Цели:
- познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева;
- формировать умение анализировать эпическое произведение;
- повторить изобразительно-выразительные средства языка;
- формировать умение находить элементы композиции;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
- Записи на доске:
косогор – склон горы, холма;
трепетать – испытывать сильное волнение от каких-либо переживаний;
метаться – суетливо, в волнении двигаться в разных направлениях.
“Металась, слушала, часами сидела, подкрадывалась, следила и следила”.
- Аудиокассета с голосами птиц.
- Детские мягкие игрушки.
- Портрет писателя.
- Иллюстрации с изображением растений и животных.
- Сувенир “Куница”.
- Выставка книг писателя.
Эпиграф:
Пусть будущие поколенья
Не скажут с болью сожаленья:
“Жил-был смешной пушной зверек,
Но мир его не уберег”.
Ход урока
На перемене перед уроком включить аудиокассету с голосами птиц.
1 этап
Вступительное слово учителя.
– Что Вы услышали на перемене? (Голоса птиц)
Да, такое разноголосое пение слышит человек, находясь в лесу. Но не только человек, но и звери, которые присутствуют на уроке в виде ваших игрушек.
– Покажите, ребята, свои игрушки.
– Почему они стали для Вас любимыми?
– Для чего нужна игрушка?
Игрушка – это предмет для игры, это символ, заменяющий предметы из мира взрослых. Через нее дети знакомятся с окружающим миром. Не зря в Москве создан крупнейший специализированный торговый центр – Дом игрушки. И даже есть музей игрушек. Он находится в городе Загорске. Игрушка, порой заменяет близкого друга, подругу. Не у каждого в доме есть зверек. Этот пробел и может восполнить игрушка.
Учитель показывает свою любимую игрушку.
– Кто это? (Куница)
Героиня рассказа, который Вы прочитали к уроку. Автор произведения – В.П.Астафьев.
2 этап
Выступление ученика о писателе.
3 этап
Знакомство с выставкой книг писателя.
Много рассказов написал В.П.Астафьев для юных читателей. Некоторые из них представлены на выставке:
“Конь с розовой гривой” Кто такой конь да еще с розовой гривой Вы узнаете, прочитав этот рассказ.
С любознательным и сметливым Васюткой, открывшем в тайге неведомое озеро, вы встретитесь на страницах рассказа “Васюткино озеро”.
В рассказе “Белогрудка”, который Вы прочитали к уроку, автор рассказывает о боли.
4 этап
Анализ рассказа “Белогрудка”.
Зачитывается тема урока.
О какой боли поведал нам автор, мы узнаем на уроке.
“Для детей я всегда пишу со светлой радостью,– говорил В.П.Астафьев,– и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости”. И он не только не лишал, а дарил радость общения со своими героями: с людьми, с животными и с существами, в которых течет не красная, а зеленая кровь.
– Кто это? (Растения)
Учитель показывает иллюстрации растений, а ученики отгадывают.
Все эти растения встретились в произведении. Попутно учитель сообщает некоторые особенности растений.
– Но не только растения мы встречаем на страницах рассказа, но и деревья.
– Назовите их. (Еловая и пихтовая крепь)
Словарная работа со словом крепь (значение слова находится по словарю и зачитывается)
– Как защищают растения своих жильцов?
– Где встречаются различные виды растений, деревьев? (На косогоре)
Словарная работа со словом косогор. (Значение слова написано на доске)
– При помощи какого предложения автор передал живописный вид? (“Косогор, видный за много верст темным горбатым островом”)
– От кого охраняет еловая и пихтовая крепь? (“От худого глаза и загребущих рук”)
О ком это говорится?
Это эпитеты. Что такое эпитет?
Сказать точно помогли эпитеты.
– Кто в этом густолесье главные жители?
Учитель показывает иллюстрации животных, ученики называют их.
– Обратите внимание: это не просто обитатели, автор называет их жильцами. Почему?
Здесь поселилась наша героиня – куница.
– Почему она выбрала густолесье? (Скрытный зверек)
Выступление ученика об этом зверьке.
Ученые-зоологи куниц с белым пятнышком на груди относят в особый вид и называют “каменистыми куницами” или Белодушкой.
– Чем занималась Белогрудка?
Наносила она вред человеку?
– Раскройте значение эпитета “противные запахи деревни”.
– Что означает метафора “пулей вонзалась”
Она жила как обычный зверек, никому не мешала. Не зря автор называет ее самым скрытным зверьком. Одиночество закончилось.
– Что произошло?
– Какими были котята?
– Для чего автор использует сравнение “маленькие, как бобовые стручки”?
Мы нашли один из элементов композиции – завязку.
– Изменилась жизнь Белогрудки с рождением детей?
– Справлялась ли Белогрудка с материнскими обязанностями?
Она была не просто матерью, а старательной мамой.
– Каким синоним можно заменить слово старательная?
– Какое выразительное средство? (Эпитет)
В мире природы не все животные и птицы заботятся о своем потомстве. Например, кукушка. Она подкидывает свои яйца в гнезда других птиц и те заботятся о них, как о своих.
– Какой момент в рассказе можно назвать самым напряженным? (Кража котят)
– Как называется такой момент в литературе? (Кульминация)
– Как похитили котят?
– Почему Белогрудка, всегда чутко улавливающая запах человека, в этот
момент не почувствовала его? Ответ найдите в тексте. (“Потому что вся трепетала”)
Словарная работа со словом трепетала.
Жизнь Белогрудки изменилась. Она забыла обо всем, не зря она старательная мать.
– Какова первая реакция куницы на пустое гнездо?
Она выронила добычу – это большая редкость для хищного зверька; она не бегала, а металась.(словарная работа со словом)
– В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения? (“Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы”)
Человек в такой ситуации плачет, кричит. А животное так не может делать. Весь ужас, все переживания куницы в одном знаке – тире.
– Как нужно прочитать это предложение?
Оказывается, не только эпитеты и метафоры передают авторскую мысль, но и знаки препинания.
Далее автор пишет: “До рассвета металась возле дома, часами сидела…”
– Что еще она делала?
– Какая часть речи чаще используется?
Быстроту действия автор передает при помощи глаголов.
– Почему один из дней жизни Белогрудки писатель назвал “страшным днем”?
– Какая реакция последовала вслед за этим?
Сначала она чутко улавливала противные запахи деревни, при приближении человека пулей вонзалась в густолесье, а сейчас даже днем стала появляться у домов.
– Почему?
Все из-за детей. Человек вторгся в жизнь природы и тем самым нарушил ее покой, помешал равномерной жизни жильцов косогора. Поэтому Белогрудка мстит. А животное опасно в мести, даже самое безобидное. Оно не прощает. Человек должен быть разумным хозяином природы.
– Жители деревни считали куницу виноватой?
Только один охотник не считал Белогрудку виноватой.
– Осознали мальчики свою ошибку?
– Для чего они украли котят? (Превратить в игрушку)
5 этап
Учитель показывает сувенир.
– Это игрушка?
Значит не каждая вещь может стать игрушкой. Поэтому прежде чем нести домой ежа, птенца, подумайте. Человеческие поступки не проходят бесследно. Неоправданно вторгаясь в мир природы, человек совершает преступление перед самим собой тоже. Месть убивает в нем самое лучшее – чувство справедливости, доброту, милосердие. Это опустошает его изнутри.
6 этап
Заключительный.
– Послужила история с куницей уроком для жителей деревень?
– О какой боли поведал нам автор?
Эта боль наша общая.
– Учитель зачитывает эпиграф.
Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками.
Учитель включает кассету с голосами птиц.
Урок окончен.