Цель урока: продолжить изучение литературы эпохи Возрождения, дать представление о творчестве У.Шекспира, прочитать трагедии Шекспира.
Задача: научить внимательно и вдумчиво читать текст изучаемого произведения, проникать в замысел автора, в каждый образ, выявлять особенности структуры произведения, воспринимать, истолковывать и оценивать прочитанное.
Воспитательная задача: развитие ценностных представлений студентов о мире, о человеке, приобщение к гуманистическим идеалам.
Форма урока: комбинированный урок (сообщение новых знаний, аналитическая беседа со студентами).
Примечание: на изучение данной темы отводится 2 часа. Этот урок входит в раздел "Литература эпохи Возрождения". На изучение творчества В.Шекспира отведено 4часа.
План урока:
- "Век расшатался:" (развитие драматического действия)
- ":в нем точно и внутренний и внешний человек не схож с прежним"(образ главного героя)
- "Ее любил я как сорок тысяч братьев:"(Образ Офелии, ее роль в сюжете и развитии действия)
- Трагедия и трагическое (теоретические сведения)
Самостоятельная работа студентов - чтение трагедии Шекспира "Гамлет" и ответы на следующие вопросы:
- Каким был Гамлет до начала трагедии?
- Как изменилось его мироощущение и отношение к людям по возвращении в Данию?
- Гамлет потрясен смертью отца. Но только ли в этом причина его горя?
- Какая задача стоит перед Гамлетом? Как он ее формулирует?
- Внимательно прочитайте монолог Гамлета "Быть или не быть:". Как вы его поняли? Какой выбор делает Гамлет и почему?
Сюжет "Гамлета" впервые записан Саксоном Грамматиком в его "Истории Дании" в конце ХП века. Это древняя ютландская легенда о принце Амлете, отец которого был убит родным братом, а мать вышла за убийцу замуж. Амлет, притворившись сумасшедшим и усыпив бдительность врагов, мстит за отца.
В этой легенде те же сюжетные узлы, что и в трагедии Шекспира, но это прежде всего трагедия мести. К этому сюжету обращались неоднократно и до Шекспира. Так, в ХУ1веке сюжет был разработан французом Бельфоре. Чуть позже английский драматург Томас Кид написал трагедию, которая успешно шла на сцене английского театра.
Но принципиальное отличие "Гамлета" В.Шекспира от ранее написанного в том, что, сохранив традиционную тему мести, Шекспир создал произведение, в котором главным становится осмысление эпохи и ее противоречий.
Вопрос студентам:
О какой эпохе идет речь? Когда происходит действие трагедии? (В эпоху Возрождения)
Что на это указывает?
Прежде всего, система ценностей главного героя и те противоречия жизни, с которыми он сталкивается.
Обращаемся к домашнему заданию.
Беседа о главном герое. Каким он был до начала событий? Как относился к жизни, к людям? Как меняется его мироощущение и почему?
Принц Датский приезжает на похороны отца из Виттенбергского университета, где изучал науки. И в университете он приобщается к идеалам гуманистов. Ведь Виттенберг был передовым европейским университетом, центром гуманитарной науки, где впервые выступил с речью Лютер, где читал лекции Джордано Бруно. У Гамлета, как и у гуманистов, очень высокий идеал личности. Он восхищается человеком, он восхищается миром.
Приведем примеры из текста:
Что за мастерское создание - человек!
Как благороден разумом! Как бесконечен способностью!
В обличии и в движении - как выразителен и чудесен!
В действии - как сходен с божеством!
Краса Вселенной! Венец всего живущего!
Что человек, когда он занят только сном и едой?
Животное, нее больше. Но для того ли дан богоподобный разум,
Чтоб плесневел он:.
Гамлет жил в гармоничном мире. Земля, мир для него - "прекрасная храмина". У него была семья - отец и мать, которых Гамлет считал идеалом: "Он человек был, человек во всем:" - говорит принц об отце. И это высшая похвала. У Гамлета были друзья, любимая. Он был веселым и жизнерадостным юношей - любил дружеские пирушки, увлекался театром, литературой: И вот в одночасье этот мир рухнул.
Почему же Гамлет "утратил свою веселость"?
Мы встречаем героя, когда он переживает тяжелейший душевный кризис. И вызван этот кризис не только смертью отца.
Что усугубляет страдания Гамлета?
