Цели:
- Образовательные:
- подробно анализировать отрывок из повести;
- дать понять фантастику автора как художественный прием;
- гипербола как изобразительно-выразительное средство;
- фантастика как прием, придающий произведению народность.
- Развивающие:
- развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие навыки.
- Воспитательные:
- подвести к выводу, что автор, рассказывая о самых обычных людях, высмеивает человеческие пороки (обжорство, упрямство, пьянство, легкомыслие..) или изображая фантастических героев и ситуации, подчеркивает их достоинства
Оборудование: презентации Power Point, интерактивная доска
ХОД УРОКА
1. Оргмомент (запись темы урока)
– Сегодня мы проведем урок « Реальное и фантастическое на страницах повести « Ночь перед Рождеством». Что такое реальное и фантастическое? Мы должны будем определять, что реального и фантастического в отрывке, который мы прочтем сегодня на уроке. И почему автор вводит фантастику, когда рисует реальное?
2. Беседа по прочитанному
– Из отрывков, которые мы уже прочитали,
вам известно, что повесть эта похожа на
сказки. Тут, как и в сказках, много
фантастики. Что фантастического вы находите в
уже прочитанном? (Сказочные фантастические
существа: черт, ведьма, фантастические ситуации:
черт крадет месяц, ведьма летает на метле и
собирает звезды и.т.д.) Рассказывается в
повести еще и об обычных людях. Каких героев мы
отнесем к обычным деревенским людям? (красавица
Оксана, Кузнец Вакула, Чуб, деревенские парни и
девушки). При чтении каких эпизодов вам было
смешно? (когда автор рассказывает о картине,
где Вакула нарисовал как черта бьют чем попало и
выгоняют из ада ; в доме Солохи, когда герои
прячутся друг от друга, когда дьяк и Чуб
оказались в одном мешке и.т.д.) Итак, нам
было и смешно, и интересно. Как вы думаете,
ребята, для чего Гоголь рисует своих героев
так, чтобы нам было смешно? (Высмеивает
недостатки героев?) А теперь давайте вспомним,
про каких людей мы прочитали в повести?
Мне хотелось бы убедиться, насколько хорошо
вы прочитали текст, как поняли прочитанное.
3. Узнайте героя по фразам, взятыми из текста:
… уже протянул было руку схватить его, но вдруг
отдернул ее назад, как обжегшись, пососал пальцы (Черт)
... долго еще ворчал и бранился, а между тем в то же
время раздумывал, на что бы решиться (Чуб)
... долго еще принаряживалась и жеманилась (Оксана)
… что я за баба! Не дам никому смеяться над
собою… (Вакула)
… мне не хочется встретиться с дьяком… (Голова)
… сердечно рад этому случаю погулять немного у
нее и не испугался метели (Дьяк)
... металась как угорелая и, позабывшись, дала
знак … (Солоха) …
… крепко занят был галушками… (Пацюк)
4. Каких людей изображает автор? (Черт мстительный, любят погулять, выпивать, легкомысленных, хвастливых(Оксана), упрямых, трусливых)
5. «Немое кино» (Работа по группам)
– А теперь проверим, как вы ориентируетесь в прочитанном. Каждая группа должна будет советоваться, как показать заданную вам ситуацию. Некоторые будут изображать немые сцены, другая группа будет отгадывать: какой это эпизод и найти и зачитать эпизод или сделать краткий пересказ эпизода.
6. Перед тем, как приступить чтению нового отрывка, я хочу вас познакомить с одной исторической личностью. Сегодня наш герой Вакула встретится с этой царицей, с Екатериной II.
7. Живопись и повесть «Ночь перед Рождеством»
– Кого мы видим на картине?
– Что такое Коляда?
8. Выразительное чтение отрывков.
– Молодежь выходит колядовать и к Оксане
приходят дивчины и парубки звать ее. И какой
разговор происходит между Оксаной и Вакулой?
А) Диалог Оксаны и Вакулы о черевиках царицы
– Потом мы узнали, что Вакула решил полететь в
Петербург на черте. О чем они говорят?
Б) Диалог Черта и Вакулы.
9. Чтение отрывка. «Полет Вакулы в Петербург». (Запись темы отрывка)
(Приложение. Слайд 1. Темное небо со звездами и месяцем. Слайд 2. Словарная работа. Слайд 3. Изобразительно-выразительные средства. Слайд 4. Изображение Петербурга. Слайд 5. Словарная работа. Слайд 6. Гипербола. Слайд 7.Изображение дворца Слайд 8. Екатерина II. Слайд 9 Словарная работа.)
10. Работа по прочитанному
Сообщения по группам:
1 группа. Вакула на небе.
– Что интересного, удивительного увидел Вакула
на небе?
– Какие фантастические персонажи встречаются,
какие фантастические ситуации рисуются?
С помощью каких изобразительно-выразительных
средств он рисует то, что увидел Вакула?
2 группа. Петербург.
– Как автор описывает Петербург? Что чувствует Вакула при виде столичного города?
3 группа. Дворец царицы.
– Опишите дворец царицы
– Какие эмоции испытывает Вакула, оказавшись
во дворце?
4 группа. Встреча с царицей. – Какой вы представляете Екатерину II? Как она обращается с кузнецом? Какие выводы вы можете сделать о царице?
10. Выводы по теме урока
– Итак, вернемся к теме урока. И мы должны будем определить, что реального, что фантастического в прочитанном. Давайте заполним таблицу «Реальное и фантастическое в прочитанном отрывке». (Работа на интерактивной доске и в тетрадях)
Реальное |
Фантастическое |
Петербург Дворец царицы Екатерина II Вакула – человек из народа |
Полет Вакулы на черте Черт Колдун Духи Полет метлы Стук копыт, звук колес отзываются громом Кареты летят Дома растут |
– Итак, мы выявили где реальность, а где фантастика. Как вы думаете, почему Гоголь переплетает реальную жизнь с фантастикой? (Автор изображает жизнь народа, поэтому использует народную сказочную фантастику. Это придает произведению народность.) А такжефантастика делает произведение интересным и смешным. Смех, как мы увидели и в предыдущих главах, является оружием автора. Он с помощью смеха высмеивает человеческие пороки, отрицательные качества людей. А каким вы увидели Вакулу сегодня? (ловким, целеустремленным, способным сдержать свое слово, готовым на все ради любви). Значит мы увидели еще, что фантастика подчеркивает достоинства героя. А изображение реальных героев или героев, близких на обычных людей, заставляет читателя задуматься над прочитанным и сделать определенные выводы.
11. Рефлексия
– Продолжите предложения: Я сегодня на уроке узнал…
Я понял …
Я научился …
Я благодарен …
12. Домашнее задание