Урок литературы с ИКТ-технологиями "Мой путь лежит мимо дома – ничьего" (по творчеству М.И. Цветаевой). 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Цель данной разработки урока (1 час):

  1. показать возможности интернет – ресурсов при самостоятельной подготовке учащихся;
  2. повысить интерес учащихся к произведениям русской классики;
  3. разнообразить формы работы на уроке;
  4. облегчить работу учителя при подготовке к уроку, познакомив с электронными методическими ресурсами Internet.

Оборудование:

1. Техническое:

  • ноутбук на каждого учащегося с выходом в Интернет;
  • интерактивная доска;

2. Методическое:

  • электронная презентация PowerPoint “Цветаева в портретах”;
  • романс “Мне нравится, что вы больны не мной…”

Список интернет ресурсов:

  1. http://5litra.ru/
  2. http://slovari.yandex.ru
  3. http://www.gumer.info/
  4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Fiction/cvet/stih1.php
  5. http://slovorus.ru/
  6. www.mindmeister.com/ru
  7. http://www.c-cafe.ru/days/bio/13/076_13.php
  8. http://xreferat.ru/50/2378-1-zhizn-i-tvorchestvo-mariny-cvetaevoiy.html
  9. http://brb.silverage.ru/zhslovo/sv/tsv/?r=about&id=1

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с основными этапами жизни и творчества М.И. Цветаевой;
  2. Научить определять основные темы и мотивы цветаевской лирики;
  3. Развивать хронологические представления учащихся

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к чувствам другого человека, способность сопереживать.
  2. Прививать чувство гордости за богатство и разнообразие творчества этого уникального поэта.

Развивающие:

  1. Развивать умение выделять главное при изучении нового материала;
  2. Развитие критического и творческого мышления.
  3. Развивать навыки монологической речи и навык выразительного чтения, умения выступать перед аудиторией
  4. Совершенствовать навыки работы учащихся с ресурсами Интернет: электронный словарь, электронный словарь, электронная библиотека, интеллект-карты, образовательные сайты;

Ход урока

1. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы вместе перелистаем страницы жизни и творчества великой поэтессы и проследим, как в стихах отразилась ее судьба.

(Переходя по ссылке http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/822-cvetaeva-marina-ivanovna.html, учащиеся еще раз читают краткий обзор жизненного пути поэтессы и составляют ментальную карту “Трагическая судьба Марины Цветаевой”.)

He смейтесь вы над юным поколеньем!
Вы не поймете никогда,
Как можно жить одним стремленьем,
Лишь жаждой воли и добра...

Вы не поймете, как пылает
Отвагой бранной грудь бойца,
Как свято отрок умирает,
Девизу верный до конца!

Так не зовите их домой
И не мешайте их стремленьям –
Ведь каждый из бойцов – герой!
Гордитесь юным поколеньем!

1906

Эти строки написаны 14-летней девочкой, еще не осознававшей глубину своего поэтического таланта, но глубоко уверенной в своем праве на свободу, на самостоятельность, на уважение к себе как к личности. “Стихи пишу с 6 лет. Печатаю с 16. Писала и французские, и немецкие. Литературных влияний не знаю, знаю человеческие… Любимые вещи в мире: музыка, природа, стихи, одиночество”

Откуда такая вызывающая самоуверенность в юной душе?

Характер молодой Марины Цветаевой был нелегким – и для нее самой, и для окружающих. Интересны воспоминания по этому поводу одной из одноклассниц Цветаевой: “Это была ученица совсем особого склада. Не шла к ней ни гимназическая форма, ни тесная школьная парта ... Из её внешнего облика мне особенно запечатлелся нежный, “жемчужный цвет её лица, взгляд близоруких глаз с золотистым отблеском сквозь прищуренные ресницы. Короткие русые волосы мягко ложатся вокруг головы и округлых щек. Но, пожалуй, самым характерным для неё были движения, походка – легкая, неслышная. Она как-то внезапно, вдруг, появится перед вами, скажет несколько слов и снова исчезнет, а потом смотришь, вот она снова сидит на последней парте и, склонив голову, читает книгу. Она неизменно что-то читала или писала на уроках, явно безразличная к тому, что происходит в классе”.

