Необходимо формировать у детей коммуникативную потребность: стремление пользоваться разнообразными речевыми средствами, понимание того, какие преимущества дают разнообразные речевые умения, как можно с их помощью воздействовать на других людей, мыслить, выражать себя.
Развивать креативные способности всех участников образовательного процесса – одна из главных задач, стоящих перед современной школой, потому что только творческая личность, способная критически мыслить, может позитивно моделировать своё будущее.
Без усилий, без эмоционального, интеллектуального, волевого напряжения невозможна ни активная познавательная деятельность, ни сознательное участие в образовательном процессе, ни полноправное взаимодействие ученика и педагога. Иными словами, если формирующаяся личность окажется неподготовленной прилагать усилия в той или иной деятельности, то вряд ли этот человек в будущем сможет достичь успеха.
Уроки русского языка и литературы, на мой взгляд, как никакие другие, несут огромный воспитательный потенциал: через произведения литературы рассматриваются взаимоотношения человека и природы, человека и государства, человека и семьи, человека и общества.
Цели и задачи урока:
- затронуть “вечные” философские проблемы: о смысле жизни, о ценностях бытия и др.;
- воспитание толерантности (терпимости), умения выслушать другого и понять его точку зрения;
- развитие креативности;
- развитие общеучебных навыков: умение анализировать стихотворение, оперировать литературоведческой терминологией, проводить параллель между произведениями разных авторов, уметь сопоставлять разные точки зрения, делать выводы;
- эстетически воздействовать на учащихся, развивать “художественный вкус”;
- воспитание патриотизма, чувство гордости за родной язык, великую русскую культуру вообще и литературу в частности.
Оборудование:
- магнитофон с записями романсов;
- раздаточный материал (стихи).
Оформление: тема “Звезда как символ в стихотворениях русских поэтов”, эпиграф “Через тернии – к звёздам”, памятка “Синквейн”.
Перед уроком звучит романс Б.Гребенщикова “Под небом голубым есть город золотой”.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
– Здравствуйте. Вы не знаете меня, я не знаю вас. Но перед нами стоит общая задача: нам нужно создать Урок, и, чтобы её выполнить, мы должны стать одной командой. Мне бы очень хотелось, чтобы на нашем уроке мы придерживались некоторых правил:
1. Я не боюсь ошибок, потому что ошибка – один из путей нахождения правильного решения.
2. Может быть, я не прав, но это моя точка зрения, и она имеет право на существование.
Итак, вперёд, коллеги!
II. Разминка.
– Смотрели ли вы когда-нибудь на звёздное небо?
Вспомните, что чувствовали вы в тот момент?
Как вы думаете, почему звёзды притягивают людей?
Сегодня мы с вами поговорим о звёздах. “Как же
это? – можете спросить вы. – Урок литературы и
звёзды?!”
Продумывая урок, я сформулировала его тему и
подобрала эпиграф к уроку, но этот урок – урок
“совместного творчества”, поэтому, я думаю,
будет правильно, если ьему урока и эпиграф к нему
вы подберёте сами в конце урока.
Древние римляне говорили: “Per aspera ad astra!” (“Через
тернии – к звёздам!”)
Задание №1. Дайте лексическое толкование слова “звезда”.
(В случае затруднения обращаемся к словарной статье из “Толкового словаря” С.И.Ожегова. “Звезда – 1. Небесное тело (раскалённый газовый шар), ночью видимое как светящаяся точка. Зажглись звёзды. Небо в звёздах. Полярная звезда. Звезда первой величины (ярчайшая, а также перен.: о выдающемся деятеле искусства, науки). Верить в свою звезду (перен.: в своё назначение, в свою счастливую судьбу). Восходящая звезда (также перен.: о человеке – новая знаменитость). Звёзд с неба не хватает (перен.: о заурядном, ничем не примечательном человеке). 2. О деятеле искусства, науки, о спортсмене: знаменитость. Звезда экрана. 3. Фигура, а также предмет с треугольными выступами по окружности. Пятиконечная звезда. Кремлёвские звёзды. Орден Красной Звезды. Морская звезда.)
Задание №2. Подберите и запишите 5
существительных, 4 прилагательных, 3 глагола,
которые ассоциируются у вас со словом “звезда”.
Зачитайте свои работы. Я открою вам секрет:
поздравляю, вы только что начали писать синквейн.
(Обращаюсь к плакату) Синквейн – пятистишие,
соответствующее по содержанию заданной
проблеме. Композиция синквейна:
1 строка – 5 существительных.
