Литература
-
Урок литературы по теме: "Уроки доброты (по произведению В.Г.Распутина "Уроки французского") 2010
Данное занятие ставит своей целью показать на примере повести, как входит в жизнь главного героя доброта, какое значение она имеет в жизни ребёнка, как влияет на его формирование и развитие, понимание незыблемых ценностей. Заключительный этап – написание сочинения-рассуждения.
-
Урок литературы по теме: "Устное народное творчество" с применением здоровьесберегающих методов 2007
Урок литературы в 5-м классе по теме "Устное народное творчество", построенный на принципах здоровьесбережения: проводится в беспарточном классе в режиме смены динамических поз (по В.Ф. Базарному) и чередования видов учебной деятельности. Тип урока - систематизация и обобщение знаний. Дидактическая цель - систематизация и обобщение знаний с использованием методики "Недописанная фраза", приёмов театрализации, наглядных методов обучения.
-
Урок литературы по теме: "Эпистолярный жанр в творческом наследии Ф.М. Достоевского" 2010
Данный урок – итоговый при изучении творчества Ф.М.Достоевского. Основа урока – умение учеников сопоставлять биографический материал с имеющимися знаниями по изученным произведениям автора. Первый этап урока – знакомство с эпистолярным жанром вообще и в творческом наследии Достоевского в частности. Второй – аналитическая беседа с учениками.
-
Урок литературы по теме: "Я поведаю вам свою боль…"(по рассказу В.П. Астафьева "Белогрудка") 2005
Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками.
-
Урок литературы по теме: "Языковые средства создания комического" 2006
С комическим ребята сталкиваются постоянно и в повседневной жизни, и в литературе. Цель представленного урока – показать учащимся смешное как вид эстетической оценки жизни, формировать умение воспринимать комическое и использовать языковые средства комического в собственных высказываниях.
-
Урок литературы по теме: «"Тема семьи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"» 2005
На уроке используется презентация, выполненная в Power Point, демонстрируемая с помощью медиапроектора. Урок построен с учетом психологических особенностей учащихся. По результатам диагностики упор сделан на такой вид деятельности, как зрительная работа с текстом (большинство детей либо визуалы, либо смешанного типа визуал-кинестетик, либо с хорошо развитыми тремя каналами восприятия. На уроке использован методический принцип Е.Н. Ильина «Деталь – вопрос - прием», что в системе позволяет сделать литературу предметом, формирующим человека.
-
Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "Подвиг любви бескорыстной" в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины" 2008
На этом уроке мы должны рассмотреть не только определение слова «подвиг», но и рассмотреть понятие «духовный подвиг», «подвиг во имя любви». Презентация позволит увидеть героинь Некрасова и других декабристок, их мужей. Беседа по анализу поэмы строится с обязательным цитированием текста, выразительным чтением отрывков. В конце урока необходимо подвести учеников к мысли о героизме русских женщин "вообще", во все времена. Этому способствует домашнее задание.
-
Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "подлинная" и "неподлинная" жизнь в рассказе А.П. Чехова "О любви" 2006
Урок, выстроенный по технологии «Критическое мышление» с использованием приемов технологии: «верные/неверные утверждения», «работа с пропущенными словами текста», «закончить фразу», «составление кластера». На занятии учитель проводит творческий эксперимент: подбор музыкального сопровождения к отрывкам из художественного произведения.
-
Урок литературы по технологии встречных усилий по теме: "Звезда как символ в стихотворениях русских поэтов Ф.К. Тютчева, В. Маяковского, Б. Пастернака, Н. Рубцова" 2004
Урок построен в соответствии с технологией встречных усилий по определённому алгоритму: - мотивация на деятельность (эмоциональная и интеллектуальная разминка), - контрольно-подготовительный этап, - вызов (постановка учебной цели), - этап сотворчества, - рефлексия. ТВУ позволяет осуществлять индивидуальный, личностный подход к каждому участнику образовательного процесса, строить на уроках и во внеурочной деятельности субъект-субъектные отношения, даёт возможность реализации потенциальных возможностей учащихся и педагогов, способствует поиску, отбору и творческому развитию особо одарённых детей. На уроках, построенных по ТВУ, важен сам процесс познания, в котором учащийся является активным участником, а педагог его только направляет. На таких уроках поднимается проблему, которая предполагает развитие логического мышления, развитие творческого воображения, формирование собственной точки зрения, умение вести дискуссию, отстаивать свои взгляды и в то же время с пониманием и терпением относиться к чужому мнению.
