Цели:
- познакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества Ф. И. Тютчева;
- выявить особенности поэтического языка поэта;
- формирование навыка анализа лирического произведения;
- развитие творческих способностей учащихся.
Эпиграф:
“Стихи Тютчева о природе – почти всегда страстные признания в любви. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, – любоваться многообразными проявлениями жизни природы”.
В.Я. Брюсов
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Разминка. Прочитайте отрывки из стихотворений. Знаком ли вам автор этих строк?
(Распечатки с текстами на партах, см. Приложение 1)
Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора…Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят….Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора:
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать.
В Россию можно только верить.
3. Контрольно-подготовительный этап.
- Я думаю, вы узнали Ф.И.Тютчева. (Приложениеи 4, слайд 1, тема урока, портрет Тютчева)
- Ваше впечатление от его стихов? Что–то привлекло в его поэзии?
- Давайте обратимся к фактам из жизни поэта и попытаемся осмыслить своеобразие личности поэта.
(работа с таблицей, см. Приложение 2; просмотр слайдов)
4. Вызов.
- Обратите внимание на отрывки, прозвучавшие в начале урока. О чем они?
- Да, совсем не случайно то, что все они – о природе. Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Тютчева. По подсчетам исследователей, 5/6 всего наследия Тютчева посвящено философии природы. Обратимся к эпиграфу. Как вы понимаете слова Брюсова? (слайд 7)
- Природа для Тютчева – не только объект для эстетических переживаний, как это чаще всего бывает в пейзажной лирике, но и материал для размышлений о мире, о Боге, о месте человека в этом мире. Чтобы почувствовать это, давайте проведем творческий эксперимент. Перед вами стихотворение Ф.Тютчева “Осенний вечер”, в котором пропущены эпитеты. (См. Приложение 3). Ваша задача – вставить на месте пропуска те определения и эпитеты, которые, по вашему мнению, должны здесь стоять.
- Что же у нас получилось? В большинстве случаев предложенные определения носят назывной характер, явления описываются по внешним признакам. А что же у Тютчева? (слайд 8)
- Попытаемся понять состояние лирического героя. В какой строке оно проявляется? (умильная, таинственная прелесть)
- Чем же вызвана эта таинственность? (противоречие между образом и чувствами, которые этот образ вызывает: в 3-9 стихах развернута картина умирания природы, но эта картина вызывает у героя умиление. “Блеск и пестрота дерев” – признаки угасания жизни; “порывистый, холодный ветер” – почти озноб, предсмертные судороги).
- Среди тютчевских определений есть и назывные: багряный, легкий, холодный, разумный. А в чем особенность таких эпитетов, как зловещий, томный, грустно-сиротеющий, кроткий? (в обычной речи определяющие внутренне состояние человека, у Тютчева они отнесены к описанию картин природы, тем самым поэт наделяет природу человеческими свойствами).
- Как изображает природу Тютчев? (не как сторонний наблюдатель, он пытается понять душу природы, услышать её голос)
- Подтверждением этому служит ещё одно стихотворение поэта “Как океан объемлет шар земной…” (слайд 9).
- О чем это стихотворение? (об океане, о путешествии)
- Это не совсем так. Путешествие по океану – это только метафора, а тема стихотворения заявлена поэтом во втором стихе: “Земная жизнь кругом объята снами”. Скажите, почему поэт сравнивает земную жизнь с землей, а сны – с океаном? (земля, как и дневная жизнь, имеет границы, понятна, ее можно описать и изучить, она реальна, постоянна; а океан, как и сон, – нечто зыбкое, неуловимое, таинственное)
- Проследим за развитием метафоры. Каким понятием в первой части строфы объединены сон и океан? (стихия)
- С чем ассоциируется сон во второй строфе? (с путешествием)
- Но самой важной и потрясающей является третья, заключительная строфа. Давайте нарисуем картину, которая возникает при чтении: утлый челн в колеблющихся волнах океана, горизонт, скрытый мраком ночи, звезды, усыпавшие небесный купол и отразившиеся в черном зеркале воды. Бездна космоса неуловимо смыкается с бездной океана: “И мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены”. И теперь стоит вспомнить первую строфу: весь этот величественный пейзаж – воплощение внутреннего мира человека во время сна. Пейзаж, нарисованный Тютчевым, внутри и снаружи человека. Трудно все это выразить словами, терминами, строгими понятиями. Очевидно, есть только одна возможность сказать несказанное, выразить невыразимое – та, которой воспользовался Ф.И. Тютчев.
Д/з: написать миниатюру-размышление: “Как я понимаю строки Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык”.
Литература:
- И.В.Золотарева “Поурочные разработки по русской литературе. 10 кл”. М, “ВАКО”. 2006.
- “Я иду на урок литературы. 10 класс”. М, “Первое сентября”. 2002.
- Б.И.Турьянская, Л.Н.Гороховская “Литература в 10 классе. Урок за уроком”. М, “Русское слово”, 2003.
- Ф.И. Тютчев “Сочинения в двух томах”. М, “Правда”, 1980.
- Библиотека электронных наглядных пособий. “Дрофа”, 2004.