Урок литературы с использованием инормационных технологий

Разделы: Литература


 

Раздел: Литература первой половины XX века.

Вид урока: изучение нового материала

Форма урока: традиционная с использованием технологии метаплана(личностно-ориентированные технологии)

Тип урока: комбинированный

Межпредметная связь: история отечественной культуры, информатика

Цели урока для студентов:

  • Познавательные – студенты должны познакомиться со способами извлечения информации из различных источников, познакомиться с основными этапами биографии М.Горького; сформировать представление об особенностях мировоззрения писателя; разобраться в идейно-художественном своеобразии ранних произведений М.Горького.
  • Развивающие – студенты должны развивать виды речевой деятельности: говорение, чтение, письмо; развивать вариативность мышления, алгоритмическое мышление, коммуникативные навыки.
  • Воспитательные – студенты должны прийти к выводу, что компьютеры не могут всецело заменить книгу, а лишь помогают в поиске необходимых ссылок; не могут заменить живого общения с педагогом, т.к. живые человеческие взаимоотношения машина заменить не может. Студенты должны воспитывать в себе умение рационального распределения времени при выполнении групповых заданий; должны задуматься об исторических судьбах своей страны; испытывать интерес к изучению литературы.

Цели урока для преподавателя:

  • Познакомить студентов с основными этапами биографии М.Горького и помочь им сформировать представление об особенностях мировоззрения писателя.
  • Познакомить студентов с идейно-художественным своеобразием ранних произведений М.Горького. ( на примере рассказа «Челкаш»)
  • Раскрыть суть философии исключительной личности («Старуха Изергиль», «Челкаш»).

Оборудование и методическое оснащение урока:

  • КТП, программа, журнал группы;
  • Портфолио (технологические карты, карты анализа работы группы, карты самоанализа, критерии оценивания собственных результатов, результатов работы других групп);
  • Метапланы;
  • Портреты писателя;
  • Внутренняя локальная сеть;
  • ПК по количеству членов группы;

Ход урока

I. Организационный момент.

Преподаватель:

- Я рада вас видеть (отмечает отсутствующих). Очень хорошо, что ваш внешний вид соответствует эстетическим требованиям и правилам, установленным в колледже.
- Мы работаем сегодня в компьютерном классе и, поэтому нам необходимо вспомнить правила поведения в специализированном кабинете. (1-3 студентов напоминают правила)

Правила:

  • За ПК нужно садиться с сухими чистыми руками.
  • На рабочем столе не должно быть ничего лишнего.
  • Во время работы с ПК расстояние до монитора не должно быть меньше 40 см.

- Данный урок является продолжением нашего разговора о литературе начала 20 века. А чтобы вы вспомнили особенности литературы первой половины XX века, мы проведем небольшую тестовую работу.

Тест [Приложение2]

Эталоны ответов вы найдете в своих папках на сервере, там же вы найдете критерии оценивания

- Выставьте отметки в свои оценочные листы. Кто набрал 5 баллов? 4 балла?3 балла? Если у вас остались непонятыми по той или иной причине вопросы темы, ответы на них вы сможете найти на стр.185-189 учебника литературы.

III. Изучение нового материала.

- В папке «Эпиграф» [Приложение4] прочитайте эпиграф к уроку и ответьте на вопрос:

(Учащиеся изучают эпиграф к уроку и отвечают на вопросы преподавателя.)

«Я в мир пришел, чтобы не соглашаться» ( М.Горький)

- О чем говорит писатель? Поэты какого литературного направления имели сходную жизненную установку?
- О чем пойдет речь сегодня, как вы считаете?

Максим Горький не только пережил себя, он и забыл себя. И будущее с трудом обнаружит его личность за бесчисленными ширмами, которыми он добровольно окружил себя. Ю.Н.Данзас.

- Что имел в виду исследователь, сказав, что Горький «забыл себя»?

(ответы студентов)

- Ответом на этот вопрос будет наша сегодняшняя беседа. Мы поговорим о жизненном пути М.Горького, о его мировоззренческих позициях; мы рассмотрим особенности его раннего творчества.

- Откройте файл «Цели урока» и запишите их себе в тетрадь. Скажите, чем мы будем сегодня заниматься?

(ответы студентов)

- На ваших столах лежат инструкционные карты урока [Приложение3], они будут служить вам путеводителем по уроку. В них зафиксированы задания, которые вам предстоит выполнить. Изучите инструкционные карты группы.

(изучают инструкционные карты группы)

- Итак, что необходимо сделать каждой группе?( отчитываются лидеры групп 1,2,3)

(преступают к работе)

Работа выполняется поэтапно, в соответствии с инструктивными технологическими картам. По выполнении задания лидер группы сигнализирует преподавателю, который контролирует работу и инструктирует при возникновении вопросов.

IV. Подведение итогов

- Давайте вернемся к началу урока, почему в одном из эпиграфов проводится мысль о том, что Горький максимально скрыл свою жизнь и мы, потомки, не сможем до конца раскрыть этого писателя?

(ответы студентов)

- А как вы считаете, вопросы, которые вы записали к себе в тетради, нам удалось осветить сегодня?

(полные ответы о том, что многое узнали о жизни Горького, о том, почему он обратился к романтизму в своем раннем творчестве; как трансформировались его взгляды в зрелом возрасте, его позиция в «На дне»)

- Вы хорошо поработали сегодня, используя материалы портфолио, оцените свою работу и работу своих товарищей)

Домашнее задание: Перечитайте пьесу Горького «На дне» и подготовьте в портфолио цитатную характеристику персонажей.

Персонаж

Черта характера

Цитата из произведения

1. Лука

добрый

«….»

Приложение1