Литература
-
Урок литературы с использованием презентации на тему "Страницы биографии Л.Андреева. Повесть "Иуда Искариот" 2009
В ходе урока учащиеся знакомятся с биографией писателя Л.Андреева и определяют причину оригинальной трактовки «вечной темы» в повести «Иуда Искариот», а также своеобразный подход к изображению Иуды.
-
Урок литературы с использованием презентации по теме "Тема "маленького человека" в поэме А.С. Пушкина "Медный всадник" 2011
Ученики обучаются анализу лироэпического произведения. В статье показаны два лика Петербурга в поэме. Автор показывает, как Пушкин раскрывает тему «маленького человека», и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский.
-
Урок литературы с использованием приемов ТРКМЧП "Духовный мир героев И.С. Тургенева на примере рассказа "Бирюк" 2010
Технология РКМЧП очень эффективна. Она формирует самостоятельность, вооружая способами и методами самостоятельной работы, а также, не отвергая парную и групповую формы работы, учит конструктивному взаимодействию детей друг с другом. Ребята работают с идеями, предложенными ими самими, а не учителем, это помогает поддержать интерес и мотивацию.
-
Урок литературы с использованием технологии встречных усилий и ИКТ по теме "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…" (Ф.И. Тютчев) 2008
Педагоги, преподающие литературу в старших классах, думаю, сталкивались с проблемой вводных лекций. Как преподнести ученикам события в личной и творческой жизни писателей, чтобы за датами, названиями сборников они увидели, почувствовали человека, с его радостями и бедами, надеждами и разочарованиями, взлетами и падениями? Чтобы исключить формальный подход к изучению биографий писателей, использую на таких уроках технологию встречных усилий и ИКТ. Уроки-презентации позволяют расширить рамки знакомства с судьбой, творчеством писателей, способствуют созданию целостного образа художника слова, мотивируют учащихся на творческую деятельность.
-
Урок литературы с использованием технологии критического мышления. Л.Н. Толстой. "После бала". 8-й класс 2011
Технология развития критического мышления помогла не только разнообразить урок, но и стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся, а также способствовала развитию личных достижений учащихся через творческую активность, так как равнодушных и бездеятельных учащихся на уроке не было.
-
Урок литературы с компьютерной поддержкой в 9-м классе по теме "Галерея помещиков" в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души" 2009
Использование компьютера позволяет развивать познавательный интерес, успешно решать воспитательные задачи. Данная работа представляет собой опыт использования компьютера и мультимедийного проектора на уроке литературы в 9-м классе во время изучения образов помещиков в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души".
-
Урок литературы с показом презентации, разработанной в PowerPoint, по теме "Запомни мужество солдат" 2010
Суть данной методической разработки – проведение интегрированного урока литературы и информатики, интересного и познавательного для обучающихся, в форме внеклассного мероприятия. Цель урока – проследить изображение народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории, воспитание патриотизма, интернационализма.
-
Урок литературы с привлечением исторического материала "Недаром помнит вся Россия про день Бородина…" 5-й класс 2012
Урок литературы в 5-м классе по теме «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» позволяет учащимся увидеть взаимосвязь литературы и истории, проследить отражение исторического события в художественном произведении и сопоставить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» с историческими источниками.
-
Урок литературы с приемами РКМЧП по теме "Родная природа в стихах Я.П. Полонского и Ф.И. Тютчева" 2010
Методика формирования критического мышления открывает большие возможности для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы. Линии сравнения с составлением таблицы помогают обучающимся увидеть не только отличительные признаки стихов, но и быстрее и прочнее запомнить информацию. Синквейн помогает учащимся выразить своё отношение к новой информации, полученной на уроке.
-
Урок литературы с применением ИКТ по теме "Образ Мцыри в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»" 2008
Главная цель урока - добиться усвоения знаний учащимися с минимальными затратами времени и усилий со стороны учащихся на допустимом стандартными требованиями уровне. Применение ИКТ плавно вписывается в композицию урока. Для полноты восприятия восточной природы, на фоне которой происходит действие поэмы, в качестве фонового рисунка к каждому слайду выбраны фотографии, репродукции картин, передающие красоту и величие природы Кавказа.
-
Урок литературы с применением приемов креативного мышления "А.А.Фет. Стихотворения "Учись у них – у дуба, у березы...", "Я пришел к тебе с приветом..." Проблематика произведений" 2024
Цель урока: познакомить учащихся с биографией А.А.Фета и его стихотворениями «Учись у них – у дуба, у березы», «Я пришел к тебе с приветом».
-
Урок литературы с профориентационным компонентом в 6-м классе по теме "Формула жизни Андрея Платонова по рассказу "В прекрасном и яростном мире" 2009
Занятие, целями которого являются: знакомство с жизнью и творчеством писателя Андрея Платонова, объяснить «формулу жизни» Андрея Платонова, совершенствование умения анализировать прочитанный текст, строить полный ответ, слушать друг друга и др.
-
Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц") 2008
Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", практическая работа: посадка детьми семян цветов.
-
Урок литературы с элементами театрализации по теме "Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». Особенности классицистской драмы" 2009
На уроке изучаются особенности классицистской драмы, произведений французского классицизма, что способствует формированию у старшеклассников понятия о литературных направлениях. На занятии учитель с помощью элементов театрализации пробуждает у своих учеников интерес к внимательному прочтению комедии, вошедшей в сокровищницу мировой классики.