-
Урок литературы по ТРКМЧП "И.С. Тургенев "Senilia". Стихотворение в прозе" 2011
Урок литературы в 8-м классе создан по личностно ориентированной технологии развития критического мышления посредством чтения и письма. Цели технологии развития критического мышления отвечают целям образования на современном этапе, формируют интеллектуальные качества личности, вооружают ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.
-
Урок литературы по учебному пособию "Вокруг тебя мир…"(6 класс). Вл. Железников "Чучело", "Чувствовать чужую боль…" 2005
Урок-размышление с элементами театрализации знакомит учащихся с творчеством Владимира Железникова и воспитывает у учащихся интерес к творчеству и личности писателя, чувство сопереживания, сострадания к ближнему.
-
Урок литературы с ИКТ-технологиями "Мой путь лежит мимо дома – ничьего" (по творчеству М.И. Цветаевой). 11-й класс 2014
Учащиеся, работая на ноутбуках, активируют все гиперссылки, работают с материалом напрямую. Переходя по ссылкам, учащиеся читают краткий обзор жизненного пути поэтессы и составляют ментальную карту. Гиперссылки на электронную библиотеку с проекцией текста на мультимедийную доску позволяют интерпретировать поэтическое произведение, выделить изобразительно-выразительные средства языка в стихотворении.
-
Урок литературы с ИКТ. 5-й класс 2014
Урок литературы сопровождается презентацией со ссылкой на образовательные ресурсы Интернета, которая совершенствует деятельность учителя на разных этапах урока, повышает у учащихся познавательный интерес к предмету. Показаны этапы урока с указанием времени и раскрыто подробное содержание каждого этапа.
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни". 10-й класс 2008
Современный урок не должен быть ограничен предметом и учителем, и поэтому очень своевременным является использование мультимедийных средств на уроках литературы. Вводные занятия очень важны, так как они раскрывают личность писателя, вводят ребят в мир его произведений. Вводные уроки, на которых используются ИКТ, важны еще и потому, что они стимулируют интерес учащихся самостоятельно продолжать изучение темы, опираясь на уже полученные знания. Главное в таких уроках — у учащихся появляется интерес к личности писателя, желание узнать как можно больше дополнительно, полностью изучить сайты и материалы электронных энциклопедий, используемых во время урока.
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Петербург Достоевского" 2008
Урок по творчеству Достоевского с применением ИКТ позволяет решить несколько учебных задач: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения.
-
Урок литературы с использованием ИКТ "Реальное и фантастическое на страницах повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 2010
На данном уроке весь процесс обучения осуществляется с помощью презентации PowerPoint. К концу урока учитель старается подвести ребят к выводу, что автор, рассказывая о самых обычных людях, высмеивает человеческие пороки или, изображая фантастических героев и ситуации, подчеркивает их достоинства.
-
Урок литературы с использованием ИКТ в 8-м классе на тему: "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова 2009
Урок-исследование по русской литературе с применением ИКТ. Цель урока: изучение биографии Лермонтова в период его пребывания на Кавказе. Исследуя биографию великого поэта, учащиеся развивают навык анализа текста, творческие способности, чувство красоты. Воспитывается любовь к чтению, литературе, толерантное отношение к людям.
-
Урок литературы с использованием ИКТ на тему "М.А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность" 2008
Урок литературы с использованием информационных компьютерных технологий знакомит учащихся 11-го класса с жизнью и творчеством М.А.Шолохова, показывает значение его творчества и общественной деятельности.
-
Урок литературы с использованием ИКТ на тему "М.А.Шолохов. Жизнь и творчество" 2016
Урок изучения нового материала построен в виде лекции с использованием ИКТ. Это повышает эффективность усвоения материала. К уроку обучающиеся выполняют предварительные индивидуальные задания: готовят сообщения о жизни писателя, учат наизусть стихотворения, делают подбор фрагментов из фильмов. Что позволяет активизировать познавательную деятельность, пробуждает интерес к изучаемому материалу.
