Урок литературы с использованием ИКТ "Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни". 10-й класс

Разделы: Литература

Класс: 10


Задачи урока: ознакомиться с основными этапами биографии Л.Н.Толстого; найтитеоретический материал для раскрытия многогранности личности писателя.

Цель урока: развитие навыков поиска и отбора нужной информации по известным адресам.

Развитие умений выделять главное, анализ и синтез материала, рассуждать на заданную тему, делать выводы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя:

Лев Николаевич Толстой. Вся жизнь и все творчество писателя как поиск истины. Смысл жизни Лев Николаевич видел в слежении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. Жизненное кредо Толстого определяется следующим: “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость”.

Художественное мировоззрение Толстого сложно и противоречиво. Главной темой творчества писателя стала мысль о том, что изучение души человеческой – задача первостепенной важности. Причину всех бед Л.Н.Толстой видел в том, что человек утратил нравственные идеалы. Поиски истинных ценностей, поиски смысла жизни, путь через нравственное самоусовершенствование – проблема, волновавшая писателя.

Конечно, познать Толстого за рамки урока нельзя; даже изучив все его 90 томов сочинений, мы вряд ли раскроем до конца тайну этого великого человека, но прикоснуться к личности Льва Толстого мы все же попытаемся, выполняя задание по группам.

2. Задание группам.

Первая – пятая группы работают с материалами Большой Энциклопедии Кирилла и Мефодия ( в 4 дисках), а шестая группа – с сайтом Интернета.

  1. Группа готовит рассказ о детстве и отрочестве Толстого.
  2. Группа : Толстой на Кавказе. Как повлияла на Л.Толстого служба на Кавказе?
  3. Группа: Участие Л.Н.Толстого в Крымской войне и обороне Севастополя.
  4. Группа: В чем суть религиозно-этических взглядов Л.Толстого? Какова общественная и политическая деятельность Толстого?
  5. Группа: Последние годы жизни писателя. Литературное наследие Л.Н.Толстого.
  6. Группа: сайт “Л.Н.Толстой” (http://tolstoy.ru/). Сообщение о родовом имении и истории семьи Толстых.

3. Идет самостоятельная работа учащихся в группах. При необходимости - помощь учителя.

4. Заслушивание сообщений представителя каждой группы, запись главных дат и событий в жизни Л.Н.Толстого.

5. Итоги урока.

У нас впереди еще много уроков, связанных с творчеством Л.Н.Толстого. Сегодня было только начало. В конце нашего урока мне бы хотелось, чтобы вы прокомментировали слова писателя: “Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя”.

6. Домашнее задание.

Закончить план – конспект “Этапы биографии и творчества Л.Толстого (используя учебник);

Подумать над вопросом: “В чем, по-вашему, своебразие личности и таланта Толстого?”;

Прочитать “Севастопольские рассказы”, уметь определить композицию рассказа, тему и идею, художественное своеюбразие рассказа.