Урок литературы по теме: "Я поведаю вам свою боль…"(по рассказу В.П. Астафьева "Белогрудка")

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева;
  • формировать умение анализировать эпическое произведение;
  • повторить изобразительно-выразительные средства языка;
  • формировать умение находить элементы композиции;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование:

  • Записи на доске:

косогор – склон горы, холма;
трепетать – испытывать сильное волнение от каких-либо переживаний;
метаться – суетливо, в волнении двигаться в разных направлениях.
“Металась, слушала, часами сидела, подкрадывалась, следила и следила”.

  • Аудиокассета с голосами птиц.
  • Детские мягкие игрушки.
  • Портрет писателя.
  • Иллюстрации с изображением растений и животных.
  • Сувенир “Куница”.
  • Выставка книг писателя.

Эпиграф:

Пусть будущие поколенья
Не скажут с болью сожаленья:
“Жил-был смешной пушной зверек,
Но мир его не уберег”.

Ход урока

На перемене перед уроком включить аудиокассету с голосами птиц.

1 этап

Вступительное слово учителя.

– Что Вы услышали на перемене? (Голоса птиц)

Да, такое разноголосое пение слышит человек, находясь в лесу. Но не только человек, но и звери, которые присутствуют на уроке в виде ваших игрушек.

– Покажите, ребята, свои игрушки.

– Почему они стали для Вас любимыми?

– Для чего нужна игрушка?

Игрушка – это предмет для игры, это символ, заменяющий предметы из мира взрослых. Через нее дети знакомятся с окружающим миром. Не зря в Москве создан крупнейший специализированный торговый центр – Дом игрушки. И даже есть музей игрушек. Он находится в городе Загорске. Игрушка, порой заменяет близкого друга, подругу. Не у каждого в доме есть зверек. Этот пробел и может восполнить игрушка.

Учитель показывает свою любимую игрушку.

– Кто это? (Куница)

Героиня рассказа, который Вы прочитали к уроку. Автор произведения – В.П.Астафьев.

2 этап

Выступление ученика о писателе.

3 этап

Знакомство с выставкой книг писателя.

Много рассказов написал В.П.Астафьев для юных читателей. Некоторые из них представлены на выставке:

“Конь с розовой гривой” Кто такой конь да еще с розовой гривой Вы узнаете, прочитав этот рассказ.

С любознательным и сметливым Васюткой, открывшем в тайге неведомое озеро, вы встретитесь на страницах рассказа “Васюткино озеро”.

В рассказе “Белогрудка”, который Вы прочитали к уроку, автор рассказывает о боли.

4 этап

Анализ рассказа “Белогрудка”.

Зачитывается тема урока.

О какой боли поведал нам автор, мы узнаем на уроке.

“Для детей я всегда пишу со светлой радостью,– говорил В.П.Астафьев,– и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости”. И он не только не лишал, а дарил радость общения со своими героями: с людьми, с животными и с существами, в которых течет не красная, а зеленая кровь.

– Кто это? (Растения)

Учитель показывает иллюстрации растений, а ученики отгадывают.

Все эти растения встретились в произведении. Попутно учитель сообщает некоторые особенности растений.

– Но не только растения мы встречаем на страницах рассказа, но и деревья.

– Назовите их. (Еловая и пихтовая крепь)

Словарная работа со словом крепь (значение слова находится по словарю и зачитывается)

– Как защищают растения своих жильцов?

– Где встречаются различные виды растений, деревьев? (На косогоре)

Словарная работа со словом косогор. (Значение слова написано на доске)

– При помощи какого предложения автор передал живописный вид? (“Косогор, видный за много верст темным горбатым островом”)

– От кого охраняет еловая и пихтовая крепь? (“От худого глаза и загребущих рук”)

О ком это говорится?

Это эпитеты. Что такое эпитет?

Сказать точно помогли эпитеты.

– Кто в этом густолесье главные жители?

Учитель показывает иллюстрации животных, ученики называют их.

