Урок литературы по теме: "Устное народное творчество" с применением здоровьесберегающих методов

Разделы: Литература


Пояснительная записка.

Данный урок является шестым уроком в разделе “Устное народное творчество”.

Тип урока – систематизация и обобщение знаний.

Дидактическая цель – систематизация и обобщение знаний с использованием методики “Недописанная фраза”, приёмов театрализации, наглядных методов обучения.

При обобщении и систематизации знаний акцентируется внимание обучающихся на следующих вопросах программы:

  • Повторение знакомых жанров русского народного творчества;
  • Преображение действительности в духе народных идеалов;
  • Малые жанры фольклора;
  • Сказки как вид народной прозы.

Специфика данного урока заключается в том, что закрепление и обобщение изученного осуществляется следующими методами:

  • Объяснительно-иллюстративный (слово учителя)
  • Наглядный (иллюстрирование, демонстрация)
  • Репродуктивный

В основу урока положена модель подвижного урока В.Ф. Базарного.

Целью модели подвижного урока является создание здоровьесберегающих условий обучения на уроке через увеличение двигательной активности.

Задачи модели подвижного урока:

-осуществление двигательной активности обучающихся на уроке;

-введение режима динамических поз для оптимизации функционального состояния организма и сохранение работоспособности школьников;

-реализация здоровьсберегающих функций урока через проведение физкультминуток и оздоровительных пауз, активное передвижение обучающихся по классу.

Место проведения — беспарточный класс.

В ходе реализации цели урока используется фронтальная, групповая, индивидуальная формы работы.

Основными принципами урока являются принцип доступности, принцип прочности, систематичности и последовательности.

Предложенный урок соответствует всем современным программным требованиям. Он спроектирован с учётом содержания программы и государственного стандарта по литературе.

Предлагаемая структура урока определена содержанием программного материала и методикой режима динамических поз В.Ф. Базарного.

Содержание учебного материала подбирается с учётом возрастных особенностей.

Использование межпредметных связей (репродукции картин, музыкальные фрагменты) позволяет значительно расширить кругозор обучающихся.

Содержание конспекта урока.

Класс: 5

Предмет: литература.

Тема: “Устное народное творчество”

Урок № 6

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Оборудование, средства обучения:

  • Карточки-задания в форме яблока;
  • Карта сказок для каждого обучающегося;
  • Нарезные карточки с именами сказочных героев;
  • Группы карточек с разрезанными пословицами (методика “Недописанная фраза”)
  • Отрывок из сказки, кроссворд, карточки с заданиями

Цель урока: повторение знакомых жанров русского народного творчества.

Задачи урока:

Обучающие:

  • создать условия для формирования представления у обучающихся о фольклоре как отражении народных представлений о жизни;

Развивающая:

  • развивать творческие способности обучающихся;

Воспитывающие:

  • пробудить желание обучающихся глубже познакомиться с произведениям устного народного творчества;
  • развивать коммуникативные умения обучающихся;
  • формировать положительные нравственные ориентации.

Ход урока

Этап урока Действия Какие задачи решались
Учителя Обучающихся О Р В
1 Организационный момент Приветствует обучающихся, фиксирует отсутствующих, организует внимание.

Сообщает цели и задачи, ход урока

Приветствуют учителя, быстро включаются в деловой ритм, концентрируют внимание      

+

2 Этап систематизации и проверки знаний 1. Дерево знаний

Предлагает обучающимся карточки с заданиями (карточки в форме яблок располагаются на макете дерева).

<Приложение 1>

2. Заполнение карты сказок и её защита.

Предлагает к выполнению ряд заданий по теме.

<Приложение 2>

Исправляет и оценивает ответы обучающихся

3. Путешествие в страну УНТ.

Предлагает обучающимся активную методику деления на группы “Недосказанная фраза”

<Приложение 3>

Предлагает одному из представителей группы вытянуть карточку с названием этапа.

<Приложение 4>

<Рисунок 2>

Предлагает пройти по разным этапам, выполняя задания каждого этапа.

Следит за ходом выполнения задания

Оценивает выполнение задания обучающимися, учителем.

Подходят к дереву, срывают яблоко и читают задание, дают ответы.

Работают с ватманом, расположенном на полу. У каждого обучающегося индивидуальная карта.

<Рисунок 1>

Представляют заполненные карты. Слушают, оценивают ответы одноклассников

Делятся на группы (в зависимости от присутствующих обучающихся в классе).

Представитель группы выбирает карточку с названием этапа

Проходят к месту расположения задания, знакомятся с вопросом, выполняют задания

Представляют выполненные задания. Оценивание выполнения задания обучающимися, учителем.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5 Подведение итогов. Организует обратную связь Формулируют общие выводы + + +
5 Этап информации обучающихся о домашнем задании Мотивирует к выполнению домашней работы. Проводит инструктаж по её выполнению Концентрируют внимание, записывают задание в дневники   + +