Цель: показать на примере повести В. Распутина «Уроки французского», какое значение в жизни имеет душевная доброта.
Задачи:
1) развивать навыки характеристики героя;
2) развивать умение работы с текстом;
3) развивать устную речь учащихся посредством развернутого ответа на вопросы;
4) развивать навык самостоятельной работы с текстом;
5) обогащать лексику путем ввода литературных понятий.
Оборудование: тексты повести В.Г. Распутина «Уроки французского», плакаты с высказываниями о добре и доброте, белый лист бумаги, разноцветные бумажные сердечки для сочинений-миниатюр, интерактивное оборудование, презентация
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
В 2010 году наша страна отмечает значимую дату – 65 лет со дня окончания Великой Отечественной Войны. Слайды № 1,2,3
Война! Это страшно. А как детское сердечко сжималось от потерь, боли, страдания, страха! И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту. Слайды №3,4,5
Во все времена эти понятия остаются неизменны. Они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что нашли свое отражение в народной мудрости. Я надеюсь, что и вы, ребята, знаете пословицы, поговорки, высказывания о добре и доброте.
- Произнесите их…
Доброта. Именно это человеческое качество является основным у героев Валентина Григорьевича Распутина. Вот и сегодня мы попытаемся понять, как входит доброта в нашу жизнь. Тема нашего занятия «Уроки доброты» (по произведению Валентина Григорьевича Распутина « Уроки французского»). Слайд №6
2. Работа по выбору эпиграфа к уроку.
Слова, которые станут эпиграфом к нашему уроку, я предлагаю вам выбрать самостоятельно. Перед вами находится карточка № 1, где предложены высказывания известных людей: Слайд №7
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н.ТолстойВерю я, придёт пора. Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.
Б.Пастернак
Ознакомьтесь с ними и объясните, чьи слова более полно раскрывают тему нашего урока.
- Почему вы не выбрали строки Б. Пастернака? (Потому что во все времена добро находилось рядом с человеком, были те, кто дарил его людям)
Запишите выбранный вами эпиграф в тетрадь. Слайд №8
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Он на себе ощутил тяготы военного и послевоенного детства. Понять, что это было за время, нам помогут документальные кадры и фотографии. 1948 год. Слайд №9, 10
Недавно закончилась война. В стране разруха. Не хватает продовольствия. Действует карточная система снабжения продуктами. Слайд № 11 Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым. Слайд №12
Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но таких в то время были тысячи. «Послевоенная сказка». Только имея доброе сердце, можно написать такие проникновенные строки.
Сидит… Кусочком хлебушка тарелку молча трёт,
Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврёт…
И вот тарелка светится, сверкает белизной,
Как будто чудо-зеркальце из сказочки одной.
Ещё движенье корочки и выплывет со дна
Холодная, голодная, последняя война.
Всплывёт щадящей плошкою полуподвальный свод
И мальчуган с ладошкою, протянутой вперёд.
Всё ближе, нестерпимее в заветном том кольце
Кричат глаза огромные на узеньком лице.
Забудь, другое времечко и сказочка не та.
Но всё ж чиста тарелочка, тарелочка пуста.
Сибирь – родина писателя. Глухая деревушка Усть-Уда в Иркутской области. Слайд № 14 Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. В рассказе мы столкнёмся с тем, что герой никогда не видел яблок. В 1973 году появляется в печати один из лучших рассказов Распутина – «Уроки французского», посвящённый Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери драматурга Александра Вампилова, проработавшей много лет в школе.
Слайд № 15. Сам писатель выделяет этот рассказ среди своих произведений. Действительно, рассказ «Уроки французского» в немалой степени автобиографичен.
- Давайте вспомним, какие произведения называют автобиографичными? (автобиографичными называют те произведения, в которых автор использовал как материал события из своей личной жизни). Слайд №16
И пользуясь положением писателя, Распутин постарался рассказать нам о том, что он пережил в те годы.
3. Работа в группах по текстам повести.
