Урок литературы по учебному пособию "Вокруг тебя мир…"(6 класс). Вл. Железников "Чучело", "Чувствовать чужую боль…"

Разделы: Литература


Вид: урок усвоения нового материала.

Тип: урок-размышление с элементами театрализации.

Тема: "Чувствовать чужую боль"

Эпиграф:

"Помни – ты не один.
На свете кроме тебя есть другие люди,
и они нуждаются в твоей доброте,
понимании, мужестве, в твоей защите и помощи".

Лев Кассиль.

Цели.

  • Обучающая: познакомить учащихся с творчеством Владимира Железникова, выработка навыков литературоведческого анализа.
  • Развивающая: развивать читательский интерес, речь, мыслительную деятельность учащихся.
  • Воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к творчеству и личности писателя, чувство сопереживания, сострадания к ближнему.

 План урока.

Содержание этапов урока

Методы и формы работы

1. Оргмомент Приветствие
2. Слово учителя. Литературный монтаж Лекционная подача материала
3. Беседа по прочитанному Фронтальный опрос с элементами эвристической беседы
4. Театрализация Инсценирование по ролям
5. Киноэпизод  
6. Работа с текстом учебника "Вокруг тебя мир…" Эвристическая беседа
7. Словарная работа Работа с ключевыми понятиями
8. Работа с эпиграфом  
9. Итог урока Рефлексия
10. Домашнее задание  

Подготовка к уроку.

  • Учащиеся:
    1. Должны знать содержание произведения Владимира Железникова "Чучело".
    2. Один учащийся готовит выразительное чтение отрывка.
    3. Составить кроссворд по прочитанному произведению.
    4. Нарисовать рисунки к произведению "Чучело".
  • Учитель:
    1. Продумать оформление доски и классной комнаты.
    2. Портрет Владимира Железникова.
    3. Видеофильм Р.Быкова "Чучело".
    4. Подготовить инсценирование учащимися эпизода произведения.
  • Оборудование:
    1. Портрет Владимира Железникова.
    2. Видеофильм Р.Быкова "Чучело".
    3. Учебные пособия "Вокруг тебя мир…"
    4. Произведение "Чучело".
    5. Кроссворды, составленные учащимися по этому произведению.
    6. Рисунки учащихся.
    7. Выставка книг Железникова (по возможности).

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

– Есть детские книги, в которых действуют одни лишь малыши или подростки, а папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя совершенно отсутствуют, словно их и в помине нет. Читаешь такие произведения и диву даешься: где это авторы видели, чтобы детский мир существовал в полной изоляции от родителей и родственников, от всего большого мира?! И совершенно напрасно иные люди считают, что с маленькими читателями следует говорить лишь о маленьких, чисто детских занятиях и переживаниях.

"Жизнь прожить – не поле перейти" – гласит народная мудрость. Множество разных неожиданностей, радостных и горестных, подкарауливает вчерашнего школьника, отправляющегося в первый самостоятельный путь, и горе тому, кто привык смотреть на большой путь, как на гладкую и ровную площадку для развлечений, имеет о нем облегченно-книжное и, я бы сказала, опереточное представление, не понимает простой истины – счастье приходит к человеку на трудных дорогах, добывается в труде и борьбе.

Надо быть готовым дать отпор всему, что мешает человеческому прогрессу, справедливости, счастью.

Именно этому и учит своего читателя по-настоящему добрая и умная детская книга, правдиво раскрывающая перед подростками сложности и противоречия жизни, предостерегающая его от возможных бед и ошибок, вселяющая в юную душу мужество и оптимизм, страстную веру в светлое будущее.

Именно такие книги и пишут талантливые детские писатели, которые в своем творчестве стремятся. Во всей правдивости, без приукрас и упрощения, открыто и честно, в живых образах показать юному читателю органическую взаимосвязь мира детей с миром взрослых, где не всегда жизнь течет так благостно и гармонично, как хотелось бы, где с обеих сторон необходимо постоянно проявлять максимум разумных усилий, взаимопонимание и чуткость, следуя законам высокой нравственности и гуманизма.

