Цели урока:
- Познакомить учащихся с эпистолярным наследием Ф.М.Достоевского, что позволит обеспечить глубину и системность знаний по изучаемой на уроке литературы теме “Творчество Ф.М.Достоевского”.
- Развивать коммуникативные свойства письменной речи учащихся, обогащать их словарный запас.
- Воспитывать интерес к жанру письма, творческое мышление.
Организация урока:
- Ученикам для домашнего ознакомления были розданы письма Ф.М.Достоевского и отрывки из его “Дневников..” и дневника И.Ф.Тюменева. (См. приложение №1). Задание: ознакомиться с содержанием и сопоставить с жизненными и творческими периодами писателя.
- Трем ученикам класса было дано индивидуальное задание: прочитать речь Достоевского о Пушкине, произнесенную им на заседании Общества любителей российской словесности 1880г.
Оборудование:
- Ф.М.Достоевский. Портрет работы В.Г.Перова. 1872.
- Фотовыставка “Мемориальный музей Ф.М.Достоевского в Москве” (по материалам экскурсии в музей).
- Выставка книг: книги Ф.М.Достоевского, книги о Достоевском. (См. приложение №2)
- Фотоматериалы из жизни Достоевского. Демонстрационный материал “Ф.М.Достоевский и его эпоха” Автор-составитель А.В.Чумак. М., Айрис-пресс, 2005.
Ход урока
I. Слово учителя об эпистолярном жанре и творческом наследии Достоевского.
Эпистолярный жанр принято называть одним из старейших в русской публицистике. Слово “эпистолярный” произошло из греческого языка, что буквально означало “посылаю, отправляю”.
Письмо стало самым “адресным” жанром, известны письма многих великих людей. Одни письма писались для публики (и сейчас существуют такие особенности жанра как “открытое письмо”, “письмо без адреса”, “письмо в редакцию”), другие частным лицам. В полных собраниях сочинений обязательно публикуются письма, с помощью которых можно лучше понять атмосферу, в которой жил и творил писатель, “увидеть” круг людей, с которыми он общался, кто был ему дорог.
Если говорить о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского, то его эпистолярное наследие охватывает почти пятьдесят лет: вспомните, в музее писателя мы видели письмо матери Достоевского от 29 июня 1832г. к его отцу, где десятилетний Федор приписывает строки от себя, в которых выражает почтение к нему. А последнее письмо, написанное рукою Достоевского, обращено к Н.А.Любимову – помощнику М.Н.Каткова по изданию журнала “Русский вестник” от 26 января 1881г. за несколько дней до смерти писателя.
Трудно определить точное число писем Достоевского, так как многие не дошли до нас (большую часть своих посланий Федор Михайлович писал сразу набело; в единичных случаях есть черновой текст письма), многие утрачены, на сегодняшний день известно более тысячи четырехсот.
Количество адресатов писем Достоевского превышает триста. Среди них преобладают частные лица, но присутствуют и официальные лица (Александр , директор Сибирского кадетского корпуса А.М.Павловский и др.), а также письма к различным организациям и учреждениям.
Сразу после смерти писателя его вдова (А.Г. Достоевская) приступила к собиранию эпистолярного наследия писателя. Небольшая часть писем, собранная ею при поддержке ближайших друзей Достоевского (А.Н.Майкова, О.Ф.Миллера и Н.Н.Страхова) была опубликована ею в 1883г., в первом томе посмертного Полного собрания сочинений Достоевского “Биография, письма и заметки из записной книжки Ф.М.Достоевского. С портретом Ф.М.Достоевского и приложениями”.
К эпистолярному наследию Достоевского следует отнести и его “Дневники…”, которые начинают издаваться с 1876 года и позволяют поправить материальное положение писателя. В них Федор Михайлович вспоминает о прожитых годах, о тех встречах, которые были в жизни, публикует статьи и размышления. Издание было необычайно популярно: Н.Н.Страхов вспоминал: “ “Дневник писателя” на 1876 год имел 1982 подписчика, и кроме того в розничной продаже каждый номер расходился в 2000 – 2500 экземплярах. Некоторые номера потребовали 2-го и даже 3-го издания, например январский.
В 1877 году было около 3000 подписчиков и столько же расходилось в розничной продаже.
Один номер, выпущенный в 1880 году (август) и содержащий в себе речь о Пушкине, был напечатан в 4000 экземплярах и разошелся в несколько дней. Было сделано новое издание в 2000 экземпляров и разошлись без остатка”.
Последний январский выпуск “Дневника писателя” выходит 31 января 1881г., после смерти Достоевского.