Мать предает память отца и выходит замуж за Клавдия. Это потрясло Гамлета:
Бренность, ты зовешься женщина! -
И башмаков не износив, в которых шла за гробом:.
О боже, зверь, лишенный разуменья, скучал бы дольше!
Замужем за дядей, который на отца похож не боле,
Чем я на Геркулеса!
:Сравнить их - Феб и Сатир!
Гамлет начинает постигать мир. "Подгнило что-то в Датском королевстве",- замечают стражники. "Дания - тюрьма", - эту печальную истину осознает принц. Он поражен грубостью нравов и пьянством, царящим в Дании:
Тупой разгул на запад и восток позорит нас среди других народов,
Нас называют пьяницами, дают нам свинские клички,
Да ведь и вправду - он наши высочайшие дела лишает самой
Сердцевины славы:
Не меньше поражает принца фальшь и лицемерие двора:
Вот мой дядя - король Датский, и те, кто строил ему рожи,
Пока жив был мой отец, платят по 20, 40, 50 и 100 дукатов
За его портрет в миниатюре. Черт возьми, в этом есть нечто
Сверхъестественное, если б только философия могла доискаться!
Клавдия Гамлет презирает: "улыбчивый подлец", "шут на троне, своровавший власть и государство".
Мои таблички - надо записать,
Что можно жить с улыбкой и с улыбкой
Быть подлецом, по крайней мере - в Дании!
И тут появляется призрак. И Гамлет узнает, что Клавдий - убийца.
Чтение диалога Гамлета и призрака.
На принца ложится непосильная ноша. И это не просто личная месть. Если бы речь шла о личной мести Гамлета за убитого отца, мы бы имели дело с традиционной трагедией мести, а перед нами - философская трагедия. Задача Гамлета - шире, чем личная месть.
Как формулирует Гамлет стоящую перед ним задачу?
Век расшатался, и скорей всего,
Что я рожден восстановить его.
Как вы понимаете слова Гамлета?
Немецкий поэт и писатель Иоганн Вольфганг Гете в романе "Ученические годы Вильгельма Мейстера" первым проанализировал трагедию Шекспира. Гете считает, что эти слова (приведенная выше цитата) - ключ к поведению Гамлета: "Велико деяние, тяготеющее над душой, которой такое деяние не по силам. Вот:идея, проходящая через пьесу. Здесь дуб посажен в драгоценный сосуд, которому назначено было лелеять в своем лоне только нежные цветы; корни растут и разрушают сосуд".
Конечно, Гамлет хотел бы уехать подальше от Дании, вернуться в Виттенберг, заниматься наукой, жить среди духовно близких людей. Но особенность натуры Гамлета в том, что он не мерит все личной выгодой или личным интересом.
О боже, я бы мог замкнуться в ореховой скорлупе и
Считать себя королем бесконечности, если бы мне не снились дурные сны!
Как вы понимаете слова Гамлета? Что за "дурные сны" ему снятся?
"Дурные сны" - это мысли о царящей в мире несправедливости, о страданиях простых людей, ничем не защищенных. И не думать об этом Гамлету не позволяет совесть. Его монолог "Быть или не быть" раскрывает всю глубину этих раздумий.
Выразительное чтение монолога. Определение основной идеи. Какой выбор стоит перед героем? Что удерживает его в жизни?
Как вариант, можно сравнить монолог героя с сонетом № 66, который анализировали на прошлом занятии. Какой выбор делает Гамлет? Покориться злу и бедам или восстать против несправедливости? Что благороднее - устраниться, чтобы не замарать себя грязью или ринуться в бой?
Виктор Гюго сравнил Гамлета с Прометеем, отметив таинственную близость прикованных". Как вы думаете, почему? Согласны вы с таким сравнением?
Как разворачиваются события дальше? (Этот вопрос на знание сюжета можно адресовать слабым студентам).
Гамлет, чтобы обезопасить себя, притворяется сумасшедшим. Но он не просто изображает безумного. Его душа потрясена. Не случайно в трагедиях Шекспира так много безумных - истинных или мнимых: человеческий разум не выдерживает жестокости мира. Что-то сдвинулось, вывихнулось, расшаталось - в мире восторжествовало зло.
