Урок литературы с использованием ИКТ "Петербург Достоевского"

Разделы: Литература


Цель урока: показать специфику Петербурга Достоевского, используя прием сопоставления, обращаясь к другим авторам и художникам; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения.

План урока

Презентация

Петербург в русской литературе:

1). Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке предметом нашего разговора станет город, который по праву считается второй столицей нашей Родины – Петербург. В прошлом году во время экскурсии мы с вами познакомились с современным Петербургом – городом мостов, музеев, дворцов, галерей…

В 1703 году Пётр I заложил в устье Невы город Санкт-Петербург. Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади, набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих..Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В городе много театров. Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость, Храм Воскресения Христова, Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города.

Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим.

Конечно, красотой города нельзя не восхищаться.

Петербург не раз становился действующим лицом произведений русских авторов.

Тема Петербурга традиционна для русской литературы. Давайте вспомним, каким представлен этот город в творчестве Пушкина, Гоголя, Некрасова.

2). Сообщения учеников:

а) Петербург в творчестве А. С. Пушкина;
б) Петербург в творчестве Гоголя;
в) Петербург в творчестве Некрасова.

II. Петербург в романе Достоевского.

1). Работа со схемой

2). Анализ эпизодов романа:

а) пейзаж в романе

- Что такое пейзаж? (вид изображения какой-нибудь местности)

- Какая атмосфера царит на улицах города? Подтвердите свои ответы цитатами.

Ч.1, гл.1 – “отвратительный и грустный колорит” городского дня

Ч.2, гл.1 – повторение предыдущей картины

Ч.2, гл.6 – вечерний Петербург

Ч.5, гл.5 – вид из окна комнаты Раскольникова

Ч.6, гл.6 – грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова.

- Выявите закономерности в этих описаниях-пейзажах. (Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, толпа)

б) сцены уличной жизни

- Какие сцены уличной жизни вас особенно потрясли?

Ч.1, гл.1 – пьяный в телеге, запряжённой огромными ломовыми лошадьми

Ч.2, гл.2 – сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние

ч.2, гл.6 – шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на …ском мосту

- Что показывают эти сцены? (город униженных и оскорблённых, где царит насилие над слабым)

в) интерьер в романе

- Что мы видим внутри домов?

Ч.1, гл.3 – каморка Раскольникова

Ч.1, гл.2 – кабак, где Раскольников встретился с Мармеладовым

Ч.1, гл.2 – “проходной угол” Мармеладовых

Ч.4, гл.4 – комната-“сарай” Сони

- Какие детали повторяются? (неправильные формы, бедность и убогость обстановки, нищета)

- Что общего между обликом комнат и людьми, в них живущими? (жилища так же убоги и бедны, как и сами люди)

3) Запишите ключевые слова, которые передавали бы ваши чувства, ощущения при чтении этих сцен: омерзение, гнев, неприятие, жалость, ужас, сочувствие…

4). Сопоставление фрагмента об утопленнице (ч. 2, гл. 6) и картины В. Перова “Утопленница”.

В. Перов “Утопленница”

Многие картины русского художника Перова посвящены теме города. Еще сильнее прозвучала эта тема в картине “Утопленница” (1867).

На берегу Москвы-реки распростерто тело утопленницы, которое стережет полицейский. Лицо и вся фигура полицейского выражают полное равнодушие к случившемуся. Видимо, слишком часто подобное происходит на вверенном ему участке.

Художник выбирает ранний утренний час, когда город еще спит, от реки поднимается холодный туман, сквозь его легкую дымку проступает силуэт Московского Кремля. Пейзаж, как и в большинстве картин Перова этого времени, имеет большое значение для раскрытия творческого замысла. Поэзия раннего утра, тишина и безлюдье заставляют глубже почувствовать трагедию преждевременно загубленной жизни и холодное равнодушие общества к ужасным явлениям русской действительности.

