Триединая цель урока:
- Обучающая: Прочитать и проанализировать поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины»; раскрыть основные некрасовские представления о духовном подвиге во имя любви русских женщин, жён-декабристок.
- Развивающая: Развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову; учить выделять главное; обогащать речь.
- Воспитывающая: Воспитывать уважение, чувство ответственности и преклонения перед женщинами; оспитывать любовь к русской литературе и родному слову; воспитывать ответственности в любви.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление».
Оборудование урока: портрет Н.А. Некрасова, раздаточный материал для учащихся, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.1. Стадия вызова. Вступительное слово учителя.
В 1825 году декабристы проиграли свой бой, но они показали великий нравственный пример высоких стремлений и самоотвержения. Они не могли, не умели жить сытно и спокойно, пользуясь своими чинами и привилегиями.
14 декабря 1825 года, после подавления восстания, декабристы начали свой тяжкий тридцатилетний путь от Сенатской площади в Петербурге на каторгу и ссылку, свое тридцатилетнее “гражданство всех возможных тюрем и изгнаний”.
Но не меньший подвиг совершили жены декабристов. Они много сделали для своих мужей и других декабристов в ссылке и на каторге. Их было одиннадцать этих героических женщин. Это - княгиня Екатерина Трубецкая, Мария Волконская, Александрина Муравьева, Елизавета Нарышкина, Наталья Фонвизина, Давыдова, Юшкевская. Среди них были две юные француженки, которые поехали в Сибирь, чтобы разделить участь тех, кого они любили. И там они на каторге поженились.
Многие жены хотели разделить участь своих мужей, но Николай I никому больше не разрешил ехать. Жены декабристов совершили не только своей гражданский долг, но и подвиг любви бескорыстной.
В этом году нам уже приходилось уже читать о любви. Назовите произведения, сформулировав их основную тему.
- Обратимся к эпиграфу урока
Пленительные образы!
Едва ли в истории какой- нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.
Высок и свят их подвиг незабвенный.Н.А. Некрасов.
- Прочитайте, выделите ключевые слова. Какие задачи будем сегодня решать?
2.2. Просмотр презентации
2.3. Выявление первичного восприятия прочитанной поэмы.
- Какие ассоциации у вас возникают со словом «подвиг», «духовный подвиг»;
- Дайте определение слову «подвиг»;
- Какой, по-вашему, должен быть герой?
3.1. Стадия осмысления.
- Почему Некрасов обратился к теме о женах декабристов?
- Так о чем эта поэма "Русские женщины"?
- Какова композиция поэмы?
- Остановимся подробно на содержании первой части. Как автор строит вступление? Всё подтверждать текстом.
- С кем и чем прощается героиня? (отец, родной город)
В набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне, рисуется ей прошлое.
- Сон, его значение, центральный образ? ( храм)
- Почему в конце сна следует вывод «ты в царстве нищих и рабов»? Докажите текстом.
Блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу в Италию. Очнувшись от воспоминаний и грез о былом, она видит печальные картины русской действительности.
- Какие это картины? (Снежная пустыня ("забытая богом страна"), жандармы; жалкий; труженик-мужик (раб); кандальный звон; встреча с каторжанами. Происходит сближение с народом.)
- Зачем следует отступление о завоевании Ермаком этих земель? (с тех самых пор люди здесь обречены на муку)
- Что занимает центральное место в первой части? Какая цель была у губернатора? Почему не удалось сломить Екатерину Трубецкую?
- Найдите самые сильные строки: («Я не жалкая раба я женщина, жена!»)
- Какие черты характера выступают на первый план?
Конечно, княгиня Трубецкая у Некрасова обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени. Закончив работу над поэмой "Княгиня Трубецкая ", Некрасов вскоре начал новую поэму - "Княгиня Волконская...", которая являлась продолжением рассказа о женах декабристах.
- Доказать, что судьба Волконской не менее героична, нежели судьба Трубецкой.
- Самые трогательные строфы поэмы?
- Что значат слова на свидании: «люблю тебя больше, чем прежде»?
- В 3 части. У кого просит совета княгиня в ту ночь, когда отец дал последний срок на размышления? (героиня молится, просит Богородицу дать силы и терпения объяснить отцу причины своего поступка)
- О каком долге говорит княгиня? («делить с ним радость, делить и тюрьму»)
- О каких ипостасях любви к мужу говорит отцу княгиня? («я в нем полюбила героя, отца своего ребенка, теперь полюбила, как Христа) Что это значит?
- Что придает силы княгине? (вера)
- эпизод в церкви
- Какие слова находят друг для друга Трубецкая и Волконская? («…и обе достойно свой крест понесли»)
- Что она хотела сказать своим жестом? (оковы к губам приложила) (Сострадание, разделяет их судьбу, понимает - здесь преклонение не только перед мужем, но и перед их подвигом (сцену наблюдают декабристы)).
- С кем сравнивают каторжане появившуюся в штольне княгиню? («не ангел ли божий»)
- В чем сказалось мастерство Некрасова поэта? (Точность, правдивость, простота; верим поэту.)
- Можно ли сказать, что жизнь этих женщин трагическая? (Этого в поэме мы не увидим, но знаем, что они были счастливы. Ведь даже венчание состоялось там.)
3.2. Выводы: Итак, воистину высок и свят их подвиг незабвенный.
Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?
Выходит, строки "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет" и "Красавица - миру на диво" относятся и к женам декабристов?
- Те качества, которые вы перечислили, свойственны только женщинам XIX века?
4. Рефлексия. Работа в парах.
- Закончите фразу:
Нам многое дано, ведь недаром именно женщина вдохновила…….. (поэтов, художников, музыкантов на создание великолепных шедевров.)
Она - муза, она - женщина, символ ……(Родины), символ терпения.
Будьте и вы достойны тех прекрасных муз, которые вдохновляют.
5. Составление кластера.
Пример кластера:
Подвиг.
Святой и бескорыстный
Хранит, верит, поддерживает
Высок и свят их подвиг незабвенный
Любовь- долг, любовь- крест, любовь – подвиг
6 Домашнее задание. Написать эссе на тему: «Современная женщина. Кто она? Что сейчас является главным в её жизни?