-
Урок литературы, 6-й класс, "Русская литература XIX–ХХ веков" (Повторение и обобщение). "Писателем ты можешь и не быть, но литературу знать – обязан" 2010
Урок помогает проверить уровень усвоения учащимися изученного материала, совершенствовать навыки самостоятельной работы, прививать интерес к предмету.
-
Урок литературы, посвященный 150-летию со дня рождения А.П. Чехова "История одной постановки. "Вишневый сад"". 10-й класс 2012
Открытый урок-экскурсия, посвященный 150-летию со дня рождения А.П. Чехова пробуждает у учащихся интерес к творчеству русского драматурга. Изучается роль писателя в создании «нового» театра; рассматривается история создания пьесы «Вишневый сад».
-
Урок литературы, посвященный памяти В.С. Высоцкого, "Поэты ходят пятками по лезвию ножа / И режут в кровь свои босые души!" 9-й класс 2014
Цель урока: актуализировать знания учащихся о личности и творчестве В.С. Высоцкого; использовать потенциал авторской песни для формирования гражданских качеств личности учащихся; развивать навыки анализа стихотворений, выразительного чтения; прививать интерес к литературе.
-
Урок литературы, тема: "М.Горький "На дне"" 2012
Цель урока: показать социально-философскую направленность пьесы. Структура урока для занятия выбрана в форме прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии.
-
Урок литературы. "Библия. Новый Завет. Рождество Иисуса Христа" 2010
Рассказ о Библии, демонстрация выставки различных изданий Библии. «Новый Завет» о рождении Иисуса Христа. Показ репродукции картины Рембрандта «Святое семейство» и рассказ о ней. Праздник Рождества в России. Театрализованная сценка «Колядование». Легенда о ёлке – символе Рождества. Хоровод детей вокруг ёлки.
-
Урок литературы. "Душевное состояние героя до и после обмана" (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой") 2008
Данный урок - это урок воспитания нравственности, что очень актуально в наше время. Он развивает у детей чувство ответственности за свои поступки, учит обдумывать их, видеть последствия необдуманных решений. При разборе текста ребята учатся работать над "словом", угадывать его тайны, понимать, что каждое слово, фраза в произведении не случайны, то есть идет работа над художественным анализом текста, что пригодится при подготовке к олимпиаде по литературе.
-
Урок литературы. "Труд и подвиг учителя на страницах произведений Ч.Айтматова, В.Быкова, А.Лиханова" 2009
Воспитание у детей потребности осмыслить и выразить впечатления, полученные от художественной литературы не только в классических её образцах, но и в более скромных её проявлениях.
-
Урок литературы. 10-й класс 2014
Урок знакомит с творчеством поэта. Тема любви в лирике А.С. Пушкина – выражение восторга красотой, гимн чувству, возвышающему и облагораживающему человека, выражение безграничного уважения к женщине. Учащиеся анализируют и выражают свое отношение к произведению.
-
Урок литературы. 10-й класс. Тема: "Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — итог его творчества" 2008
Итоговый урок в изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он построен таким образом, чтобы дети приняли в нем активное участие. Этой цели служат следующие методы и виды деятельности: поисково-исследовательская работа, групповая, выступления с сообщениями, пересказ сказок и беседа по содержанию, умение делать выводы. Работая над содержанием, учащиеся должны раскрыть художественное своеобразие сказок, отметить художественные средства выразительности, определить, что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными и что разделяет.
-
Урок литературы. 6-й класс. "Незабываемый мир детства" . Лев Николаевич Толстой. "Отрочество", глава II, "Гроза" 2009
Шестиклассники отличаются сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, они замечают художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. На данном уроке сделана попытка открыть им "секреты" автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей.
-
Урок литературы. 9-й класс. Тема: "Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина" 2012
Целью урока является углубление знаний учащихся, связанных с любовной лирикой А.С. Пушкина, приобретение навыков анализа стихотворений. Задачи на урок поставлены не только обучающие и развивающие, но и воспитательные. Размышляя над жизнью поэта, учащиеся размышляют и о своей сегодняшней жизни, проводят параллель между XIX и XXI веками.
-
Урок литературы. А.С. Пушкин. Болдинская осень 2008
Урок знакомит учащихся с одним из ярчайших периодов жизни и творчества великого русского поэта, писателя, драматурга А.С. Пушкина - Болдинская осень.
-
Урок литературы. Анализ художественного своеобразия рассказа Л.Андреева "Петька на даче" (5-й класс) 2010
Совершенствование анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого с использованием теоретико-литературных знаний через создание творческих исследовательских работ позволяет формировать теоретико-литературные понятия как условие анализа литературно-художественного произведения, развивать коммуникативные навыки речи.
-
Урок литературы. Владимир Мономах. "Поучение" 2009
Урок изучения нового материала с целью формирования представлений о прошлом, древнерусской литературе, этикете; представления о «Поучении» как древнерусском памятнике культуры; углубление сведений о Владимире Мономахе.
-
Урок литературы. Дж. Лондон "Любовь к жизни". 6-й класс 2014
В статье представлен урок, направленный на формирование навыков работы с текстом на примере произведения Джека Лондона "Любовь к жизни". В ходе урока ученики анализируют текст, а дома составляют цитатный план.
-
Урок литературы. И.А. Бунин "Куст сирени". 8-й класс 2013
Учащиеся выделяют проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей. Учатся связному ответу на вопросы. На уроке продолжается развитие навыков анализа художественного текста, развивается монологическая речь, умение отбирать и обобщать отобранный материал.