Гамлет (как и его создатель) жил в эпоху, когда все в мире мельчало и на смену большим людям, личностям - приходили ничтожные, на смену великим целям - личный интерес. Гамлет выразил эту мысль, сравнивая двух королей, Гамлета и Клавдия - "Феб и Сатир". И конечно, Гамлет разочаровывается и в человеке, и в жизни.
Обратимся к тексту и посмотрим, как меняется мировоззрение Гамлета.
На душе у меня так тяжело, что эта прекрасная храмина, земля, мне кажется пустынным мысом, этот несравненный полог, воздух, эта великолепно раскинутая твердь, эта величественная кровля, выложенная золотым огнем - все это кажется мне ничем иным, как мутным и чумным скоплением паров.
А что для меня эта квинтэссенция праха?
Из людей меня не радует ни один.
У меня нет будущего.
Мне жизнь дешевле, чем булавка.
Гамлет понимает, что его враг - не только Клавдий. Гамлет "опутан" негодяйством": друзья оказались предателями - "два моих собрата, которым я, как двум гадюкам, верю"; даже Офелия, самое светлое в его жизни - орудие в руках врагов. Клавдий и его окружение принадлежат тому миру, который Гамлет не приемлет: "Ведь добродетель в этот жирный век должна просить прощенья у порока".
Гамлет - интеллектуальный герой. Его ум, мысль так глубоко проникает в окружающий мир, что он делает из анализа происходящего такие безнадежные выводы, прекрасно понимая, что убийство Клавдия, месть за совершенное им злодеяние не может быть решением вопроса.
Почему Гамлету недостаточно убить Клавдия?
Цель Гамлета - восстановить попранный закон, а преступлением закон не восстановить. Гамлет должен не просто убить Клавдия, а разоблачить преступника. И хотя принц постоянно себя упрекает в бездействии, он действует, и действует очень активно. Просто, в отличие от Фортинбраса, Лаэрта, которые очертя голову действуют, Гамлет сначала все обдумывает.
Какие действия предпринимает принц?
Прежде всего, Гамлет хочет убедиться, что сказанное Призраком - правда и Клавдий действительно убийца. Для этого принц устраивает "мышеловку". И затем расправляется со своими врагами: убивает Полония (хоть и случайно), сводит счеты с друзьями-предателями, а напоследок и с Клавдием. Как видим, несправедливо упрекать Гамлета в бездействии. Ведь у Гамлета очень сильные враги, коварные и жестокие, которые не остановятся ни перед чем. И они его постоянно опережают.
- На протяжении многих лет идут споры о характере Гамлета. И трактуют его по-разному: одни упрекают Гамлета за бездействие, за то, что он вместо мести занят рефлексией, другие видят в Гамлете активное начало, целеустремленность. А как вы думаете, Гамлет - сильная или слабая личность?
Вот как определил характер Гамлета В.Г.Белинский в статье "Гамлет. Драма Шекспира. Молчанов в роли Гамлета": "Гамлет выражает свою слабость духа - правда; но надо знать, что значит эта слабость. Она есть распадение, переход из младенческой, бессознательной гармонии и самонаслаждения духа в дисгармонию и борьбу, которые суть необходимое условие для перехода в мужественную и сознательную гармонию".
Как вариант домашнего задания можно к уроку предложить прочитать статью В.Г.Белинского и статью И.С.Тургенева "Гамлет и Дон Кихот", или сделать доклад по материалам статьи.
Итак, мы можем сделать вывод, что сила Гамлета не в том, что он способен действовать и убивает Клавдия - в этом сила Амлета. Сила Гамлета в том, что он видит диссонанс жизни, осознает его и страдает. И хотя он прекрасно понимает, что не сможет "восстановить" расшатавшийся век, но не устраняется от борьбы, выбирает "быть".
Образ Офелии
Хотя Офелии отведено не так много места в грагедии (примерно 150 строк), но эта линия очень важна в сюжете. Она подчинена основной идеке Шекспира о "расшатавшемся" веке, в котором обречено на гибель все прекрасное.
Расскажите об Офелии
Офелия, пожалуй, один из самых поэтичных образов Шекспира. Сущность Офелии - любовь, нежность. Она любит отца, брата. Она любит Гамлета. Уже в самом начале пьесы девушка раскрывает свои чувства, когда с радостью, не задумываясь, делит свой досуг с принцем, идет на встречи с ним.
