Цели и задачи урока:
1. Познакомить с биографией Л. Андреева; помочь учащимся увидеть главный объект изображения в творчестве писателя «бездны» человеческой души.
2. Дать представление о евангельских мотивах в русской литературе и в философской прозе писателя.
3. Вызвать у учащихся стремление ответить на «вечные» вопросы человеческого бытия. Определить причины оригинальной трактовки «вечной» темы в повести «Иуда Искариот».
4. Формировать исследовательские и сопоставительные навыки анализа текста.
Методы и приемы: Урок-исследование, включающий сообщения учителя и учащихся.
Форма: Слайдовая презентация. (Приложение)
Подготовительный этап
Учащиеся готовят заранее индивидуальные задания:
- Сообщения о жизни и творческой деятельности Л.Андреева.
- Ответы на вопросы к повести «Иуда Искариот»:
- В чем своеобразие авторского подхода к изображению Иуды как библейского героя?
- Как вы понимаете выражение «иудин грех» и что нового внес в осмысление этой темы Л.Андреев?
- В чем суть конфликта повести и кто такие «другие»?
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. (1 слайд)
- Сегодня мы познакомимся с личностью и творчеством писателя, популярность которого в начале 20 века достигала популярности М.Горького; некоторые критики ставили его даже выше и писали, что как 1880-е годы прошли под знаком Чехова и 90-е - под знаком Горького, так 1990-е годы проходят под знаком Леонида Андреева (Р.И.Иванов-Разумник).
Во всем парадоксален. Известен и несчастен.
Чтение этого писателя - сродни хождению по заминированному полю. (П.Басинский)
Не потому ли Андреев и был полузапрещен в советские годы, что он изображал зло и преступление не как нечто вытекающее из определенного социального строя, но как вневременное, постоянное, присущее вообще людям?
Мы должны быть благодарны писателю, который за нас проделал путь - честного интеллектуального исследования зла - и показал нам «зону», где находиться опасно.
2. Сообщение ученика о жизни Л.Андреева в ранние годы (2 слайд)
Класс делает записи в виде хронологической таблицы.
Рождение, семья, учеба в Орловской гимназии, а затем в петербургском университете, исключение, перевод в Москву. Книги, прочитанные в ранние годы. Литературные подделки «под Чехова», «под Гаршина», «под Толстого». Женитьба, счастливое время, знакомство с М.Горьким и первые произведения. «Среда» - содружество писателей. (3, 4, 5 слайды)
3. Сообщение ученика о расцвете литературной деятельности Л. Андреева (6-7 слайды)
Поездка за границу. Обложки к произведениям Л.Андреева. Жизнь и деятельность Л.Андреева в годы революций. Взгляды, отношение писателя к происходящим событиям. Произведения, написанные в этот период творчества. Неореализм Андреева. (8-9 слайды)
4. Сообщение ученика о ранних рассказах Л.Андреева «Баргамот и Гараська», «Ангелочек», в которых отразилась творческая манера писателя.
5. Сопоставительный анализ евангельского и андреевского Иуды. (10 слайд)
Слово учителя о задачах второй части урока, сформулированных выше.
6. Сообщение ученика о том, как представлен образ Иуды Новом Завете. (11-12 слайды)
Предатель в абсолюте, лишен положительных человеческих качеств, не вызывает сочувствия. Поступок Иуды страшнее, чем предательство толпы, предает ради денег.
В изобразительном искусстве трактовка образа совпадает с библейской.
7. Слово учителя - постановка проблемы.
- В чем своеобразие авторского подхода к изображению Иуды как библейского героя?
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся сначала к истории создания повести, воспоминаниям М.Горького, который был свидетелем творческого замысла этого произведения и, конечно, к воспоминаниям самого писателя.
8. Комментарии учителя к слайдам (13, 14, 15 слайды)
Смерть жены, поездка на Капри, общение с Горьким, прочитанное стихотворение Рославлева, натолкнувшее Андреева на создание своей версии всемирно известного сюжета из Библии.
Горький в очерке о Л.Андрееве как раз воспроизводит события тех дней, когда писатель, не читавший в подробностях самого Евангелия, пытается представить свою версию. Безусловно, интерес вызывает точка зрения самого Андреева, которая непосредственно связана с историческими событиями в России.
