятельное исследование, аналитическую работу. Этапы урока: литературная викторина, инсценировка, эвристическая беседа, анализ произведения, презентация мультимедийного проекта, рефлексия. На этом уроке присутствуют и активный диалог, и дискуссия, и рассуждения, и оценка разных точек зрения. Представлены разные модели совместной деятельности.
-
Урок мужества "Была всегда почетна на Руси обязанность – отчизну защищать" 2009
Родину мало любить, её необходимо уметь защищать. На протяжении тысячелетней истории страны не раз решалась её судьба: «Быть России иль не быть?». Не раз приходилось давать отпор захватчикам, посягавшим на свободу и независимость нашей Родины. Защитники Отечества испокон веков почитались на Руси. Даты великих сражений прошлого стали сейчас «Днями воинской славы России». Подвиги «русских чудо-богатырей» воспеты в народных песнях, былинах, произведениях художественной литературы разных веков.
-
Урок мужества "Площадь Памяти". 4–6-й классы 2009
Данное мероприятие направлено на формирование у учащихся чувства патриотизма, соответствует возрастным особенностям детей. Занятие логически делится на две части: теоретико-информационную (эмоциональный настрой) и практическую (творческая мастерская). Цель – через музыкально-литературную подборку и творческую мастерскую дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле.
-
Урок Мужества и Доброты по повести В.Распутина "Уроки французского" 2003
Урок по литературе разработан для обучающихся 6 класса, является опорным материалом для формирования этических норм взаимоотношений подростков, нравственных законов героев В. Распутина, анализа художественного произведения, развития творческих способностей учеников.
-
Урок мужества и доброты по рассказу В.Распутина "Уроки французского" в 6-м классе 2009
Предлагаемый урок демонстрирует включенность всех учащихся в общую работу, развитие личностной рефлексии, становление активной позиции, развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе, принятие нравственных норм и правил совместной деятельности, повышение познавательной активности, развитие навыков анализа и самоанализа, многомерное освоение учебного материала.
-
Урок музыки в 5-м классе по теме "Опера" 2009
Урок музыки в 5-м классе посвящен ознакомлению учащихся с жанром опера; развитию музыкального мышления у учащихся; воспитанию чувства патриотизма и любви к Родине.
-
Урок на тему "Авторская песня Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого" 2011
Конспект двухчасового урока в форме поэтического кафе. Обстановка кабинета должна соответствовать данному образу. Можно подготовить презентацию с использованием фильма и песен. В качестве кроссворда можно предложить любой материал по творчеству поэтов. Домашнее задание обязательно должно быть творческим.
-
Урок на тему "Антитеза" . Предмет "Русская словесность" (программа Р.И. Альбетковой). 6-й класс 2007
Урок по "Русской словесности" на тему "Антитеза" разработан с учётом рекомендаций автора программы Р.И. Альбетковой, исходя из опыта учащихся. С этой целью использован частично-поисковый метод и групповая форма работы. Логический стержень урока: доказательство того, что антитеза – средство изобразительное и выразительное.
-
Урок на тему "Бог – поэт – народ" (сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Пророк" и М.Ю.Лермонтова "Пророк") 2017
Цели и задачи урока: представить литературу как явление развивающееся: лирика Пушкина, с одной стороны, поэтически обобщает идейно-художественные открытия русской литературы 18 века, отражая религиозно-философскую направленность; с другой стороны, оказывает влияние на развитие литературы, предвосхищая поэзию Лермонтова с её психологическими изысканиями; осознать место поэтов в этом процессе, увидеть самобытность личности поэтов, своеобразие их мировосприятия, оригинальность поэтических образов.
-
Урок на тему "В.А. Жуковский "Светлана". Тема веры и верности и их осмысление в балладе" 2007
Основные цели урока – формирование нравственных ценностей, выработка навыков анализа художественного произведения в единстве формы и содержания, развитие умения грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения.
-
Урок на тему "Все было подвластно ему…" (путешествие по творчеству М.Ю. Лермонтова), 9-й класс 2008
Цели урока: раскрыть богатство и глубину мысли Лермонтова и ее влияние на человеческие судьбы; уметь выражать свое отношение к изученным произведениям; воспитывать любовь к литературе.
-
Урок на тему "Детства прекрасная пора" по повести Л.Н.Толстого "Детство" 2015
Разработка вводного урока по повести Л.Н. Толстого «Детство» в 6-м классе. Цель: определение роли темы детства в творчестве Л.Н. Толстого. Задачи: рассмотреть дефиницию лексемы «детство», составить ассоциативный ряд, синквейн, поиск и последующий анализ пословиц в словаре пословиц и поговорок, самопрезентация фотографий в детском возрасте, проанализировать успешность и пользу урока. Формирование навыка выразительного чтения, умения работать с текстом.
-
Урок на тему "Известные писатели – наши земляки" 2012
Материал может быть использован на уроках литературы как региональный компонент. Цель урока: помочь ученикам, изучающим местный компонент (и всем, кто интересуется литературой родного края), получить достоверные сведения о писателях, поэтах, живших и творивших в разные годы на земле Нижней Камы.