Он стал с тобой делить досуг, и ты
Ему весьма свободно даришь доступ -упрекают ее отец и брат.Но в ответ на увещевания Лаэрта - Гамлет и его расположенье
Так это лишь порыв, лишь прихоть крови - отвечает ироничной репликой: "Только и всего?" И в этих словах, как и в очень немногих других робких возражениях отцу, - спокойная вера в благородство человека, которого она любит.
Красивая и чистая сердцем девушка - единственная радость смятенной души принца. Но Офелию пытаются использовать против принца его враги. И Гамлет, который уже не верит ни во что и никому, не верит и Офелии.
Читаем по ролям сцену встречи принца и Офелии ( Ш-1)
Гамлет говорит, что он "любил" и что он "не любил" Офелию. И это так. Он думает, что больше не любит Офелию, потому что потерял веру в любовь, в женщину: "Коротко, как женская любовь", "Бренность, ты зовешься женщина":И это отношение распространяется и на Офелию. Перемена, произошедшая с принцем - его безумие - помогает понять, как искренне, как глубоко любит его Офелия.
О, что за дивный ум сражен! Вельможи,
Бойца, ученого - взор, меч, язык;
Цвет и надежда радостной державы,
Чекан изящества, зерцало вкуса,
Пример примерных - пал, пал до конца!
Офелия не просто сокрушается об утраченной любви, гораздо больше скорбит она о Гамлете, потерявшем рассудок. В ее словах - безграничное восхищение личностью принца. Она умеет оценить богатство человеческой натуры.
Читаем сцену на кладбище. Гамлет об Офелии, об истинном чувстве.
Белинский в названной выше статье писал : " Да, он любил, этот несчастный меланхолический Гамлет, и любил, как могут любить только глубокие и могучие души:О, Офелия много значила для этого грустного Гамлета
Согласны вы с такой оценкой?
Если любовь героев трагедии "Ромео и Джульетта" пережила своих героев, сделала мир немножечко лучше (забыта вражда двух семей), то любовь Гамлета и Офелии бессильна против натиска новой жестокой морали, в атмосфере которой не может существовать.
Понятие трагедии и трагического(теоретический материал)
Вспомним определение трагедии (Этот термин вводился при изучении темы "Античная драматургия")
В основе трагедии - конфликт, неразрешимое противоречие, заканчивающееся гибелью героя. Конфликт выходит за рамки личного столкновения между действующими лицами. Этот конфликт перерастает в борьбу противоположных жизненных принципов.
Это определение подходит пьесе Шекспира? Какие же принципы вступают в борьбу?
В "Гамлете" за смертельной схваткой Гамлета и Клавдия стоит противоборство добра и зла, высшая нравственность противопоставлена расчету и насилию. Трагизм заключается в гибели того, что по справедливости должно жить или побеждать. В трагедии Шекспира герой обречен на гибель вследствие своего высокого нравственного уровня.
Имеет ли пьеса Шекспира, написанная 400 лет назад, связь с современностью?
Задание для самостоятельной работы:
- Подготовьте рекомендательную беседу по теме "Трагедии Шекспира"
- Найдите в интернете информацию о самых известных постановках и экранизациях трагедии Шекспира Гамлет".
- Как эта тема нашла отражение в мировой литературе? В мировом искусстве?
- Напишите сочинению на одну из тем:
"Век расшатался:" (Противоречия эпохи в трагедии Шекспира "Гамлет").
"Он человек был:" (Образ Гамлета).
"Быть или не быть:" (Причины трагедии Гамлета).
Женские образы в пьесах Шекспира.
Тема любви и дружбы в сонетах Шекспира.
"Вечные" темы в пьесах Шекспира.
"Перечитывая Шекспира:" (размышления о прочитанном).
"О чудо! Сколько вижу я красивых созданий!" (Герои пьес Шекспира).
- Рекомендательная беседа о произведениях Шекспира.
Для аналитического чтения на уроке:
- Действие 1 сцена 2
- Действие П сцена 2
- Действие Ш сцена 1, сцена 4.
- Цитаты взяты из трагедии "Гамлет" В.Шекспира в переводе М.Лозинского.
В подготовке к уроку использованы следующие материалы:
- Аникст А.А. "Шекспир"
- Дубашинский И.И. "Вильям Шекспир"
- Смирнов А.А. "Шекспир"
- Верцман И. "Гамлет" Шекспира".