Урок литературы с использованием ИКТ по теме: "Зимняя дорога". Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути

Разделы: Литература


Место урока в системе уроков: четвёртый по теме, двадцать третий в общем планировании

Цели:

  • Обучающая: формировать осознанных умений и навыков работы с поэтическим текстом
  • Развивающая: обогащать и усложнять словарный запас шестиклассников
  • Воспитывающая: создать благоприятные условия для эстетического восприятия поэзии

Тип урока: урок художественного восприятия

Форма урока: беседа

Литература:

  1. Учебник-хрестоматия для 6 класса
  2. Курс лекций В. А. Лазаревой “Уроки литературного чтения в современной начальной школе”, газета “Начальная школа”, приложение к газете “Первое сентября”, №№ 17 – 24, 2005
  3. Фёдоров С. В. Стихотворение А. С. Пушкина "Бесы". Опыт архетипического прочтения
  4. А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений, т. 3, с. 585, М., 1999

ЦОР: Вивальди “Зима” (диск “Культурология, раздел “Аудио”, файл 06 011d, Дебюсси “Лунный свет”, там же, файл 08 033d), зимние виды, стихотворение “Зимняя дорога” в исполнении В. Ланового (диск “Литература”)

Словарь урока: тема, эпитет, метафора, аллитерация, композиция, олицетворение

Схема записи на доске:

“Зимняя дорога”. Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина”

Словарь урока: тема, эпитет, метафора, аллитерация, композиция, олицетворение

Выразительные средства языка Примеры из текста
 
Эпитеты  
 
Олицетворение  
Метафора  
Стилистическое средство Примеры из текста Цель употребления
Аллитерация    

1.Подготовить рассказ о первом приезде А. С. Пушкина на Северный Кавказ, сделать иллюстрации или слайды, или карту (I группа).

2.Подготовить рассказ о втором приезде поэта на Северный Кавказ, сделать иллюстрации или слайды, или карту (II группа).

3.Выразительное чтение стихотворения “Кавказ подо мною…”

План урока:

Этапы урока: Методы и приёмы работы:
I. Оргмомент Приветствие
II. Этап проверки домашнего задания Выразительное чтение тихотворения
III. Этап подготовки к активному и

сознательному усвоению нового материала

Фронтальная работа

Целеполагание

IV. Этап усвоения новых знаний Репродуктивные: выразительное чтение

Исследовательский: анализ поэтического текста, беседа, определение тропов

Слово учителя

Словесное рисование

Заполнение таблиц

ЦОР

V. Подведение итогов Фронтальная организация познавательной деятельности

Метод незаконченного предложения

VI. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Слово учителя

Опережающее индивидуальное задание: 1) подготовить сообщение об истории создания стихотворения Ход урока

I. Организационный момент

Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию

- Доброе утро, ребята! Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке и надеюсь, что пройдёт он плодотворно и в атмосфере доброжелательности. Дежурные докладывают об отсутствующих на уроке.

- Я предлагаю вам посмотреть в окно (погода за окном пасмурная, холодная, ветреная – прим. автора), что вы видите за окном? (Ветер раскачивает деревья. По небу бегут низкие тучи. Небо свинцовое. На деревьях сидят нахохлившиеся воробьи.)

- Какое настроение вы испытываете, глядя на улицу? (Мне грустно, но уютно в тёплом классе. Безрадостное настроение.)

II. Этап проверки домашнего задания

Задача: проверить правильность, полноту и сознательность выполнения домашнего задания; стимулировать учеников к успеху, формировать ответственность, дисциплинированность.

Конкурс на лучшее чтение стихотворения “И. И. Пущину”. Один ученик читает стихотворение, остальные внимательно слушают и оценивают ответ одноклассника. (Спрашиваю 4-5 человек)

Чтение сочинений на предложенные темы. Рецензирование ответов.

III. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала

Задача:

1) организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала;

2) научить формулировать цель и выбирать конкретные средства для её достижения.

1) Слово учителя

- Прочитайте внимательно тему урока. Подумайте, о чём пойдёт речь на уроке. Какие цели вы сегодня перед собою поставите? (На уроке мы познакомимся со стихотворением А. С. Пушкина “Зимняя дорога”. Научимся выразительно его читать. Поработаем над образами стихотворения.) Учащиеся записывают в тетрадях дату и тему урока.

- Перед вами лежат сборники со стихотворением А. С. Пушкина “Зимняя дорога”. Обратите внимание на название произведения. Как вы думаете, каким будет настроение лирического героя, который едет ночью зимой в кибитке? (Я думаю, что настроение лирического героя грустное, тоскливое)

- Теперь послушаем стихотворение (Звучит стихотворение на диске “Литература”). Обратите внимание на мастерское чтение. Во время звучания стихотворения можно продемонстрировать зимние пейзажи, предложить учащимся подумать на вопросом: “Какой из зимних видов, по вашему мнению, может быть иллюстрацией к прозвучавшему стихотворению А. С. Пушкина? (Слайд № 1).