Первоначальный эскиз изображал момент, когда тело утопленницы было только что вынуто из воды и его окружала толпа любопытных. Много внимания было уделено характеристике толпы и передаче отношения отдельных зрителей к погибшей и к событию в целом, но элемент обыденности, суетности в сюжете ослаблял драматизм и отвлекал внимание от основной фигуры — утопленницы.

Сравнение картины с эскизами к ней приводит к заключению, что Перов отказался от первоначального стремления изобразить просто трагический эпизод и шел все к большему обобщению. Изменив сюжетное решение, художник усилил социально–трагическое звучание картины.

Вызывая у зрителей сочувствие к обездоленным и угнетенным, картины Перова на темы города призывали к борьбе за переустройство жизни на началах гуманизма и справедливости.

5). Сообщение ученика “Символика цвета в романе Достоевского”.

В романе “Преступление и наказание” основным цветом является жёлтый: в комнате Раскольникова грязные жёлтые обои, само лицо героя во время болезни становится жёлтым, в комнате Сони – желтоватые обои, в кабинете Порфирия Петровича мебель из жёлтого дерева, лицо следователя тёмно-жёлтое; в квартире старухи-процентщицы жёлтые обои, мебель из жёлтого дерева, картины в жёлтых рамках, сама старуха носит пожелтевшую кацавейку; на Петровском острове ярко-жёлтые домики…и т.д.

Весь спектр оттенков – от тёмно- до ярко-жёлтого: цвет заходящего солнца, огненное перо на Сониной шляпе, золотая медаль Катерины Ивановны, рыжая шляпа Раскольникова... Психологи говорят, что жёлтый цвет – это символ лёгкости, непринуждённости, общительности, раскованности, смелости и любознательности. Такая яркая характеристика! Почему же при чтении романа нас так гнетёт цвет солнца? Когда слышишь продолжительный, однообразный звук, кажется, что он проникает в тебя, заполняя каждую клеточку. Так же убивающе действует и обилие какого-то одного цвета. Он как будто накапливается внутри и уже оттуда угнетающе действует на мозг. К тому же в романе в основном грязно-жёлтые тона, что тоже имеет своё значение.

Гнетущее звучание приобретает само слово “жёлтый”. В первой части романа его синоним – “жёлчный”. Стоит прочитать вслух следующие предложения: “Тяжёлая, жёлчная, злая улыбка змеилась по его губам. Он прилёг головой на свою тощую и затасканную подушку и думал, долго думал... Наконец ему стало душно и тесно в этой жёлтой каморке”. Какое назойливое жужжание слышится в этих фразах! Оно ассоциируется со зноем и сухой пылью Петербурга. Кажется, что перехватывает дыхание. Следующий отрывок: “Проснулся он жёлчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко”. Здесь слышится уже и злобное шипение. Тихий, но назойливый звук больше всего раздражает наши нервы. Как не сойти с ума в такой обстановке!

При жизни Достоевского слова “жёлтый” и “жёлчный” писались через “о”. Вот что отмечает по этому поводу критик: “...это написание как-то грубее и выразительнее... Стоило бы и теперь восстановить это начертание: оно подчёркивало бы то особенное значение, которое вложил в эти слова Достоевский”.

В романе очень мало красок, и ни один цвет, кроме жёлтого, не повторяется много раз.

Если вспомнить, что “жёлтый дом” означало – сумасшедший дом, то символика жёлтого цвета становится очевидной. Ведь недаром же Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших.

Вывод.

- Что вы можете сказать о Петербурге Достоевского?

Мотив духоты, тесноты, толкучки, вони, грязи, который рождается пейзажем, продолжается и усиливается описанием внешнего облика людей, их жизни и каморок, в которых они живут. Человек задыхается в этом городе. Атмосфера Петербурга Достоевского – атмосфера тупика и безысходности. Это город, в котором невозможно быть.

IV. Д/з: сообщения по группам:

1 гр. судьба Мармеладова

2 гр. судьба Катерины Ивановны

3 гр. дети Катерины Ивановны, пьяная девочка