Вид: урок усвоения нового материала.
Тип: урок-размышление с элементами театрализации.
Тема: "Чувствовать чужую боль"
Эпиграф:
"Помни – ты не один.
На свете кроме тебя есть другие люди,
и они нуждаются в твоей доброте,
понимании, мужестве, в твоей защите и помощи".
Лев Кассиль.
Цели.
- Обучающая: познакомить учащихся с творчеством Владимира Железникова, выработка навыков литературоведческого анализа.
- Развивающая: развивать читательский интерес, речь, мыслительную деятельность учащихся.
- Воспитывающая: воспитывать у учащихся интерес к творчеству и личности писателя, чувство сопереживания, сострадания к ближнему.
План урока.
Содержание этапов урока |
Методы и формы работы |
1. Оргмомент | Приветствие |
2. Слово учителя. Литературный монтаж | Лекционная подача материала |
3. Беседа по прочитанному | Фронтальный опрос с элементами эвристической беседы |
4. Театрализация | Инсценирование по ролям |
5. Киноэпизод | |
6. Работа с текстом учебника "Вокруг тебя мир…" | Эвристическая беседа |
7. Словарная работа | Работа с ключевыми понятиями |
8. Работа с эпиграфом | |
9. Итог урока | Рефлексия |
10. Домашнее задание |
Подготовка к уроку.
- Учащиеся:
- Должны знать содержание произведения Владимира Железникова "Чучело".
- Один учащийся готовит выразительное чтение отрывка.
- Составить кроссворд по прочитанному произведению.
- Нарисовать рисунки к произведению "Чучело".
- Учитель:
- Продумать оформление доски и классной комнаты.
- Портрет Владимира Железникова.
- Видеофильм Р.Быкова "Чучело".
- Подготовить инсценирование учащимися эпизода произведения.
- Оборудование:
- Портрет Владимира Железникова.
- Видеофильм Р.Быкова "Чучело".
- Учебные пособия "Вокруг тебя мир…"
- Произведение "Чучело".
- Кроссворды, составленные учащимися по этому произведению.
- Рисунки учащихся.
- Выставка книг Железникова (по возможности).
ХОД УРОКА
I. Вступительное слово учителя.
– Есть детские книги, в которых действуют одни лишь малыши или подростки, а папы и мамы, бабушки и дедушки, воспитатели и учителя совершенно отсутствуют, словно их и в помине нет. Читаешь такие произведения и диву даешься: где это авторы видели, чтобы детский мир существовал в полной изоляции от родителей и родственников, от всего большого мира?! И совершенно напрасно иные люди считают, что с маленькими читателями следует говорить лишь о маленьких, чисто детских занятиях и переживаниях.
"Жизнь прожить – не поле перейти" – гласит народная мудрость. Множество разных неожиданностей, радостных и горестных, подкарауливает вчерашнего школьника, отправляющегося в первый самостоятельный путь, и горе тому, кто привык смотреть на большой путь, как на гладкую и ровную площадку для развлечений, имеет о нем облегченно-книжное и, я бы сказала, опереточное представление, не понимает простой истины – счастье приходит к человеку на трудных дорогах, добывается в труде и борьбе.
Надо быть готовым дать отпор всему, что мешает человеческому прогрессу, справедливости, счастью.
Именно этому и учит своего читателя по-настоящему добрая и умная детская книга, правдиво раскрывающая перед подростками сложности и противоречия жизни, предостерегающая его от возможных бед и ошибок, вселяющая в юную душу мужество и оптимизм, страстную веру в светлое будущее.
Именно такие книги и пишут талантливые детские писатели, которые в своем творчестве стремятся. Во всей правдивости, без приукрас и упрощения, открыто и честно, в живых образах показать юному читателю органическую взаимосвязь мира детей с миром взрослых, где не всегда жизнь течет так благостно и гармонично, как хотелось бы, где с обеих сторон необходимо постоянно проявлять максимум разумных усилий, взаимопонимание и чуткость, следуя законам высокой нравственности и гуманизма.
К числу таких писателей, давно и плодотворно работающих в детской литературе, и принадлежит Владимир Карпович Железников.