9. Проблемный вопрос.
- Почему об этом произведении забыли? Представим, что Иуда - хороший человек? Страшно? Тогда кто мы? (16-17 слайд)
10. Исседование текста.
- Каков Иуда у Л.Андреева? Его портрет, характер, противоречия?
Учащиеся находят в тексте доказательства. (18, 19, 20 слайды)
Во внешности Иуды все двойственно: странный череп, “точно разрубленный с затылка”; лицо, одна сторона которого подвижна, с морщинками, другая - плоская и застывшая; разные глаза - один черный и острый, другой слепой, не смыкающийся, покрытый белесой мутью. “Голос имел переменчивый…то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины”.
11. Слово учителя.
Иуда у Андреева явно отличается от традиционного образа из Нового Завета, почему? Проследим мысли и поступки Иуды у Андреева дальше.
- Кого пытается спровоцировать Иуда? (21 слайд) Пойдут ли люди защищать Иисуса? Проверить любовь людей к нему.
Знакомство с картиной Ге «Тайная Вечеря». (22 слайд) Краткий комментарий.
- Каковы возможные исходы задуманного Иудой? Рассмотрим их. (23 слайд)
-Удивительно, как Иуда, казалось бы, обезопасил себя от суда, но вот выбор средства для благородной цели каков? Предательство!
- Как поступили ученики? Расскажите о казни Иисуса. Чьими глазами она показана? (24 слайд)
12. Сообщение ученика на тему: «Казнь Иисуса». Вывод в сообщении: Иисус выглядит страдающим, любящим, переживающим сильное потрясение.
13. Комментарии учителя.
Суд Иуды над учениками. Справедливы ли его обвинения? Какими предстают ученики Иисуса? (25 слайд)
Образ Иуды двойствен: формально - предатель, а по сути - единственно преданный Христу человек. Предает же Христа он, чтобы выяснить, способен ли кто-нибудь из его последователей пожертвовать собой ради спасения учителя. Он приносит апостолам оружие, предупреждает их о грозящей Христу опасности, а после смерти Учителя следует за ним. В уста Иуды автор вкладывает весьма глубокий этический постулат: "Жертва - это страдания для одного и позор для всех. Вы на себя взяли весь грех. Вы скоро будете целовать крест, на котором вы распяли Христа!.. Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв?.. Что такое сама правда в устах предателей? Разве не ложью становится она?". Сам автор охарактеризовал это произведение как "нечто по психологии, этике и практике предательства".
14. Проблемный вопросы: Любовь Иуды. Любит ли? (26 слайд)
- Зачем все это? Кто такие «другие»? Почему писатель идет к тем же результатам, только выбирает сложный путь? Какова все-таки идея повести? (27 слайд)
Автор намеревался не оправдать предательство, но выставить напоказ иные, не столь явные, но типичные его формы. Героями его рассказа стали именно "другие" - ученики Христа, его апостолы, которые, как "кучка напуганных ягнят" теснились и разбежались перед воинами, пришедшими взять учителя. В "день мести", свой последний земной день, Иуда пришел к ним, чтобы обличить и приравнять к холодным убийцам-первосвященникам. Так проясняется главная идея повести: кто не встал за правду и не сумел за нее погибнуть, - тоже предатель.
- Какая связь существует между логикой Иуды и поколением русских революционеров? (28 слайд)
В 1917 году произошел переворот в России. Согласно этой логике, Ленин, например, призывал к поражению Россию в первой мировой войне. Он рассуждал так: если в результате поражения в стране наступит хаос, в ней начнется революция. В результате революции победит социализм и все будут счастливы! Если этого не произойдет, значит, и России никакой не надо, пусть все прахом летит!
Цель оправдывает средства!
Но Андреев-то, напротив, своим рассказом доказывает, что никакая цель не оправдывает нечистые, неблагородные средства. И он заставляет своего Иуду не торжествовать победу, а повеситься… (29 слайд)
15. Документальная хроника «Суд истории». (30-31слайды) Обратившись к библейскому сюжету, Андреев пытался привлечь внимание своих современников к сложнейшим вопросам истории.
16. Глаза Иисуса. (32 слайд)
17. Домашнее задание. Написать сочинение «Мой Иуда Искариот».