(Гиперссылки на документ Microsoft Office Word позволяют выстроить видеоряд взросления Марины.)

Гордость и застенчивость, упрямство и непреклонность, мечтательность и несдержанность – вот что было типично для нее. “Страх и жалость (еще гнев, еще тоска, еще жалость) были главные страсти моего детства”. Между детьми драки возникали по любым поводам и часто разрешались кулаками. Главным поводом для ссор между сестрами было стремление к единоличному обладанию чем-нибудь, совсем не обязательно вещественным. Все, что хотела любить Марина Цветаева, она хотела любить одна: картинки, игрушки, книги, литературных героев.
Все детство Цветаева читала запоем, не читала, а “жила книгами”, одно из первых ее стихотворений так и называется – “Книги в красном переплете”.

(Гиперссылки на электронную библиотеку с проекцией текста на мультимедийную доску позволяют провести практическую работу по интерпретации поэтического произведения.)

Почти двадцать лет (до замужества) она прожила в доме № 8 в Трехпрудном переулке. Этот дом Цветаева очень любила и называла “самым родным из всех своих мест”. В письме к чешской подруге Анне Тесковой она писала: “…Трехпрудный переулок, где стоял наш Дом, но это был целый мир, вроде именья, и целый психический мир – не меньше, а может быть и больше дома Ростовых, ибо дом Ростовых плюс еще сто лет…”. С другими детьми дети Цветаевых почти не общались, и весь мир сосредотачивался в Доме. 

Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в семье ученого-филолога, профессора Московского университета Ивана Владимировича Цветаева.. Мать Марины – наследница польско-немецких традиций, талантливый музыкант, ученица Рубенштейна. Родители, не были счастливы во втором браке. Несмотря на этот факт, у Марины и ее сестры Аси было счастливое детство.

Но… “Счастливая, невозвратимая пора детства” кончилась в 1902 году.

(Гиперссылка на электронную библиотеку стихотворение “Маме”.)

МАМЕ

В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров-детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!

1909

Мария Александровна заболела чахоткой, здоровье ее требовало теплого и мягкого климата, и семья уехала за границу.

Эта зима 1902/1903 годов была для сестер Цветаевых периодом “Дикой воли”. Сначала они познакомились и крепко подружились с сыном хозяина пансиона Володей, с которым проводили целые дни на природе. Позже Цветаева посвятила памяти этой дружбы несколько стихотворений своей первой книги.

Вывод по уроку: Одна великая женщина, может быть, самая великая из всех живших когда-нибудь на свете, с отчаянной яростью вырыдала:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст…

Имя этой женщины – Марина Цветаева”. Так написал об этом выдающемся поэте спустя несколько десятилетий после ее гибели другой известный поэт – Евгений Евтушенко.

Среди блистательных имен поэтов Серебряного века наряду с именем Анны Ахматовой яркой звездой горит и имя Марины Цветаевой.

Как и для Ахматовой, для Цветаевой характерна предельная искренность, отношение к творчеству как “к священному ремеслу”, теснейшая связь с родной землей, ее историей и культурой, а также виртуозное владение словом. Все это позволило Цветаевой встать в один ряд с крупнейшими лириками 20 века.

Живя в грозное время, невзирая на бытовые неурядицы и трагические события личной жизни поэтесса видела смысл своего существования в служении поэзии.

Домашнее задание:

http://schools.dnevnik.ru/homework.aspx?school=47661&view=new&lessons=391131660&flesson=391131508

(Гиперссылка на д/з электронном дневнике)

1. Сообщение по теме "Марина Цветаева – Сергей Эфрон. Трагичная сказка любви". Интерпретация стихотворения на выбор, наизусть.

2. Заполнить тест, создав гиперсссылки на ответ).

3. Написать отзыв на видеоролик “Две судьбы” (А. Ахматова, М. Цветаева) http://video.yandex.ru/search?filmId=zB_bOs7OUXI&where=all&text=%D0%BE%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%B9%D0%BD-%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B9&id=