II. Литературный монтаж.
1 чтец. Его первая книга – сборник рассказов "Разноцветная история" – вышла в 1957 г, в то самое время, когда Железников только что окончил Литературный институт имени Горького. Тогда писателю было уже 32 года, и он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел с читателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль.
2 чтец. В 1961 г. увидел свет его второй сборник рассказов "Хорошим людям – доброе утро". Писательский призыв – жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных – стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Примечательно в этом сборнике умение автора ставить и художественно решать сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых.
3 чтец. Проблемы духовного развития растущей личности, стоящие в центре произведений Владимира Железникова, решаются, как правило, нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. Пишет он о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями.
4 чтец. Писателем ведется серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в повседневной жизни. Но, пожалуй, с наибольшей полнотой и силой писатель исследует эту проблему в повести "Чучело", написанную в 1981 г., где драматизм описанных событий достигает наивысшего накала, вовлекая в острую конфликтную ситуацию детей и взрослых.
III. Беседа по прочитанному.
– Дома вы прочитали повесть "Чучело" до конца. О чем эта повесть? (Напрочь лишенная каких-либо искусственных сюжетных построений, до предела достоверная и подлинная повесть бескомпромиссно, сурово и прямо раскрывает нам сложный духовный мир, трагическую судьбу шестиклассницы Ленки Бессольцевой, приехавшей жить к своему дедушке в древний русский городок, что на берегу Оки)
– Что вам известно о дедушке Ленки Бессольцевой Николае Николаевиче? (Беззаветно предан искусству. Он тратил последние деньги – сбережения и пенсию – на покупку картин своего предка – крепостного художника, а сам ходил в стареньком, в заплатках, пальто и получил за это от мальчишек обидное прозвище "заплаточник")
– Открыв первую страницу повести, мы читаем слова, которые сразу же, при первом прочтении, наполнили наше сердце тревогой, ожиданием каких-то страшных событий, острым желанием скорее разобраться в ситуации, ввергнувшей Ленку Бессольцеву в отчаяние, принудившей ее бежать из дедушкиного города, от своих одноклассников: "Ленка неслась по узким, причудливо горбатым улочкам городка…"
Зачитывается отрывок из книги.
– Почему Лена Бессольцева была в таком страшном отчаянии. Что произошло? (У Димки Сомова был день рождения, он пригласил весь класс, а ее не пригласил).
– Мы, встревоженные трагедией девочки с начальных страниц повести, напряженно следим за развитием действия, пытаясь, как и Ленка, найти ответ на отчаянный вопрос: "За что?!". Повествование возвращает читателя назад, постепенно, день за днем воскрешая историю Ленкиной жизни, в маленьком городке "где-то между Калугой и Серпуховым", знакомя нас с участниками невеселых событий, отзвук которых, “как колокольный звон, долго еще носился над городком, отзываясь по-разному в жизни тех людей, которые были в них замешаны”.
– Расскажите, как состоялось знакомство Лены с классом? (Привел её в класс Рыжий, , давился от хохота. От волнения Лена запнулась, и они с Рыжим повалились на пол, у нее задралось платье, все высыпалось из портфеля. А потом весь класс, смеясь, приклеил ей кличку, обидную и незаслуженную, Чучело)
– Кто заступился за Лену? (Дима Сомов)
– Многое испытала эта девочка от своих одноклассников, разные ребята это были. Но среди них был и особенный мальчик – герой, рыцарь – из книги, как ей тогда казалось – Димка Сомов. Вспомните, какие добрые поступки Димка совершал для Ленки? (Сапоги свои отдал ей и носки, заступался в классе, в обнимку шел с ней по улице)
– Когда впервые Ленка Бессольцева Стала сомневаться в Димке? (Когда произошел конфликт в классе)
– Что послужило основой конфликта между Леной Бессольцевой и одноклассниками? (Однажды 6 Б класс зашел в кабинет физики, а на доске была записка М.И. “Ребята, у вас будет урок литературы”. Ребята стерли записку и пошли всем классом в кино. В это время Димка вспомнил, что забыл копилку с деньгами в классе и вернулся. Встретился с М.И.и под ее нажимом все рассказал. А все подумали, что их предала Ленка).
