Урок литературы с использованием приемов ТРКМЧП "Духовный мир героев И.С. Тургенева на примере рассказа "Бирюк"

Разделы: Литература


Данная технология позволяет на этом уроке:

- Увидеть личностное отношения школьника к тому, что он учит.

- Узнать ценностное отношение к изучаемому материалу, выражать свои мысли (устно и письменно).

- Выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Тема урока: Духовный мир героев И. С. Тургенева на примере рассказа “Бирюк”.

Цели урока:

1. Ознакомление с образами и идеями произведения “Бирюк” И. С. Тургенева.

2. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, умение работать с информацией, умение рассматривать её вдумчиво, умение понимать, как различные части информации связаны между собой, умение выделять ошибки в рассуждениях, умение акцентироваться на главном в тексте.

Воспитание чувства сострадания, избегания категоричности в утверждениях.

Место урока в теме: Это 2-й урок из 3-х в теме, посвященной творчеству И. С. Тургенева.

Оборудование: Доска, тетрадь, учебник (Литература. 7 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ авт.-сост. В. Я. Коровина. - 15-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2007. - 320 с.)

Ход урока

1. Организационный момент: Запись темы урока. Время: 2 минуты.

2. “Вызов”.

Учащимся предлагается составить кластер о Тургеневе (запись ассоциаций, идей, связанных с данной фамилией).

На дом учащимся задано было приготовить минидоклады (полстраницы) о жизнетворчестве И.С. Тургенева на темы “Детство Тургенева”, “Студенческие годы Тургенева”, “Любопытное из жизни Тургенева”, “Основные темы творчества Тургенева”

После заполнения кластера, ученики обмениваются с соседом по парте минидокладами, знакомятся с новым для себя содержанием и дополняют свои кластеры. Таким образом, осуществляется проверка домашнего задания, актуализация и выход на проблематику рассказа “Бирюк” (униженное, угнетенное положение народа).

На доске появляется краткий, обобщенный кластер, составленный из некоторых предложений учеников. Например, Тургенев - писатель, автор “Стихотвореиий в прозе”, детали природы, тема угнетенности крестьянства, ссылка была, жил за границей, писал только на русском, 1818-1883 и т.д.

Временные затраты: 10 минут.

3. “Осмысление”.

“Чтение с остановками” рассказа “Бирюк” (особо остановиться на причинах отношения мужиков к леснику, на условиях жизни самого лесника, на поступке мужика, чем он вызван, на поступке лесника):

Вопросы, задаваемые ученикам по ходу чтения (во время остановок):

- Объясните, почему мужики не любят лесника?

- Правы ли они?

- Что заставляет их воровать лес?

- За что и за кого несет ответственность Бирюк?

- Как выглядит изба лесника?

- Какие чувства в вас вызывает убранство избы? Описание девочки?

- Как характеризует лесника тот факт, что он на большом расстоянии услышал стук топора?

- Почему Бирюк отпустил мужика?

- Что важнее: долг или человечность?

По ходу чтения заполняется “бортовой журнал”:

Цитата из текста Комментарий
Например: “…невесело войти ночью в мужицкую избу…” Например: Бедно и безотрадно живет простой мужик на Руси и т. п.
Например: “Я вас, пожалуй в свою избу проведу…” Например: Лесник добр и заботлив.
Например: “Я увидал мужика мокрого, в лохмотьях… Например: Мужики воруют лес из-за бедности, детей-то кормить надо.
Пример: “Я тоже человек подневольный: с меня взыщут…” У лесника тоже дети, он ответственен за них.
Пример:…он одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак…растворил дверь и вытолкнул его вон” Бирюк - славный малый, пожалел мужика, даже в ущерб себе.

Время: 15-20 минут.

4. “Рефлексия”.

Составить сиквейн к словам мужик и лесник. Данная работа позволяет глубже вдуматься в образы героев, проникнуться их чувствами, заботами, позволяет более детально посмотреть на проблему, затронутую автором. Кроме того, подобная работа обогащает словарный запас, учит формулировать идею произведения, позволяет каждому почувствовать себя философом.

Желающие зачитывают свои сиквейны.

Например:

Лесник

Сильный, угрюмый

Охраняет, заботится, отпустил

Лесник несправедливо назван мужиками Бирюком.

Добряк.

Мужик

Мокрый, растрепанный

Срубил, умолял, кричал

Мужик срубил дерево, потому что ои разорен .

Бедняк.

Ответить на вопрос (фронтальная проверка) :

- Какую сцену считаете самой важной? Почему?

Время: 6 минут.

5. Домашнее задание.

1. Прочитать “Бежин луг” Тургенева.

2*(по желанию). При составлении кластера вы отметили, что Тургенев - мастер детального описания природы. Кого заинтересовал этот факт, может выполнить исследование: сравните описание природы у Тургенева и Гоголя на стр. 154 и стр. 214.

Временные затраты: 2 минуты.