Над морем город основался…
А.С. Пушкин
Цели урока:
образовательные
- обучить учащихся анализу лироэпического произведения;
- показать два лика Петербурга в поэме;
- показать, как Пушкин раскрывает тему “маленького человека” и как ее раскрывают в своем творчестве Гоголь, Некрасов, Достоевский;
развивающие
- формировать у школьников умение вести дискуссию, работать в группах, развивать навыки сравнительно-сопоставительного анализа
работа с учебными понятиями:
- поэма, тема “маленького человека”, образ, метафора, эпитет, контраст; авторская позиция;
работе с метопредметными понятиями:
- милосердие, протест против несправедливости, красота, мировоззрение.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, использование презентации (приложение).
Тип урока: урок-формирование.
Методы обучения: беседа, слово учителя, исследование, постановка проблемных вопросов.
Формы работы с учащимися: индивидуальное сообщение, самостоятельная работа в группах, элементы дискуссии.
План урока.
1. Вступительное слово учителя: постановка проблемных вопросов.
2. Индивидуальное сообщение на тему: “Образ Петербурга в творчестве Н.В. Гоголя”. Тема “маленького человека” в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” и в поэзии А.Н. Некрасова.
3. Анализ вступления поэмы, беседа, элементы дискуссии. Анализ основной части поэмы. Исследовательская работа в группах.
3. Чтение и анализ отрывка поэмы: “Ужасный день…”.
4. Самостоятельная работа. Два лика города: сравнительно-сопоставительный анализ. Работа по лексике поэмы. Какова авторская позиция в отношении к Петру I? Работа с критической литературой, формирование собственной точки зрения. Петербург сегодня. Работа с эпиграфом.
Ход урока
1-й слайд
1. Вступительное слово учителя.
Тема “маленького человека” неразрывно связана с образом Петра Великого. Исторический деятель. О нем поэт писал много (“Полтава”, “Арап Петра Великого”). Пушкин первым дерзнул раскрыть тему “маленького человека” в контексте исторических событий. Три эпохи проходят перед нами: прошлое (деяния Петра I, эпоха Александра I, когда произошло наводнение) и эпоха Николая I, то есть современность Пушкина.
И судьба “маленького человека” призвана показать другие следствия деятельности “державца полумира”, Петра I.
Анализируя поэму, ответим на вопросы:
- Кто виновен в трагедии Евгения?
- К чему привели петровские преобразования?
2. Индивидуальное сообщение.
Чтобы лучше и полнее понять образ города “на берегу пустынных волн”, обратимся к образу Петербурга в более поздней литературе.
- Н.В. Гоголь много тягостных моментов испытал, живя в Петербурге. Вспомним повесть “Шинель”.
- Как Гоголь рисует образ Петербурга и жизнь “маленького человека” в большом городе?
2-й слайд
Как вы понимаете авторскую позицию – только как просьбу о милосердии или одновременно как выражение протеста?
Ответы учащихся
Вывод.
Маленький чиновник, занимающий определенное положение в обществе, все испытал на своем веку: и унижение, и оскорбление. Авторская позиция здесь налицо: не только просьба о милосердии к таким, как Акакий Акакиевич, но и одновременно выражение протеста против несправедливости, зла, бездушия тех, кого Гоголь называет “значительным лицом”. Это Петербург 30-40-х годов. Время, когда Пушкин работает над поэмой “Медный всадник”.
3-й слайд
Ответы учащихся.
- Каким мы видим Петербург в “Белых ночах” Достоевского?
- Как живут люди в столице России?
- Что общего и различного в изображении города в произведениях Гоголя и Достоевского?
4-й слайд
Можно ли сказать, что одиночество, уединение героя “Белых ночей” - это неприятие окружающего мира?
5-й слайд
Трагические картины большого города в поэзии Н.А. Некрасова.
Вывод.
И Гоголь, и Достоевский, и Некрасов, основываясь на лучших традициях русской литературы, вслед за Пушкиным по-своему раскрывает тему “маленького человека” в большом городе – столице Российской империи.
3. Анализ поэмы “Медный всадник”.
6-й слайд
- Как Пушкин раскрывает тему “маленького человека”?
- Почему и сегодня не угасают споры на взгляды Пушкина, связанные с темой “маленького человека”, с величием Петра I?
- Кто прав: тот, кто считает, что вина трагедии лежит на стихии, или тот, кто утверждает, что в трагедиях маленьких людей виновен создатель города? Или существующий строй, который не способен ликвидировать социальную несправедливость?
Дискуссия учащихся.
7-й слайд
Три исторические эпохи.
В чем смысл композиции?
Анализ вступления.
- Какими красками рисует Пушкин город Петра?
- Какая лексика преобладает?
- Учащиеся по ходу анализа заполняют 1 часть таблицы “Два лика Петербурга”.
- Как автор относится к городу?
4. Анализ основной части.
1) Проверка домашнего задания. Исследовательская работа в группах.
К чему привели преобразования Петра? Стало лучше жить человеку?
Почему слово “ужасный” повторяется в 1-й части 3 раза?
Охарактеризуйте судьбу Евгения, его стремления, размышления. Как меняется тон повествования в рассказе о жизни и мечтах Евгения?
2) Работа с текстом.
Описание наводнения (чтение): “Ужасный день…”
Беседа.
- Какие детали картины вас поразили?
- Кто больше всего пострадал?
- Какие средства выразительности использует поэт, чтобы нарисовать картину страшной стихии? (Сравнения, эпитеты, метафоры, синтаксические средства выразительности)
- Какую роль играют глаголы?
Самостоятельная работа. Заполнение 2-й части таблицы “Два лика города”.
Вывод.
8-й слайд
В поэме постоянно возникает образ памятника, поднимающийся над землей, над потоком, над людьми: “в непоколебимой вышине”, “в темной вышине”, “на высоте”. Случайны ли эти детали или связаны с оценкой деятельности Петра I?
Чтение отрывка.
Как в этом отрывке соединяются похвала Петру и порицание?
- В каком значении использует автор слово “железный”?
- Какова авторская позиция?
5. Работа с критической литературой (разные взгляды критиков).
Чья оценка ближе вам?
Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина (отрывок).
Мережковский Д. Пушкин – 1986 год.
Мейлах Б.С. Жизнь Александра Пушкина – 1974 год.
Споры о сложном произведении “Медный всадник”.
9-й слайд
Кто виновен в бедах Евгения?
Выводы.
“Две правды на весах истории - торжественная, победная правда Петра I и скромная правда Евгения” (Б.С. Мейлах Жизнь Александра Пушкина).
Все эти споры лишь подтверждают многозначность и многоплановость пушкинского шедевра. Это позволяет ставить великого Пушкина в один ряд с писателями и поэтами мира.
10-й слайд
Петербург сегодня.
Современность и актуальность произведения.
6. Итог урока.
Выставление оценок.
7. Домашнее задание.
Написать эссе на тему: “А.С. Пушкин в моей жизни”.