IV. Инсценирование отрывка.
– Конфликт, круто изменивший судьбу Ленки, заставляет читателя задуматься над очень многими важными проблемами нравственной жизни, прежде всего человеческой чести и справедливости. Ленка оказалась в немилости у одноклассников. Они без всяких на то оснований обвинили девочку в предательстве, объявили ей бойкот и даже грозились избить, всячески унижая ее достоинства.
Инсценировка.
V. Беседа по прочитанному.
– Димка не пришел на помощь Лене в этот раз, а когда события приняли критический оборот, совершил более грязное предательство – переметнулся на сторону недругов девочки.
Киноэпизод (4 минуты). Просмотр фрагмента фильма, когда ребята сжигают чучело Ленки Бессольцевой. Работа с текстом учебника "Вокруг тебя мир…"
– Кинематограф замечателен тем, что мы можем увидеть переживания героя, а книга помогает понять то, что думает человек, прочитать его мысли. Найдите на стр. 79, о чем думает, что чувствует Лена в этот страшный для нее момент.
– Чего она перестала бояться? Ей было жаль платье? (Димка давно уже перестал быть в её глазах героем. Она говорит дедушке: "Когда никого нет – он храбрец, как появились ребята – самый последний трус". Она просто боялась в это верить. Если он подожжет, то любовь её, душа умрет).
– Чего не выдержала Лена? (Она опять оправдывает его мысленно, она хочет его остановить).
– Почему автор употребляет глаголы-синонимы жжет, печет, кусает? ( Чтобы показать страшную душевную боль. Этот огонь сжигает последние чувства к Димке).
– Откройте стр. 80. Прочитайте отрывок со слов "Помню в этот момент…". Что теперь ощущает девочка? (Лед, холод, душа умерла).
Читает учитель:
"Я пришла на костер одним человеком, а встала
с земли навстречу Димке совсем другим…"
– А теперь давайте обратим внимание, как
построены предложения, в которых автор
рассказывает о чувстве героя. (Использует
синтаксические конструкции: я подумала, я
почувствовала, помню, мне показалось)
– Когда мы будем писать о своих чувствах, мы можем эти конструкции употребить в своих работах.
– В конце концов, одноклассники узнают, кто прав, а кто виноват, поймут и высоко оценят благородство Ленки Бессольцевой и выскажут свое призрение Димке Сомову – за его душевную трусость, за двоедушие. Правда восторжествует, но слишком поздно. Боль, нанесенная человеческой несправедливостью и жестокостью, не затихнет в сердце девочки. Такое не забывается. Лена Бессольцева и ее дедушка Николай Николаевич уже приняли решение покинуть город. На прощание дедушка подарил классу старинную картину, на которой была изображена прапрабабушка Лены. Самое удивительное то, что Лена и женщина, изображенная на полотне, были поразительно похожи. Стр.81 Читаем весь отрывок выразительно.
– Она оставила город, уехала. Но перевернула что-то в душе своих одноклассников. Они уже по-другому смотрели на мир.
Читает учитель:
"И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородстве все сильнее и сильнее захватывает их сердца и требовала выхода"
VI. Словарная работа/
– Почему тоска охватила ребят, по каким качествам?
– Как вы понимаете эти качества?
Работа с эпиграфом.
На доске: "Помни – ты не один. На свете кроме тебя есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, в твоей защите и помощи"
Лев Кассиль.
– Как вы понимаете эти слова?
– Созвучны ли они с произведением Владимира Карповича Железникова?
– О ком из героев можно сказать этими словами? (О Ленке Бессольцевой).
– Как вы считаете, нужно ли, как Лена Бессольцева, брать чужую боль на себя, чувствовать ее, как свою?
– А как бы вы поступили в такой ситуации?
VII. Итог урока.
– Если бы Ленка Бессольцева приехала сейчас, после того, как ребята всё пережили, как бы они отнеслись к ней, как вы думаете?
VIII. Домашнее задание.
– Кроссворд.
– Ответить письменно на вопросы на стр. 81 под указателем "дома".