К числу таких писателей, давно и плодотворно работающих в детской литературе, и принадлежит Владимир Карпович Железников.

II. Литературный монтаж.

1 чтец. Его первая книга – сборник рассказов "Разноцветная история" – вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького. Тогда писателю было уже 32 года, и он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел с читателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль.

2 чтец. В 1961 г. увидел свет его второй сборник рассказов "Хорошим людям – доброе утро". Писательский призыв – жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных – стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Примечательно в этом сборнике умение автора ставить и художественно решать сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых.

3 чтец. Проблемы духовного развития растущей личности, стоящие в центре произведений Владимира Железникова, решаются, как правило, нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. Пишет он о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями.

4 чтец. Писателем ведется серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в повседневной жизни. Но, пожалуй, с наибольшей полнотой и силой писатель исследует эту проблему в повести "Чучело", написанную в 1981 г., где драматизм описанных событий достигает наивысшего накала, вовлекая в острую конфликтную ситуацию детей и взрослых.

III. Беседа по прочитанному.

– Дома вы прочитали повесть "Чучело" до конца. О чем эта повесть? (Напрочь лишенная каких-либо искусственных сюжетных построений, до предела достоверная и подлинная повесть бескомпромиссно, сурово и прямо раскрывает нам сложный духовный мир, трагическую судьбу шестиклассницы Ленки Бессольцевой, приехавшей жить к своему дедушке в древний русский городок, что на берегу Оки)

– Что вам известно о дедушке Ленки Бессольцевой Николае Николаевиче? (Беззаветно предан искусству. Он тратил последние деньги – сбережения и пенсию – на покупку картин своего предка – крепостного художника, а сам ходил в стареньком, в заплатках, пальто и получил за это от мальчишек обидное прозвище "заплаточник")

– Открыв первую страницу повести, мы читаем слова, которые сразу же, при первом прочтении, наполнили наше сердце тревогой, ожиданием каких-то страшных событий, острым желанием скорее разобраться в ситуации, ввергнувшей Ленку Бессольцеву в отчаяние, принудившей ее бежать из дедушкиного города, от своих одноклассников: "Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка…"

Зачитывается отрывок из книги.

– Почему Лена Бессольцева была в таком страшном отчаянии. Что произошло? (У Димки Сомова был день рождения, он пригласил весь класс, а ее не пригласил).

– Мы, встревоженные трагедией девочки с начальных страниц повести, напряженно следим за развитием действия, пытаясь, как и Ленка, найти ответ на отчаянный вопрос: "За что?!". Повествование возвращает читателя назад, постепенно, день за днем воскрешая историю Ленкиной жизни, в маленьком городке "где-то между Калугой и Серпуховым", знакомя нас с участниками невеселых событий, отзвук которых, “как колокольный звон, долго еще носился над городком, отзываясь по-разному в жизни тех людей, которые были в них замешаны”.

– Расскажите, как состоялось знакомство Лены с классом? (Привел её в класс Рыжий, , давился от хохота. От волнения Лена запнулась, и они с Рыжим повалились на пол, у нее задралось платье, все высыпалось из портфеля. А потом весь класс, смеясь, приклеил ей кличку, обидную и незаслуженную, Чучело)

– Кто заступился за Лену? (Дима Сомов)

– Многое испытала эта девочка от своих одноклассников, разные ребята это были. Но среди них был и особенный мальчик – герой, рыцарь – из книги, как ей тогда казалось – Димка Сомов. Вспомните, какие добрые поступки Димка совершал для Ленки? (Сапоги свои отдал ей и носки, заступался в классе, в обнимку шел с ней по улице)

– Когда впервые Ленка Бессольцева Стала сомневаться в Димке? (Когда произошел конфликт в классе)

– Что послужило основой конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками? (Однажды 6 Б класс зашел в кабинет физики, а на доске была записка М.И. “Ребята, у вас будет урок литературы”. Ребята стерли записку и пошли всем классом в кино. В это время Димка вспомнил, что забыл копилку с деньгами в классе и вернулся. Встретился с М.И.и под ее нажимом все рассказал. А все подумали, что их предала Ленка).

