Цели
- Познакомить учащихся с жизнью А.С. Пушкина после ссылки в 1826 -1828 гг.;
- Раскрыть духовный мир поэта, круг его интересов, истоки литературного творчества, верность дружбе, идеалам;
- Разбудить стремление учащихся к самооценке.
- Дать возможность оглянуться на самих себя, побудить к осознанию собственных духовных возможностей.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- В чем смысл жизни?
- Что значит настоящая дружба?
- Каковы наши нравственные идеалы?
- Во что мы верим?
Сегодня мы совершим путешествие в пушкинскую эпоху, пушкинский мир, окунемся в события, которые пережил поэт после ссылки в Михайловское.
II. Содержание урока.
I. Инсценировка "Три встречи"
1) Встреча первая: с Николаем I в сентябре 1826 года.
а) Предыстория встречи первой
8 сентября 1826 г. - приезд Пушкина в Москву и предыстория встречи:
1826 г. - переломный момент в жизни поэта. На экране рисунок Пушкина - виселица (5 глава романа "Евгений Онегин")
Звучит колокольный звон.
24 июля 1826 г.: пятеро декабристов повешены, остальные пожизненно сосланы на каторгу в Сибирь.
б) Беседа царя с Пушкиным.
в) Стихотворение "Пророк" - чтение и анализ.
Беседа с классом:
- С чего начинается стихотворение?
- Какой вы представляете встречу путника с шестикрылым серафимом?
- Как вы понимаете слова " духовной жаждою томим"?
- Как в стихотворении показан процесс превращения человека, "томимого духовной жаждой", в пророка?
- От чего серафим освобождает путника и какими свойствами, способностями награждает?
- Как вы понимаете последнюю строфу?
г) Пушкин в Москве. "Стансы". Бенкендорф.
Тема заступничества с 1826 года стала одной из важнейших в творчестве и в самой жизни Пушкина.
Во вспыхнувшей надежде "славы и добра" поэт слагает "Стансы" царю.
Вопрос классу: каков главный смысл этого стихотворения.
Звучит стихотворение "Стансы".
Выходит ученик, исполняющий роль Бенкендорфа. (монолог)
2. Встреча вторая: с М.Н. Волконской 26 декабря 1826 года.
а) Встреча с Марией Волконской - предметом самой большой, таимой от всех и не признанной ею любовью поэта.
Чтение стихотворения "Полтава".
б) "В Сибирь" - звучит стихотворение.
Беседа с классом:
- Какие человеческие ценности утверждает это стихотворение?
- Почему поэт уверен, что "темницы рухнут"?
- Как вы понимаете последнюю строку?
в) Дело по поводу А.Шенье "Арион".
Пушкин обвинялся в том, что стихи были посвящены декабристскому восстанию.
Звучит стихотворение "Арион".
Беседа с классом:
- Как вы воспринимаете это стихотворение?
- С какой целью поэт обращается к мифу об Арионе?
- Как вы понимаете строку :"Я гимны прежние пою?".
- Почему "гимны", а не "плачи" поет поэт после бури, погубившей певцов.
3. Встреча третья: с В.Кюхельбекером 14 декабря 1827 года.
Встреча Пушкина 14 декабря 1827 года по дороге из Михайловского в Петербург между Новгородом и Псковом на почтовой станции Залазы с Кюхельбекером, которого перевозили из Шлиссельбургской крепости в Динабургскую.
III. Итоги урока.
Беседа с классом:
- Какой вы увидели атмосферу этого времени?
- Каким же предстал перед вами Пушкин в этих трех встречах с такими разными людьми?
- Что было для него самым главным?
- Во что он верил? Какие нравственные идеалы утверждал?
- А во что верите вы?
- Открыл ли что-то для вас этот урок?
- Достигнута ли цель нашего урока?
Помог ли Пушкин ответить вам на "вечные" вопросы бытия?
IV. Домашнее задание (по выбору).
1) Сочинение-миниатюра "Мои размышления на уроке", "Духовной жаждою томим".
2) Чтение наизусть стихотворений, созданных Пушкиным в годы после ссылки, которые не были рассмотрены на уроке.
V. Литература
1. Благой, Д.Д. Душа в заветной лире. - М.: Сов. Писатель, 1979.
2. Друзья Пушкина. Переписка. Воспоминания. Дневники. - М.: Правда, 1984.
3. Лобикова, Н.М. Тесный круг друзей моих: Пушкин и декабристы. - М.: Просвещение, 1986.
4. Пушкин в школе. - М.: Просвещение, 1978.