На экране вы просмотрели документальные кадры. А увидеть, как показано
послевоенное время в повести, нам поможет совместная работа. Дома вы прочитали
произведение. Откройте учебники. Вам понадобятся тексты. Перед вами
карточка № 2, где сформулированы вопросы: Слайд № 17
Когда вы обсудите задания в группе, внимательно слушайте ответы товарищей, может быть, им понадобится ваша помощь.
Дети отвечают…на вопросы.
Большое место в книге занимает игра на деньги. Герой сталкивается со сложной ситуацией, общаясь с ребятами, живущими по законам улицы.
- Какие уроки получает герой в этой компании? Нужны ли они? (уроки подлости, злобы, зависти, жестокости и т.д.)
Думаю, серой и безрадостной была бы наша жизнь, если бы взрослеющий человек получал только уроки подлости. Жестокости. Злобы. Но, к счастью находятся люди, которые проявляют сердечность, тепло, доброту.
- Кто же в рассказе противостоит злу?
Представить, как выглядит герой произведения и какими качествами он наделён, нам помогает портрет.
- Вспомните, что такое портрет в литературном произведении? Слайд № 18
- …Прочитай портрет Лидии Михайловны.
- Ребята, случайно ли в рассказе учительница так красива?
Рядом с ней находится наш герой. Прочтите его портрет…
- Какой художественный прием использует автор, чтобы подчеркнуть душевную доброту учительницы и трудное положение мальчика? (антитеза)
- Что мы называем антитезой?
4. Игра в «интервью».
А сейчас предлагаю поразмыслить над взаимоотношениями Лидии Михайловны и ученика. Мы поиграем в «интервью».
- Кто объяснит значение слова – интервью? Предназначенная для печати (или передачи по радио, телевиденью) беседа с каким-нибудь лицом. Слайд № 19
Суть игры такая: одна группа представляет Лидию Михайловну, вторая выступает от имени главного героя. Ваша задача, так как ответы вы будете давать, опираясь на знание текста, говорить от первого лица. Вопросы будет задавать группа репортёров, которые внимательно прочитали произведение и сформулируют те вопросы, что особенно интересуют ребят- ровесников главного героя. Задача репортеров – следить, чтобы вопросы не повторялись.
Вопрос – Ответ…
- А как вы, ребята, повели бы себя в такой ситуации на месте героя?
- Понимает ли мальчик, что учительница хочет ему помочь? Есть ли это доброта со стороны Лидии Михайловны? Слайды № 20,21
5. Творческая работа.
Вернёмся к эпиграфу нашего занятия. Прочтите его. Слайд № 22
- Как он связан с «Уроками доброты»? Как вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого?
Напишите это в своей небольшой творческой работе. Перед вами сердечки, на них вы и ответите на вопрос. Наполните их своим теплом и добротой. Учащиеся пишут сочинения-миниатюры и читают вслух.
(ученики приклеивают сердечки на белый лист).
Наша жизнь без тепла, сердечности, доброты, пуста. Посмотрите, как ожил лист, наполненный теплом и добротой ваших сердец.
Из рассказа мы знаем – учительница потеряла любимую работу. Но осталась её душевная щедрость, истинная любовь к детям.
В начале урока вы произносили пословицы и поговорки о добре и доброте. А итог нашему занятию подведут законы доброты, о которых нам говорит Распутин. Записываем в тетрадь: Слайд № 23
Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Добро возвращается добром.
В.Г.Распутин
Приложение 1
Карточка № 1
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н.ТолстойВерю я, придёт пора. Силу подлости и злобы одолеет дух добра.
Б.Пастернак
Карточка № 2
- Какие факты и детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?
- В каком возрасте у героя началась самостоятельная жизнь? Что это значит – самостоятельная?
- Какие испытания ожидали мальчика вдали от дома?
- Почему мальчик начинает играть на деньги?
- Как вы считаете, можно ли оправдать игру на деньги?
- Счастлив ли герой, получая деньги таким образом?