Урок литературы по технологии "Критическое мышление": "Подвиг любви бескорыстной" в поэме Н.А. Некрасова "Русские женщины"

Разделы: Литература


Триединая цель урока:

  1. Обучающая: Прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви русских женщин, жён-декабристок.
  2. Развивающая: Развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову; учить выделять главное; обогащать речь.
  3. Воспитывающая: Воспитывать уважение, чувство ответственности и преклонения перед женщинами; оспитывать любовь к русской литературе и родному слову; воспитывать ответственности в любви.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление».

Оборудование урока: портрет Н.А. Некрасова, раздаточный материал для учащихся, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.1. Стадия вызова. Вступительное слово учителя.

В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями.

14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее “гражданство всех возможных тюрем и изгнаний”.

Но не меньший подвиг совершили жены декабристов. Они много сделали для своих мужей и других декабристов в ссылке и на каторге. Их было одиннадцать этих героических женщин. Это - княгиня Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александрина Муравьева, Елизавета Нарышкина, Наталья Фонвизина, Давыдова, Юшкевская. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге поженились.

Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.

В этом году нам уже приходилось уже читать о любви. Назовите произведения, сформулировав их основную тему.

- Обратимся к эпиграфу урока

Пленительные образы!

Едва ли в истории какой- нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Высок и свят их подвиг незабвенный.

Н.А. Некрасов.

- Прочитайте, выделите ключевые слова. Какие задачи будем сегодня решать?

2.2. Просмотр презентации

Приложение 1.

2.3. Выявление первичного восприятия прочитанной поэмы.

  • Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг», «духовный подвиг»;
  • Дайте определение слову «подвиг»;
  • Какой, по-вашему, должен быть герой?

3.1. Стадия осмысления.

  • Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?
  • Так о чем эта поэма "Русские женщины"?
  • Какова композиция поэмы?

- Остановимся подробно на содержании первой части. Как автор строит вступление? Всё подтверждать текстом.

  • С кем и чем прощается героиня? (отец, родной город)

В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне, рисуется ей прошлое.

  • Сон, его значение, центральный образ? ( храм)
  • Почему в конце сна следует вывод «ты в царстве нищих и рабов»? Докажите текстом.

Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.

  • Какие это картины? (Снежная пустыня ("забытая богом страна"), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. Происходит сближение с народом.)
  • Зачем следует отступление о завоевании Ермаком этих земель? (с тех самых пор люди здесь обречены на муку)
  • Что занимает центральное место в первой части? Какая цель была у губернатора? Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?
  • Найдите самые сильные строки: («Я не жалкая раба я женщина, жена!»)
  • Какие черты характера выступают на первый план?

Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Закончив работу над поэмой "Княгиня Трубецкая ", Некрасов вскоре начал новую поэму - "Княгиня Волконская...", которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.

  • Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой.
  • Самые трогательные строфы поэмы?
  • Что значат слова на свидании: «люблю тебя больше, чем прежде»?
  • В 3 части. У кого просит совета княгиня в ту ночь, когда отец дал последний срок на размышления? (героиня молится, просит Богородицу дать силы и терпения объяснить отцу причины своего поступка)
  • О каком долге говорит княгиня? («делить с ним радость, делить и тюрьму»)
  • О каких ипостасях любви к мужу говорит отцу княгиня? («я в нем полюбила героя, отца своего ребенка, теперь полюбила, как Христа) Что это значит?
  • Что придает силы княгине? (вера)

- эпизод в церкви

  • Какие слова находят друг для друга Трубецкая и Волконская? («…и обе достойно свой крест понесли»)
  • Что она хотела сказать своим жестом? (оковы к губам приложила) (Сострадание, разделяет их судьбу, понимает - здесь преклонение не только перед мужем, но и перед их подвигом (сцену наблюдают декабристы)).
  • С кем сравнивают каторжане появившуюся в штольне княгиню? («не ангел ли божий»)
  • В чем сказалось мастерство Некрасова поэта? (Точность, правдивость, простота; верим поэту.)
  • Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая? (Этого в поэме мы не увидим, но знаем, что они были счастливы. Ведь даже венчание состоялось там.)

3.2. Выводы: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.

Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?

Выходит, строки "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" и "Красавица - миру на диво" относятся и к женам декабристов?

- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?

4. Рефлексия. Работа в парах.

- Закончите фразу:

Нам многое дано, ведь недаром именно женщина вдохновила…….. (поэтов, художников, музыкантов на создание великолепных шедевров.)

Она - муза, она - женщина, символ ……(Родины), символ терпения.

Будьте и вы достойны тех прекрасных муз, которые вдохновляют.

5. Составление кластера.

Пример кластера:

Подвиг.

Святой и бескорыстный

Хранит, верит, поддерживает

Высок и свят их подвиг незабвенный

Любовь- долг, любовь- крест, любовь – подвиг

6 Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Современная женщина. Кто она? Что сейчас является главным в её жизни?