IV. Инсценирование отрывка.

– Конфликт, круто изменивший судьбу Ленки, заставляет читателя задуматься над очень многими важными проблемами нравственной жизни, прежде всего человеческой чести и справедливости. Ленка оказалась в немилости у одноклассников. Они без всяких на то оснований обвинили девочку в предательстве, объявили ей бойкот и даже грозились избить, всячески унижая ее достоинства.

Инсценировка.

V. Беседа по прочитанному.

– Димка не пришел на помощь Лене в этот раз, а когда события приняли критический оборот, совершил более грязное предательство – переметнулся на сторону недругов девочки.

Киноэпизод (4 минуты). Просмотр фрагмента фильма, когда ребята сжигают чучело Ленки Бессольцевой. Работа с текстом учебника "Вокруг тебя мир…"

– Кинематограф замечателен тем, что мы можем увидеть переживания героя, а книга помогает понять то, что думает человек, прочитать его мысли. Найдите на стр. 79, о чем думает, что чувствует Лена в этот страшный для нее момент.

– Чего она перестала бояться? Ей было жаль платье? (Димка давно уже перестал быть в её глазах героем. Она говорит дедушке: "Когда никого нет – он храбрец, как появились ребята – самый последний трус". Она просто боялась в это верить. Если он подожжет, то любовь её, душа умрет).

– Чего не выдержала Лена? (Она опять оправдывает его мысленно, она хочет его остановить).

– Почему автор употребляет глаголы-синонимы жжет, печет, кусает? ( Чтобы показать страшную душевную боль. Этот огонь сжигает последние чувства к Димке).

– Откройте стр. 80. Прочитайте отрывок со слов "Помню в этот момент…". Что теперь ощущает девочка? (Лед, холод, душа умерла).

Читает учитель:

"Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке совсем другим…"
– А теперь давайте обратим внимание, как построены предложения, в которых автор рассказывает о чувстве героя. (Использует синтаксические конструкции: я подумала, я почувствовала, помню, мне показалось)

– Когда мы будем писать о своих чувствах, мы можем эти конструкции употребить в своих работах.

– В конце концов, одноклассники узнают, кто прав, а кто виноват, поймут и высоко оценят благородство Ленки Бессольцевой и выскажут свое призрение Димке Сомову – за его душевную трусость, за двоедушие. Правда восторжествует, но слишком поздно. Боль, нанесенная человеческой несправедливостью и жестокостью, не затихнет в сердце девочки. Такое не забывается. Лена Бессольцева и ее дедушка Николай Николаевич уже приняли решение покинуть город. На прощание дедушка подарил классу старинную картину, на которой была изображена прапрабабушка Лены. Самое удивительное то, что Лена и женщина, изображенная на полотне, были поразительно похожи. Стр.81 Читаем весь отрывок выразительно.

– Она оставила город, уехала. Но перевернула что-то в душе своих одноклассников. Они уже по-другому смотрели на мир.

Читает учитель:

"И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородстве все сильнее и сильнее захватывает их сердца и требовала выхода"

VI. Словарная работа/

– Почему тоска охватила ребят, по каким качествам?

– Как вы понимаете эти качества?

Работа с эпиграфом.

На доске: "Помни – ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи"

Лев Кассиль.

– Как вы понимаете эти слова?

– Созвучны ли они с произведением Владимира Карповича Железникова?

– О ком из героев можно сказать этими словами? (О Ленке Бессольцевой).

– Как вы считаете, нужно ли, как Лена Бессольцева, брать чужую боль на себя, чувствовать ее, как свою?

– А как бы вы поступили в такой ситуации?

VII. Итог урока.

– Если бы Ленка Бессольцева приехала сейчас, после того, как ребята всё пережили, как бы они отнеслись к ней, как вы думаете?

VIII. Домашнее задание.

– Кроссворд.

– Ответить письменно на вопросы на стр. 81 под указателем "дома".