2 строка – 4 прилагательных или причастий.
3 строка – 3 глагола.
4 строка – фраза-кульминация из текста.
5 строка – эмоциональное отношение автора синквейна к изучаемой проблеме.
И если вы не против, то мы в конце нашего урока продолжим эту работу и завершим синквейн.
III. Контрольно-подготовительный этап.
– Многие поэты в своих произведениях обращались к теме “звёзды”. Послушайте стихотворение А.А.Фета.
Я долго стоял неподвижно,
В далёкие звёзды вглядясь, –
Меж теми звездами и мною
Какая-то связь родилась.
Я думал… не помню, что думал.
Я слушал таинственный хор,
И звёзды тихонько дрожали,
И звёзды люблю я с тех пор.
– Как вы думаете, какое лексическое значение
имеет слово “звезда” в этом стихотворении?
– Определите основную идею этого стихотворения.
В каких словах заключена основная мысль?
– Что важно для лирического героя: передать
картину звёздного неба и свои чувства или
философски обобщить увиденное?
IV. Вызов.
– Один из известных поэтов 19 века написал
стихотворение, которое начиналось словами “Душа
хотела б быть звездой…”. Вслушайтесь в эти слова
– “Душа хотела б быть звездой”.
– Как вы думаете, какие слова здесь ключевые?
Душа – звезда.
– Кто, по вашему мнению, автор этих строк? Почему
вы так думаете? Аргументируйте свой ответ. Это
стихотворение Ф.И.Тютчева.
– Что, на ваш взгляд, подразумевал автор под
сочетанием “душа – звезда”?
Давайте прочитаем это стихотворение полностью.
Душа хотела б быть звездой,
Но не тогда, как с неба полуночи
Сии светила, как живые очи,
Глядят на сонный мир земной,
Но днём, когда сокрытые как дымкой
Палящих солнечных лучей,
Они, как божества, горят светлей
В эфире чистом и незримом.
– По какому принципу построено это
стихотворение? По принципу антитезы, т.е.
противопоставления.
– Найдите антитезу. (“Звезда на небе полуночи”
и “звезда…днём…”.)
– В чём вы видите разницу между ними?
– Как об этом пишет Тютчев? В чём он видит
разницу, почему он противопоставляет эти
понятия?
– Что важно для лирического героя этого
стихотворения: нарисовать реальную картину или
философски обобщить увиденное?
– Закончите мысль: “Если душа – звезда, то
она…”.
– Вспомните, что в литературоведении называется
символом. (В случае затруднения обращаемся к
плакату-памятке).
– В 1914 году Владимир Маяковский написал
стихотворение “Послушайте!”
Задание №1. Прочитайте про себя стихотворение, при чтении обращайте внимание на рифмы и членение строк.
Задание №2. Прочитайте выразительно вслух.
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит –
чтобы обязательно была звезда! –
клянётся –
не перенесёт эту беззвёздную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
“Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!”
Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают –
значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
– Сколько смысловых частей мы можем выделить в
этом стихотворении?
– Какова особенность композиции этого
стихотворения?
– Прочитайте вступление и заключение. В чём вы
видите разницу? Если во вступлении употребляются
вопросительные предложения, то в заключении
появляется риторический вопрос.
– Почему появляется этот риторический вопрос?
Задание №3. Из второй части выпишите слова, обозначающие действия (надрываясь, врывается, боится, плачет, целует, просит, клянётся, не перенесёт, говорит). Это до появления звезды, а после? Обратите внимание на слова, передающие состояние человека: “ходит тревожный, но спокойный наружно”, “не страшно”. Почему таперь не страшно?
– Как вы думаете, что обусловило страстное
желание лирического героя этого стихотворения
увидеть “хоть одну звезду”?
– Символом чего, по вашему мнению, является
звезда в стихотворении Маяковского? Прочитаем
начало ещё одного стихотворения
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
Это – сладкий заглохший горох,
Это – слёзы вселенной в лопатках,
Это – с пультов и флейт – Фигаро
Низвергается градом на грядки.
Это стихотворение написал один из самых
“загадочных” поэтов 20 века Б.Л.Пастернак.
“Загадочных”, потому что он любил поиграть с
читателем, зашифровывая информацию, придумывая
“чудоковатые” образы, наполняя слова новым
смыслом, создавая свои символы.