- Каким настроением проникнуто стихотворение “Зимняя дорога”? Подтвердились ли ваши предположения? (Действительно, в стихотворении звучат грусть, тоска, скука).

IV. Этап усвоения новых знаний

Задача:

1) применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения;

2) организовать максимальное творческое участие детей в работе;

3) проводить словарную работу как инструмент осознания учебного материала; систематизировать новые для учащихся знания.

1) Детальный анализ стихотворения через систему вопросов

- Нарисуйте словесную картину, представленную в начале стихотворения. Перечитайте выразительно первую строфу.

- Какие слова помогают нарисовать пейзаж? (“Волнистые туманы”, “пробирается луна”, “печальные поляны”).

- К каким изобразительно-выразительным средствам они относятся? (Эпитеты: “волнистые” туманы, “печальные” поляны). Какие ещё литературные тропы вы можете назвать? (Олицетворение: луна “льёт печально свет”.) Школьники записывают изобразительно-выразительные средства в тетради /в конце урока мы обратимся к записям при формулировании вывода/. Примерная запись в тетради:

Средства выразительности, используемые автором для создания поэтического мира

Выразительные средства языка Примеры из текста
Эпитеты “волнистые” туманы, “печальные” поляны
 
Олицетворение луна “льёт печально свет”
Метафора  
 

В ходе работы над текстом ученики обращаются к таблице и записывают примеры.

- Какие однокоренные слова встречаются в этой строфе? Для чего автор дважды употребляет их? (“Печальные”, “печально”. Они помогают понять душевное состояние путешественника.)

- А какие звуки повторяются в сочетании “печальные поляны”? (ПечаЛьНые ПоЛяНы – звуки [п], [л], [н]). Как называется этот стилистический приём? (Аллитерация). Что хочет показать поэт с его помощью? (Если ребята затрудняются ответить, учитель объясняет, что с помощью этих звуков поэт изображает поэтический образ художественного пространства.) Эти примеры дети также записывают в тетради. Примерная запись в тетради:

Стилистическое средство Примеры из текста Цель употребления
Аллитерация печальные поляны создать образ пространства
   
   

- Прочитайте вторую и третью строфы. Как изменяется панорама изображения? (Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика.)

- Я предлагаю вам составить киносценарий по данному фрагменту. (Закадровый текст: звучит стихотворение Пушкина “Зимняя дорога”. План изображения: общий план – высоко в тёмном небе жёлтая мутная луна, впереди раскинулась бескрайняя степь, занесённая снегом, сквозь сугробы ведёт дорога, по краям которой стоят полосатые верстовые столбы. По дороге бежит тройка, далеко раздаётся звон колокольчика под дугой. Слышна однообразная, заунывная песня ямщика. Крупный план – камера приближает к нам тройку, всё громче звенит колокольчик, всё ближе песня ямщика. Ямщик, сидящий на облучке, одет в тяжёлый тулуп, воротник тулупа поднят, на голове меховая шапка. Обут он в валенки. В кибитке сидит путешественник. Он зябко кутается в тёплую шубу, ноги его укрывает медвежья полсть. Камера приближает к зрителю лицо седока. Он погружён в невесёлые думы. На лице его печаль. Пролетая мимо камеры, кибитка движется дальше. Общий план – кибитка удаляется, тише звон колокольчика, глуше песня ямщика.

- Какие звуки вы слышите, читая стихотворение? (Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика.)

- Какие эпитеты выбирает поэт, характеризуя звуки? (“Однозвучный колокольчик утомительно гремит”, песня ямщика долгая). Запись в тетради.

- Как вы понимаете значение слова “долгая”? ( Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная.)

- Правильно. А какое действие она оказывает на седока? (Седоку грустно, тоскливо). А на вас? (И читателю невесело.)

- Однако в песнях ямщика герой слышит что-то родное.

2) Словарная работа

Подберите однокоренные слова к слову “родное”. (Родина. Родня. Народ. Природа. Родник.) Слайд № 2.

- Молодцы. Я предлагаю вам сравнить окончательный вариант строфы с черновыми и ответить на вопрос: а что для героя родное?. Слайд № 3. (Я думаю, родное – это русское.)

- Да, безусловно, в песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Запишите и эти примеры в тетради. Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина – к изображению внутреннего состояния, переживаний человека. Обратитесь ещё раз к теме урока. К какой её части мы приблизились? (Изображение действительности и внутреннего мира человека.)

Вывод: действительно, рисуя природу, А. С. Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека.

- Прочитайте четвёртую и пятую строфы. Какой знак препинания обращает на себя внимание? (Пушкин использует многоточие).