-
Урок на тему "Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Адресаты лирики А.С. Пушкина". 9-й класс 2012
Урок предполагает знакомство обучающихся с любовной лирикой Пушкина, ставит цель – показать её своеобразие и неповторимость. Использование современных средств обучения позволяет воспитывать интерес к изучаемой теме, пробуждать в учащихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки.
-
Урок на тему "Меч исчезнет, а звезды останутся…" (Судьба человеческая в годы революционных испытаний). 11-й класс 2009
Обращение к произведениям писателей 20—30-х годов прошлого века о Гражданской войне не только дает историческое представление об этой эпохе, возможность проанализировать исторические и литературные факты с нейтральной точки зрения, но и ставит перед выпускниками вопрос о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни.
-
Урок на тему "Нравственные ориентиры в произведениях Ф.М. Достоевского" 2008
Представлен конспект урока для учащихся 10-го класса на тему "Нравственные ориентиры в произведениях Ф.М. Достоевского".
-
Урок на тему "Русский национальный характер" (по сказу Н.С. Лескова "Левша") 2011
Урок литературы в 7-м классе по произведению Н.С. Лескова «Левша» служит воспитанию интереса и уважения к истории России через интеграцию личности в историческое пространство художественной литературы.
-
Урок на тему "Чувство родины неизбежно связано с пейзажем (М.Волошин)" 2017
Цель урока: обзорно познакомить с очерком жизни М.Волошина, с циклом стихотворений «Киммерийские сумерки», рассмотреть акварели М.Волошина; на основе увиденного и услышанного создать абстрактный портрет Поэта, Художника, Человека; уметь определять художественно-изобразительные средства, делать выводы; уметь анализировать лирическое произведение; развитие монологической речи учащихся; содействовать эстетическому воспитанию.
-
Урок на тему "…И дум высокое стремленье". 8-й класс 2012
Интегрированный урок (история + литература) предназначен для учащихся 8-х классов. Урок включает в себя анализ общественной и литературной деятельности декабристов, акцент сделан на изучение творчества К. Рылеева. Урок позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, формирует чувства патриотизма, интерес к истории родной страны. Материал расчитан на класс среднего или высокого уровня подготовки.
-
Урок на тему «Собака выла…» по рассказу Л.Н. Андреева «Кусака» . 7-й класс 2015
Мир, в котором мы живем, огромен, прекрасен. В нем уживаются добро и зло, верность и предательство, любовь, сострадание, милосердие и ненависть, равнодушие, безразличие… Как не потеряться в этом мире, найти себя, стать настоящим человеком? Думается, что рассказ Л. Андреева «Кусака» поможет найти ответы на нравственные вопросы. Сделать это не просто, но очень важно.
-
Урок на тему «Судьба человека во время войны» (по стихотворению М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека») 2015
В ходе урока предлагается провести сопоставительный анализ стихотворения М.В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…» и рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
-
Урок на тему: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Что ты клонишь над водами…" 2007
Первый урок по творчеству Ф.И. Тютчева в 8-м классе по программе Кутузова. Цель урока – подробный анализ лирического произведения и, в результате совместной деятельности, систематизация знаний учащихся о лирическом произведении, обучение умению анализировать художественное произведение через знакомство с поэтическим взглядом Тютчева на природу, освоение навыков анализа пейзажной лирики.
-
Урок на тему: Д.Г. Байрон "Портрет на фоне истории и литературы" 2005
Разработка интегрированного урока, цели которого исследовать и дать оценку личности лорда Байрона, выяснив, какие обстоятельства влияют на поэтов и писателей; развивать навык публичного выступления с докладом, сообщением, обучать выразительному чтению стихов; воспитывать уважение к мировой истории и культуре, мужество и патриотизм.
-
Урок на якутском языке "Человек ‒ дитя природы" 2013
Занятие по публицистике народного писателя Якутии Софрона Данилова. Проводится на якутском языке.
-
Урок нравственности "Хлеб – это жизнь" (по рассказам В.А.Солоухина "Каравай заварного хлеба", "Мошенники"). 8-й класс 2014
Урок нравственности заставляет каждого задуматься над поступками героев рассказов В.А. Солоухина, а мерилом нравственности служит хлеб.
-
Урок нравственности «Совесть, или суд над собой» по рассказу Н.Б.Васильевой «Полынья» 2023
Цель урока: идейно-художественный анализ рассказа Н.Б.Васильевой «Полынья».
-
Урок нравственности ко Дню Победы для 9–11-х классов «О выборе» (по повести В.Быкова «Сотников») 2021
Цель урока: формирование у обучающихся активной гражданской позиции, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию.
-
Урок нравственности по стихотворению Н.Заболецкого "Не позволяй душе лениться" 2009
Диалогический урок нравственности. Построен как дискуссия по стихотворению.