Урок литературы с ИКТ. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Класс: 5.

Дисциплина: литература.

Продолжительность урока: 45 минут.

Цель урока: в течение урока овладеть умением анализировать древнегреческие мифы о подвигах Геракла.

Задачи:

Образовательные:

– продолжить формирование навыков работы с текстом;
– проанализировать мифы о подвигах Геракла;
– показать положительный образ героя;
– дать понятия новым терминам.

Развивающие:

– развитие навыков устной речи;
– развитие умений использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
– развитие эстетических представлений и художественного вкуса учащихся.

Воспитательные:

– формировать любовь и уважение к литературе;
– воспитывать духовно развитую личность;
– формировать национальное самосознание, гражданскую позицию.

Методы обучения: репродуктивный, эвристический, исследовательский.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний (завершающий изучение мифов Древней Греции).

Технические средства обучения: компьютер, интерактивная доска, проектор, ЦОР.

Образовательные ресурсы Интернет: http://school-collection.edu.ru/

Источники информации:

  1. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / А.Н. Кун. – М.: Просвещение, 1975.
  2. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхарт. – М.: Правда, 1988.
  3. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. – М.: Советская энциклопедия, 1991.
  4. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / под ред. И. Ю. Шведовой / С.И. Ожегов. – М.: Русский язык, 1990.

Методическое обоснование: третий урок (внеклассного чтения), завершающий изучение мифов Древней Греции.

Предварительное задание:

– коллективное: прочитать все мифы о подвигах Геракла;
– индивидуальные: 1) найти в разных источниках значение слова “Геракл”, 2) дать лексическое толкование слова “герой”.

Ожидаемые результаты:

Личностные: реализация готовности учащихся к саморазвитию и поисковой деятельности; формирование мотивации к учению и познанию.

Метапредметные результаты: формирование способности изучать литературу в контексте художественной культуры.

Предметные: получение новых знаний о мифах, не включённых в основную программу по литературе.

Эффективность использования ИКТ: усовершенствование деятельности учителя на разных этапах урока, повышение у учащихся познавательного интереса к предмету, мотивации за счёт визуализации учебной информации, выбора режима учебной деятельности, увеличение объёма выполняемой работы, углубление интеграционных процессов и формирование культуры учебной деятельности и информационной культуры.

Этап урока Содержание этапа урока
1. Организация начала урока, 1–2 мин. Вводная часть урока.
2. Актуализация опорных знаний, 5 мин. Фронтальная работа: ответы на вопросы

– На предыдущих уроках вы узнали о происхождении и развитии древнегреческой мифологии, познакомились с мифами о богах-олимпийцах. Но есть среди них герой, который за его подвиги был взят Зевсом на небо и там вступил в брак с Гебой, богиней вечной юности. Кто же это?
– Кто такой Геракл? Каково значение его имени?

Индивидуальная работа: ученик объясняет найденные им значения слова “Геракл” и демонстрирует слайд.

Индивидуальная работа: ученик объясняет значение слова “герой” и демонстрирует слайды.

Фронтальная работа: учащиеся доказывают, что к Гераклу применимы все три перечисленных значения слова “герой”.

3. Подготовка к основному этапу урока, 10 мин. Фронтальная работа: беседа

– Какова была история рождения Геракла?
– Кто были родители Геракла?
– Почему жена Зевса Гера с самого рождения преследовала героя?
– Докажите, что древнегреческие боги ведут себя подчас, как обыкновенные смертные. О чём это говорит?
– Кто такой Эврисфей? Почему Геракл вынужден был подчиняться Эврисфею? С какой целью изображается Эврисфей?
– Кто из богов покровительствовал Гераклу, кто выступал против него?
– Как мифы постепенно подготавливают нас к восприятию двенадцати подвигов Геракла?

4. Эмоциональная разрядка, 2 мин. Выполнение физических упражнений под видеоролик.

Ссылка на ресурс: http://school-collection.edu.ru/

5. Усвоение новых знаний: анализ мифов о подвигах Геракла, 20-23 мин. Фронтальная работа:

Рассмотрение иллюстраций, определение, какой эпизод из мифа изображён.

Выборочный пересказ мифов.

6. Закрепление: словарная работа, 5 мин. Фронтальная работа:

Учитель демонстрирует слайд, ученики объясняют значение фразеологизмов. Проверка по гиперссылкам.

7. Подведение итогов, 2 мин. Учитель подводит итоги урока.

Учащимся предлагается подумать над вопросом: “Какие качества Геракла отражали представления наших предков об идеальном человеке?”

8. Рефлексия, 3 мин. Учитель предлагает учащимся оценить свою работу на уроке.

Ученики дописывают напечатанные на листочках предложения, чтобы оценить свою работу на уроке и её результаты.

1.
а. Я узнал…
б. Я научился (могу)…

2.
а. Я хочу узнать…
б. Я хочу научиться…

Приложение: презентация PowerPoint.