Триединая цель урока:
Обучающая:
прочитать и проанализировать рассказ А.П. Чехова «О любви»;
раскрыть основные чеховские представления о порядочности русского интеллигента, о причинах пошлости в отношениях между мужчиной и женщиной, о ложном понимании долга и свободы человека;
Развивающая:
развивать логические мыслительные операции (сравнение, обобщение), внимание к слову; учить выделять главное;
обогащать речь;
Воспитывающая:
воспитывать толерантность, чувство ответственности; бережное отношение ко времени; прививать культурные привычки; воспитывать любовь к русской литературе и родному языку; воспитывать ответственность в любви.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом, построенный по технологии «Критическое мышление». Используются приемы технологии: «верные/неверные утверждения», «работа с пропущенными словами текста», «закончить фразу», «составление кластера». Формы работы с учащимися: индивидуальная, парная, групповая (группы по четыре человека). В ходе урока применяются следующие методы: анализ художественного произведения, частично-поисковый, проблемный.
Оборудование урока: портрет А.П.Чехова, раздаточный материал для учащихся, музыкальное сопровождение (Концерт №1.Весна. Вивальди).
ХОД УРОКА.
1. Организационный момент.
2.1. Стадия вызова. Вступительное слово учителя.
А.П. Чехов страстно хотел исключить из современной ему действительности насилие, фальшь. Он мечтал о том, чтобы между людьми установились простые, чистые, добрые и гармоничные отношения. Своеобразной проверкой жизненных связей между людьми у Чехова не однажды служила любовь.
В этом учебном году нам приходилось уже читать о любви. Назовите произведения, сформулировав их основную тему.
– Обратимся к эпиграфу урока.
«Он обладал искусством всюду находить и
оттенять пошлость (…), умел найти плесень
пошлости там, где с первого взгляда, казалось, все
устроено очень хорошо, удобно, даже с блеском..»
М. Горький.
– Прочитайте, выделите ключевые слова. Какие задачи будем сегодня решать?
2.2. Выявление первичного восприятия прочитанного рассказа (верные/неверные утверждения). Прочитайте высказывания, записанные на доске, обсудите в группах, обоснуйте ответы примерами из текста.
«Чехов довел до виртуозности, до
гения обыкновенное изображение обыкновенной
жизни».
В. Розанов.
«Если бы современная Россия исчезла
с лица земли, то по произведениям Чехова можно
было бы восстановить причину русского быта в
конце 19-го века в мельчайших подробностях».
Дм. Мережковский.
«Боль об утраченном, о несостоявшемся , о
пропущенном…».
Вл. Турбин.
3.1. Стадия осмысления.
Анализ главного героя через композицию
произведения.
– Назовите круг тем рассказа.
(Жизнь образованного русского интеллигента, одиночество, любовь, бессмысленность жизни.)
– Рассказ называется «О любви». Зачем автору понадобилось начинать повествование с истории жизни Алехина-рассказчика?
3.2.Анализ характеристики литературного героя.
– В группах внимательно ознакомьтесь с листом-бланком «Анализ литературного героя», заполните его, составив характеристику Алехина, приготовьте ответ. Приложение №1.
После прослушанных выступлений учитель обращает внимание на следующие моменты: Алехин окончил университет, а тогда людей с университетским образованием было мало, Чехов часто в рассказе говорит об образовании героя, стремясь подчеркнуть его назначение; для того ли тратил отец деньги и силы, чтобы сын не реализовал полученные познания?
3.3 Любовь в рассказе.
– Вернемся к началу рассказа.
Учитель читает из рассказа слова Алехина, делает логические ударения на ключевые слова «Мы, русские порядочные люди…».
Присутствует ли автор? Какого героя напоминает Алехин? Почему наш герой не способен на высокие чувства?
Работа с текстом.
– Найдите в тексте ответы на поставленные вопросы.
Как выстраивает герой отношения с Анной Алексеевной? Как развиваются отношения?
Беседа по оценке взаимоотношений героев.
– Чехов словно проверяет, насколько свободен человек ото лжи перед самим собой. Алехин оказался несвободен.
– Что понимает Алехин, прощаясь с Анной Алексеевной?
– Заставило ли осознание Алехина изменить свою жизнь?
– Как помогает пейзаж передать внутренний мир героя, его борьбу, изменения?
– Вернемся к эпиграфу урока. Правильно ли мы определили задачи урока? Многие ли из вас смогли увидеть пошлость в рассказе А.П.Чехова? Сейчас мы это увидим.
3.4. Выводы. Работа в парах.
– Заполните суждение о пошлости в творчестве А.П. Чехова. Перед вами текст с пропущенными словами, в парах внимательно прочитайте и попробуйте восстановить его.
Приложение № 2.
Оригинал текста.
Пошлость многолика. Это отсутствие веры и идеала в душе, это ложь и лицемерие в человеческих отношениях, это зависимость от чужой воли и чужого мнения, это равнодушие и беспринципность, это, наконец, рабская психология, которая лишает человека чувства собственного достоинства. Желание изобразить и изобличить эту пошлость сделало Чехова «певцом» хмурых людей, слабых и побежденных жизнью, певцом тусклой и печальной стороны жизни.
Слушаются работы. Прочитывается оригинал текста.
4. Рефлексия.
– Закончите фразу.
«Искусство видеть пошлость доступно
только человеку…»
М.Горький.
Оригинал текста.
«Искусство видеть пошлость доступно
только человеку высоких требований к жизни,
которое создается лишь горячим желанием видеть
людей простыми, красивыми, гармоничными. »
М.Горький.
Слушаются сочинения. Прочитывается оригинал.
5. Творческий эксперимент.
– На протяжении тысячелетий музыка является неотъемлемой частью жизни человека. Она сопровождает нас в тяжелые и радостные моменты. И всегда она нам понятна. Задумывались ли вы когда-нибудь, как композиторы пишут музыку к фильмам, спектаклям? Давайте сегодня попробуем себя в роли музыкантов. Перед вами эпизоды из рассказа А.П.Чехова «О любви». Прочитайте их, обсудите в парах, какие чувства испытывает герой.
Приложение №3.
– Я вам предлагаю прослушать отрывки из музыкальных произведений Вивальди (по выбору учителя). Подберите к каждому тексту музыкальное исполнение. Расположите тексты в порядке звучания музыки.
Обсуждение эксперимента.
6. Домашнее задание. Составить кластер к рассказу.