- Как вы думаете, почему на небольшом отрезке текста поэт использует этот знак четыре раза? (Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью.)

- Верно. Как мы сформулируем запись в тетради? (Синтаксическое средство – многоточие – поэт использует для того, чтобы передать грустное настроение седока). Ваши мысли доказывает ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит.

- Какое значение имеет эпитет “чёрная”? Только ли цвет он обозначает? (Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” - это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни.) Запишите в тетради этот эпитет.

- Какие слова подтверждают единство состояния человека и природы? (Скучно, грустно.)

3) Индивидуальное сообщение учащегося об истории создания стихотворения.

- Стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору. Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя.

4) Слово учителя

- Кто такая Нина, имя которой упоминает лирический герой, осталось неизвестным. Видимо, это любимая женщина. Поэт очень точно и достоверно изображает свидание с нею.

- Прочитайте шестую строфу. Какой звук повторяется в данной строфе? (Звук [ч]). Зачем поэт использует аллитерацию в этой строфе? (Он хочет показать, как проходила встреча героя с любимой женщиной.) Запишите обобщение сказанного в тетради.

- Верно, с его помощью автор придаёт изображённой картине реалистичность. Свидание проходит у камина. Наконец-то в стихотворении появляется “огонь”, и от картинки веет теплом и уютом. Но это лишь временное утешение героя. Какое состояние героя передаётся в последней строфе? (Ему снова грустно, скучно. Ямщик умолк, звучит только “однозвучный” колокольчик.)

- К какой панораме вновь нас обращает поэт? Какое средство для этого использует? (Мы снова видим небо, изображённое с помощью метафоры “Отуманен лунный лик”). Метафору запишите в таблицу.

- Когда произведение заканчивается теми же картинами, событиями, образами, что и начинается, оно имеет кольцевую композицию. Слайд № 4.

- Вернёмся к названию стихотворения. Как вы думает, почему оно так названо, ведь мы выяснили, что большая его часть посвящена изображению вовсе не картин природы, а раздумьям человека, его внутреннему состоянию? (В стихотворении изображена зимняя дорога, занесённая снегом. Я думаю, что стихотворение названо так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.)

- Вы правы! А с чем, по-вашему, связаны переживания лирического героя? (Разлука с любимой женщиной.) Вспомните, в какой период жизни самого Пушкина было написано стихотворение. (Ссылка.)

- Одним словом, с жизненными невзгодами. Это стихотворение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:

Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.

О каком жизненном пути героя свидетельствует данное стихотворение? (Конечно, о нелёгком, полном трудностей, неприятностей.) Эту метафору запишите в тетради.

- Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Проанализируйте записи в тетрадях и сделайте вывод: какие художественные средства помогали нам анализировать произведение А. С. Пушкина? (Мы сегодня работали с эпитетами, олицетворением, метафорами.)

- Значит, возвращаясь к теме урока, мы можем сделать вывод: что эпитет, метафора и олицетворение – это средства создания художественных образов в лирике А. С. Пушкина и вообще в поэзии. Вывод дети записывают в тетради.

- Какие стихотворения А. С. Пушкина о зиме вы можете назвать? (“Зимнее утро”. “Зимний Вечер”. “Няне”. “Бесы”.)

- Скажите, все ли они такие грустные, как то, с которым мы сегодня работали? (Нет. Например, стихотворение “Зимнее утро” передаёт радостное настроение лирического героя. А стихотворение “Бесы” полно таинственного.)

- Каким мы видим Пушкина во всех этих произведениях? (Он разный: то грустный, то весёлый, ему то скучно, то радостно. Пушкин умеет печалиться и восхищаться.)

- Значит, гениальность Пушкина-поэта не только в умении подбирать рифмы, создавать образы, но и в том, что он учит нас, читателей, преодолевать невзгоды судьбы, смотреть на жизнь с оптимизмом. За чёрной полосой всегда будет белая, как на верстовом столбе.

V. Подведение итогов урока. Слайд № 5. В момент рефлексии включаю фрагмент из произведения Вивальди “Зима”

Задача: углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий.

1) Фронтальная беседа:

- Что особенно запомнилось на уроке?

- Что понравилось?

- Каких целей я достиг?

Или

2) Метод незаконченного предложения:

- Мне понравилось …

- Я понял, что …

- Я научился …

- Я сегодня работал …

VI. Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовить рассказ о первом приезде А. С. Пушкина на Северный Кавказ, сделать иллюстрации или слайды, или карту (I группа).

Подготовить рассказ о втором приезде поэта на Северный Кавказ, сделать иллюстрации или слайды, или карту (II группа).

Выразительное чтение стихотворения “Кавказ подо мною…”, “Обвал”.

Приложение 1

Приложение 2