Через эпистолярное наследие Достоевского мы можем наиболее полно понять жизнь писателя, творческие планы, взгляды на жизнь, самооценку; помните: это не художественное произведение, это не вымысел, это то сокровенное, чем делился автор со своими близкими людьми, к чему теперь прикоснемся и мы.
II. Беседа с учениками по материалам, полученным для домашней работы.
1.
- Как назывался первый роман Достоевского?
- Какая задача стояла перед писателем?
- Какие материалы соответствуют этому периоду?
(Из “Дневника писателя” 1877г., из письма брату
Михаилу 1 февраля 1846г.)
- Что пишет Достоевский об этом периоде жизни?
Какие интересные встречи у него происходят?
- Как он оценивает свое будущее?
2.
- Следующий жизненный этап открывают нам
материалы 1849 – 1854 годов. Что происходит в это
время в жизни Достоевского?
- О чем вы узнали из письма к брату Михаилу от 22
декабря 1849г.
- Какие чувства охватывают Федора Михайловича? О
чем он беспокоится?
- Что поразило вас в письме от 30 января – 22
февраля 1854г.?
(Об этом периоде жизни Достоевским будет написано произведение “Записки из Мертвого дома”, в котором отразится ужас от годов каторги и поселения. По своему жанру эта книга эпистолярна).
3.
- Какой роман был основой для изучения
творчества Достоевского на уроках?
- Что нового о замысле и создании романа вы узнали
из переписки Достоевского?
- Как видоизменялся сюжет и жанр произведения?
4.
- 8 июня 1880 года, во время торжеств по поводу открытия в Москве памятника Пушкину, на заседании московского Общества любителей российской словесности выступал с речью Ф.М.Достоевский. Существует множество воспоминаний очевидцев о выступлении Достоевского, обратимся лишь к двум из них:
Д.Н.Любимов: “ Достоевский, встреченный громом рукоплесканий, взойдя на кафедру – я помню ясно все подробности, - протянул вперед руку, как бы желая их остановить. Когда они понемногу смолкли, он начал прямо, без обычных “милостивые государыни, милостивые государи”, так:
- Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа, сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое.
Первые слова Достоевский сказал как-то глухо, но последние каким-то громким шепотом, как-то таинственно. Я почувствовал, что не только я, но вся зала вздрогнула и поняла, что в слове “пророческое” вся суть речи и Достоевский скажет что-либо необыкновенное. Это не будет обыденная на торжествах речь из красивых фраз, как была у Тургенева накануне, а что-то карамазовское, тяжелое, мучительное, длинное, но душу захватывающее, от которого оторваться нельзя, как все произведения Достоевского ……”
А.Ф.Кони: “С самого начала речи между ним и всею массою слушателей установилась та внутренняя духовная связь, сознание и ощущение которой всегда заставляют оратора почувствовать и затем расправить свои крылья. В зале началось сдержанное волнение, которое все росло, и когда Федор Михайлович окончил, то наступила минута молчания, а затем, как бурный поток, прорвался неслыханный и невиданный мною в жизни восторг. Рукоплескания, крики, стук стульями сливались воедино и, как говорится, потрясли стены зала. Многие плакали, обращались к незнакомым соседям с возгласами и приветствиями; многие бросались к эстраде, и у ее подножия какой-то молодой человек лишился чувств от охватившего его волнения. Почти все были в таком состоянии, что, казалось, пошли бы за оратором по первому его призыву куда угодно… Так, вероятно, в далекое время умел подействовать на собравшуюся толпу Савонарола.”
- Так о чем же говорил в своей речи Достоевский?
- Что он пишет в письме к А.Г.Достоевской 8 июня
1880г.?
- Какие писатели всю жизнь служили Достоевскому
идеалом?
- 28 января ( 9 февраля по н. ст.) 1881 года – смерть
Достоевского. Мемуарная литература сохранила
многочисленные дневниковые записи. К одной из
них вы обращались. Что вы узнали из дневника
И.Ф.Тюменева?
III. Итог урока (слово учителя).
Надеюсь, что сегодняшние уроки помогли вам собрать воедино тот образ величайшего русского писателя, который выстраивался на уроках, экскурсиях, внеклассных занятиях. А помогло нам в этом эпистолярное наследие Достоевского. Смогло это осуществиться за счет того, что дневники и письма писателя были эмоциональны, искренни, доверительны; воспоминания его современников – точны и объективны.
Так же эмоционально и искренно я прошу вас подойти и к творческому заданию: вы должны написать работу на конкурс “Лучший урок письма 2009”. Номинации: “Письмо моей семье”, “Письмо другу. Однажды со мной случилось”, “Письмо моему учителю”, “Хочу рассказать тебе о своем родном крае”, “Год молодежи. Что я делаю для страны?”, “Мой любимый вид спорта”.