Давайте мы с вами включимся в эту игру и
попробуем отгадать, что такое “ЭТО”.
Итак, что же такое “Это”?
Ответы учащихся.
– А стихотворение называется просто – “Определение поэзии”, цикл “Занятье философией”, книга “Сестра моя – жизнь”.
Задание. Найдите образ, который мы можем соотнести со словом “звезда”.
– Можем ли мы сказать, что поэт описал
вселенную? Докажите.
– Какую параллель мы можем провести? Поэзия –
вселенная. Дочитаем стихотворение до конца.
Всё, что ночи так важно сыскать
На глубоких купаленных доньях,
И звезду донести до садка
На трепещущих мокрых ладонях.
Плоше досок в воде – духота.
Небосвод завалился ольхою.
Этим звёздам к лицу б хохотать,
Ан вселенная – место глухое.
Задание. Найдите образы, связанные со звёздами. Как вы можете их связать с определением поэзии?
– Конечно же, мы на одном уроке никак не сможем раскрыть нашу тему во всей полноте. И у Фета были стихи о звёздном небе, наполненные глубоким философским смыслом, а Тютчев просто рисовал картину звёздного неба. Мы не говорили о замечательном стихотворении Б.Пастернака “Рождественская звезда”. Но мне хотелось бы напомнить вам одно стихотворение, которое вы изучали в 8 классе. Н.М.Рубцов “Звезда полей”.
Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь,
Всех городов поднявшихся вдали.
Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей.
– Символом чего является звезда в этом
стихотворении? Что приближает стихотворение
Н.Рубцова к народным песням? Конечно же, повторы.
В народной поэзии повторы играли роль
заклинаний. Можем ли мы утверждать, что и в
стихотворении Рубцова повторы играют эту же
роль?
Звезду как символ мы встречаем и в романсах:
“Гори, гори, моя звезда”, “Под небом голубым
есть город золотой” и др. . Послушайте романс
“Гори, гори, моя звезда” в исполнении Анны
Герман. (Звучит запись романса.)
Подумайте, с какими стихотворениями оно
перекликается? Докажите свою точку зрения.
V. Этап сотворчества.
– Итак, мы с вами завершаем работу. Давайте вернёмся к синквейну и завершим его.
Учащиеся завершают свои работы и зачитывают их.
– Сформулируйте тему урока и подберите эпиграф к нему.
Заслушиваются ответы учащихся.
VI. Рефлексия.
– Антуан Сент-Экзюпери написал философскую сказку “Маленький принц”. Рассказ о мальчике, который прилетел на Землю с далёкого астероида.
Учитель читает отрывок наизусть на фоне композиции “Одинокий пастух”.
“… Сегодня ночью исполнится год. Моя звезда станет как раз над тем местом, где я упал год назад.
– Послушай, малыш, ведь всё это – и змея, и свидание со звездой – просто дурной сон, правда?
Но он не ответил.
– Самое главное – то, чего не увидишь глазами…, – сказал он.
– Да, конечно…
– Это как с цветком. Если любишь цветок, что растёт на далёкой звезде, хорошо ночью глядеть в небо. Все звёзды расцветают. Это как с водой. Когда ты дал мне напиться, та вода была как музыка. Ночью ты посмотришь на звёзды. Моя звезда очень маленькая, я не могу её тебе показать. Так лучше. Она будет для тебя просто – одна из звёзд. И ты полюбишь смотреть на звёзды… Все они станут тебе друзьями. И потом я тебе кое-что подарю…
И он засмеялся.
– Ах, малыш, малыш, как я люблю, когда ты смеёшься!
– Вот это и есть мой подарок… У каждого человека свои звёзды. Одним – тем, кто странствует, они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для учёных они – как задача, которую надо решить. Для дельца – они золото. Но для всех этих людей звёзды – немые. А у тебя будут совсем особенные звёзды. Ты посмотришь ночью на небо – и ты услышишь, что все звёзды смеются. Как будто вместо звёзд я подарил тебе целую кучу смеющихся бубенцов. Будет очень славно. Я тоже стану смотреть на звёзды. И все звёзды будут точно старые колодцы со скрипучим воротом. И каждая даст мне напиться… У тебя будет пятьсот миллионов бубенцов, а у меня – пятьсот миллионов родников…”
– Вы скоро выйдете из школы во взрослую жизнь. Каждый из вас выберет свою дорогу, свою звезду. Желаю вам найти её, и пусть она освещает ваш путь и ведёт за собой.