-
Урок литературы с использованием ИКТ на тему "Философское осмысление темы жизни в русской поэзии XIX–ХХ веков" 2017
В ходе занятия обучающиеся знакомятся с произведениями поэтов XIX–XX века, совершая «восхождение к себе». Эмоциональным стержнем урока становится стихотворение А.А.Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить». Работа организована по группам в интерактивном режиме с использованием интернет-сервисов, что расширяет информационное поле занятия. В случае отсутствия доступа к сети Интернет, представленные материалы могут быть использованы на уроке в «бумажном» варианте.
-
Урок литературы с использованием ИКТ по теме: "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути 2007
Данный урок способствует интеграции таких предметов, как литература и русский язык, позволяя не только обогащать, но и усложнять словарный запас учащихся; создаёт благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии, интегрируя литературу, музыку, живопись.
-
Урок литературы с использованием ИКТ: "Строка, оборванная пулей" (9-й класс) 2010
Данный урок знакомит учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, воспитывает патриотические чувства, напоминает об ужасах войны, содействует формированию навыков публичного выступления, закрепляет навыки самостоятельной работы с публицистической литературой. Урок построен на основе перспективных домашних заданий.
-
Урок литературы с использованием инормационных технологий 2008
Основным замыслом урока является доказательство необходимости использования ПК как одного из ведущих на сегодняшний день учебных средств. Урок направлен на становление и проявление индивидуальных качеств студентов; развитие их творческих способностей; формирование положительной жизненной концепции.
-
Урок литературы с использованием информационных технологий 2009
Выявляются особенности творчества В.Маяковского революционного периода в сравнении с дореволюционным, изучается творчество поэта в политическом и культурном контексте времени. Совершенствуются литературоведческие навыки, развитие логических умений.
-
Урок литературы с использованием компьютерных технологий по теме: "Взгляд в прошлое из нашего настоящего" 2006
На уроке используется групповая форма работы с учащимися. Применяются иллюстративные методы обучения. Учащиеся проводят исследовательскую работу в группах. Осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
-
Урок литературы с использованием презентации на тему "Страницы биографии Л.Андреева. Повесть "Иуда Искариот" 2009
В ходе урока учащиеся знакомятся с биографией писателя Л.Андреева и определяют причину оригинальной трактовки «вечной темы» в повести «Иуда Искариот», а также своеобразный подход к изображению Иуды.
-
Урок литературы с использованием презентации по теме "Тема "маленького человека" в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" 2011
Ученики обучаются анализу лироэпического произведения. В статье показаны два лика Петербурга в поэме. Автор показывает, как Пушкин раскрывает тему «маленького человека», и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский.
-
Урок литературы с использованием приемов ТРКМЧП "Духовный мир героев И.С. Тургенева на примере рассказа "Бирюк" 2010
Технология РКМЧП очень эффективна. Она формирует самостоятельность, вооружая способами и методами самостоятельной работы, а также, не отвергая парную и групповую формы работы, учит конструктивному взаимодействию детей друг с другом. Ребята работают с идеями, предложенными ими самими, а не учителем, это помогает поддержать интерес и мотивацию.
-
Урок литературы с использованием технологии встречных усилий и ИКТ по теме "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…" (Ф.И. Тютчев) 2008
Педагоги, преподающие литературу в старших классах, думаю, сталкивались с проблемой вводных лекций. Как преподнести ученикам события в личной и творческой жизни писателей, чтобы за датами, названиями сборников они увидели, почувствовали человека, с его радостями и бедами, надеждами и разочарованиями, взлетами и падениями? Чтобы исключить формальный подход к изучению биографий писателей, использую на таких уроках технологию встречных усилий и ИКТ. Уроки-презентации позволяют расширить рамки знакомства с судьбой, творчеством писателей, способствуют созданию целостного образа художника слова, мотивируют учащихся на творческую деятельность.
-
Урок литературы с использованием технологии критического мышления. Л.Н. Толстой. "После бала". 8-й класс 2011
Технология развития критического мышления помогла не только разнообразить урок, но и стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся, а также способствовала развитию личных достижений учащихся через творческую активность, так как равнодушных и бездеятельных учащихся на уроке не было.