Цели урока:
Познакомить учащихся с циклом “Стихотворения в прозе” И. С. Тургенева;
Создать условия для развития критического мышления учащихся;
Создать условия для осмысления вечных философских вопросов бытия.
Предыдущее домашнее задание: прочитать несколько стихотворений в прозе И.С. Тургенева, выучить понравившееся наизусть.
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие. Слайд 1.
2. Вызов.
– Сборник И. С. Тургенева называется “Стихотворения в прозе”. Какой вопрос может возникнуть при взгляде на такое название? (Что такое стихотворения в прозе?) Слайд 2.
Строим “фишбоун”.
– К какому роду литературы, как вы думаете, будет относиться этот жанр?
Подберем термины, относящиеся к этому роду литературы, дадим краткие пояснения: лирика (выражает переживания, чувства, сокровенные мысли), лирический герой (близок к автору), жанры лирики (стихотворение, поэма), отличие поэзии от прозы (ритм, размер, рифма) Записываем в “фишбоун”.
– Построим определение термина “стихотворение в прозе” – небольшое прозаическое произведение, напоминающее лирическое стихотворение, но лишенное стихотворной организации речи.
3. Осмысление.
– Познакомимся с историей создания сборника “Senilia. Стихотворения в прозе”
И. С. Тургенева. Слайд 3.
При чтении воспользуемся технологией ИНСЕРТ. Во время чтения текста выполните пометы на полях: “V” – уже знал(а), “+” – новое, “-” – думал(а) иначе, “?” – не понял, есть вопросы.
“Стихотворения в прозе” были написаны И.С. Тургеневым в конце жизни, в 1878—1882 годах. Всего Иваном Сергеевичем за границей было написано 83 стихотворения, в которых отразился весь писатель, его большой восхитительный ум, тонкое эстетическое миропонимание, неизбывная скорбь одинокого и бездомного человека…
Первоначально сборник был назван “Посмертные”, потом “Старческое”, издатель М.М. Стасюлевич предлагал название “Зигзаги”. Жанр своих произведений сам писатель определил как “стихотворения без рифмы и размера”.
“Senilia” (“Старческое”), собственно говоря, это не что иное, как последние вздохи (вежливо выражаясь) старика”, – писал Тургенев в одном из писем. За этими строками не стоит ни тени кокетства или ёрничанья; их пишет тяжело больной человек, сознающий свой скорый конец.
– Какая информация была знакома? Что оказалось новым? Что вызвало вопросы?
4. Определение сверхзадачи урока.
– О чем же размышляет писатель в конце жизни?
Послушайте стихотворение “Как хороши, как свежи были розы…”.
Во время чтения и после него ведите “Двойной дневник”. Заполните таблицу своими наблюдениями. Слайд 4.
|
Мои комментарии |
|
Как хороши, как свежи были розы...
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною... но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы...
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы...
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, – но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы...
А в комнате все темней да темней... Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною – и чудится скучный, старческий шепот...
Как хороши, как свежи были розы...
Встают передо мною другие образы... Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара...
Как хороши, как свежи были розы...
Свеча меркнет и гаснет... Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ... Мне холодно... Я зябну... и все они умерли... умерли...
Как хороши, как свежи были розы...
Сентябрь, 1879
Слайд 5.
– Что привлекло ваше внимание в тексте?
– Какие два временных пространства (хронотопа) нарисованы в стихотворении? Воссоздайте по ключевым словам душевное состояние лирического героя.
– Что поддерживает лирического героя в момент трагического одинокого умирания?
– Что вызывает в памяти эти воспоминания – картину молодости, тепла, счастья?
– Как вы думаете, почему рефреном звучат именно стихотворные строки?
– Что изменилось бы в произведении, если бы отсутствовал такой рефрен?
– О чем же размышляет Тургенев в конце жизни? (Это размышления о жизни и смерти, одиночестве, мимолетности счастья, памяти и забвении…)
5.
– Жизнь быстротечна, счастье мимолетно… Что же может явиться опорой в жизни?
Читаем стихотворение “Воробей”, используя прием чтения с остановками, и заполняем “Дерево предсказаний” (Возможна групповая работа). Слайд 6.
Воробей
Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
Апрель, 1878
6. Рефлексия.
– О чем же размышляет писатель в конце жизни? Что видит Тургенев опорой жизни человека?
7
. Домашнее задание.Попробуйте выступить авторами своеобразного стихотворения в прозе и напишите синквейн. Слайд 7.
Что такое синквейн? В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.
Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, выражает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение к теме.
Примеры синквейнов, написанных восьмиклассниками после этого урока:
Стихи.
Волшебные, мелодичные.
Звучат, льются, умиротворяют.
Помогают понять себя.
Красота.
Любовь.
Возвышенная, робкая.
Летит, кружит, волнует.
И сердце согревает нежно.
Счастье…
Звезда.
Красивая и одинокая.
Льет свет, дрожит и гаснет.
Никто не заметит потери.
Будет другая.
Эгоист.
Богатый, самодовольный.
Усмехается, врет, бежит.
С какой стати его прощать?
Да не за что!
Нищий.
Дряхлый, старый.
Стонет, мычит, умоляет.
Кто же ему поможет?
Брат.
Литература, использованная для создания урока:
- Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя. – СПб: Альянс “Дельта”, 2003;
- Загашев, И. О., Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Учим детей мыслить критически: Пособие для учителя. – СПб: Альянс “Дельта”, 2003;
- Заир-Бек, С. И., Муштавинская, И. В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004;
- Кирилова, Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации. – М.: Педагогика, 2005.
- Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.