– Обратите внимание: это не просто обитатели, автор называет их жильцами. Почему?

Здесь поселилась наша героиня – куница.

– Почему она выбрала густолесье? (Скрытный зверек)

Выступление ученика об этом зверьке.

Ученые-зоологи куниц с белым пятнышком на груди относят в особый вид и называют “каменистыми куницами” или Белодушкой.

– Чем занималась Белогрудка?

Наносила она вред человеку?

– Раскройте значение эпитета “противные запахи деревни”.

– Что означает метафора “пулей вонзалась”

Она жила как обычный зверек, никому не мешала. Не зря автор называет ее самым скрытным зверьком. Одиночество закончилось.

– Что произошло?

– Какими были котята?

– Для чего автор использует сравнение “маленькие, как бобовые стручки”?

Мы нашли один из элементов композиции – завязку.

– Изменилась жизнь Белогрудки с рождением детей?

– Справлялась ли Белогрудка с материнскими обязанностями?

Она была не просто матерью, а старательной мамой.

– Каким синоним можно заменить слово старательная?

– Какое выразительное средство? (Эпитет)

В мире природы не все животные и птицы заботятся о своем потомстве. Например, кукушка. Она подкидывает свои яйца в гнезда других птиц и те заботятся о них, как о своих.

– Какой момент в рассказе можно назвать самым напряженным? (Кража котят)

– Как называется такой момент в литературе? (Кульминация)

– Как похитили котят?

– Почему Белогрудка, всегда чутко улавливающая запах человека, в этот

момент не почувствовала его? Ответ найдите в тексте. (“Потому что вся трепетала”)

Словарная работа со словом трепетала.

Жизнь Белогрудки изменилась. Она забыла обо всем, не зря она старательная мать.

– Какова первая реакция куницы на пустое гнездо?

Она выронила добычу – это большая редкость для хищного зверька; она не бегала, а металась.(словарная работа со словом)

– В каком предложении автор передал весь ужас создавшегося положения? (“Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы”)

Человек в такой ситуации плачет, кричит. А животное так не может делать. Весь ужас, все переживания куницы в одном знаке – тире.

– Как нужно прочитать это предложение?

Оказывается, не только эпитеты и метафоры передают авторскую мысль, но и знаки препинания.

Далее автор пишет: “До рассвета металась возле дома, часами сидела…”

– Что еще она делала?

– Какая часть речи чаще используется?

Быстроту действия автор передает при помощи глаголов.

– Почему один из дней жизни Белогрудки писатель назвал “страшным днем”?

– Какая реакция последовала вслед за этим?

Сначала она чутко улавливала противные запахи деревни, при приближении человека пулей вонзалась в густолесье, а сейчас даже днем стала появляться у домов.

– Почему?

Все из-за детей. Человек вторгся в жизнь природы и тем самым нарушил ее покой, помешал равномерной жизни жильцов косогора. Поэтому Белогрудка мстит. А животное опасно в мести, даже самое безобидное. Оно не прощает. Человек должен быть разумным хозяином природы.

– Жители деревни считали куницу виноватой?

Только один охотник не считал Белогрудку виноватой.

– Осознали мальчики свою ошибку?

– Для чего они украли котят? (Превратить в игрушку)

5 этап

Учитель показывает сувенир.

– Это игрушка?

Значит не каждая вещь может стать игрушкой. Поэтому прежде чем нести домой ежа, птенца, подумайте. Человеческие поступки не проходят бесследно. Неоправданно вторгаясь в мир природы, человек совершает преступление перед самим собой тоже. Месть убивает в нем самое лучшее – чувство справедливости, доброту, милосердие. Это опустошает его изнутри.

6 этап

Заключительный.

– Послужила история с куницей уроком для жителей деревень?

– О какой боли поведал нам автор?

Эта боль наша общая.

– Учитель зачитывает эпиграф.

Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идет своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в ее мир, а будем только наблюдать за ней и наслаждаться ее звуками.

Учитель включает кассету с голосами птиц.

Урок окончен.