«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства, – говорится в "Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", – является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Сегодняшняя школа совместно с семьей должна сформировать целую систему духовно-нравственных ценностей: любовь к Отечеству, справедливость, милосердие, доброту, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, стремление к познанию, трудолюбие, эстетическое отношение к жизни… Без этих качеств нет Человека.
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Что такое духовность, нравственность? Как учитель, сеющий «разумное, доброе, вечное», может воспитать духовно-нравственную личность?
Конечно, своей личностью и средствами предмета, особенно если этот предмет – литература.
Сегодня учитель должен ставить новые задачи обучения: не научить, а дать возможность научиться, не преподавать, а дать возможность найти ответ самостоятельно. Методы и технологии разные – выбор за учителем: какой прием будет более продуктивен на каждом конкретном уроке. А применение новых педагогических технологий – это не метод, это инструмент, который тоже стал реальностью сегодняшнего дня.
Программа по литературе для X класса дает широкие возможности для учителя по воспитанию цельной духовно-нравственной личности: вопросы чести, долга, совести, любви, преданности, сострадания и милосердия поднимали в своих произведениях И.А.Гончаров, С.Тургенев, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевский и Л.Н.Толстой. Таким образом, «высокий» литературный и биографический материал позволяет выстраивать данную работу в системе.
Материал представленной разработки объемный, но рассчитан на один урок. Поэтому подготовка к нему ведется на протяжении нескольких уроков, используется индивидуальный и групповой метод выполнения домашнего задания в виде исследования Евангельских текстов, подбора цитатного материала.
Позади уроки по биографии Достоевского, по романам «Идиот» и «Братья Карамазовы», а также урок внеклассного чтения по рассказу Солженицына «Матренин двор». На мой взгляд, трудно найти писателей, которые, как Ф.М.Достоевский и А.И.Солженицын, так остро и пронзительно говорили бы о человеке, его предназначении, его совести, его душе.
Такой урок с историческими параллелями дает возможность связать воедино «вечные» темы литературы X IX века и века XX через христианские мотивы.
Главная особенность русской литературы – это ее православная направленность.
Н.А. Бердяев утверждал: «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человеческого мира. В самых значительных творениях она проникнута религиозной мыслью».
Это же можно сказать и о литературе XX века, исключая некоторые произведения последних десятилетий.
Кроме того, элементы интегрированного урока позволяют развивать потенциал учащихся, приобщать к новому типу мышления, развивать речь, внимание, эстетические чувства. Использование на уроке стихов, музыки дает возможность учащимся окунуться в нравственную атмосферу темы.
Технология развивающего обучения и сотрудничества, личностно-ориентированный подход, когда во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, приемы аналитической беседы дают возможность старшеклассникам поразмышлять над сложными вопросами бытия, высказывать свою точку зрения и отстаивать ее.
Урок может быть полезен учителям литературы и МХК, а его элементы можно использовать во внеклассной работе.
Цели урока:
образовательные:
- организовать деятельность учащихся по уяснению христианских мотивов в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор»;
- обеспечить восприятие, усвоение и осмысление нового материала через создание проблемной ситуации → её исследование → решение → анализ → обобщение;
- вызвать у учащихся заинтересованность в чтении Евангелия.
развивающие:
- развивать логическое мышление;
- развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности;
- развивать умение сравнивать, определять понятия, выявлять связи и сопоставления между изучаемыми понятиями и текстами, делать самостоятельные выводы;
- воспринимать явления интегрировано;
- развивать творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к литературе и православнойкультуре.
воспитывающие:
- воспитывать отношение к человеку как к высшей ценности;
- содействовать формированию нравственных качеств учащихся, желанию становиться лучше;
- воспитывать коммуникативность, культуру речевого общения;
- воспитывать самостоятельно мыслящего и глубоко чувствующего человека;
- воспитывать эстетические чувства.
Тип урока: урок применения знаний.
Используемые технологии: технология сотрудничества, личностно-ориентированного и развивающего обучения.
Используемые приемы: аналитическая беседа, комментированное чтение, приём составления синквейна, основанного на методике развития творческого и критического мышления.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, коллективная, фронтальная работа.
Оборудование: портреты Ф.М.Достоевского и А.И. Солженицына, тексты романа «Преступление и наказание» и рассказа «Матренин двор», тексты Евангелия, проектор, аудиозаписи: «АVE MARIA», романс М.И. Глинки «Я помню чудное мгновенье», фортепианная музыка Э.Морриконе, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал: библейские заповеди, предание о Содоме и Гоморре.
Ход урока
«Жить не по лжи» Солженицын А.И.
I. Организационный момент.
II. Ориентировочно-мотивационный этап.
Звучит музыка. Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы.
Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.
СЛАЙД №1.
III. Подготовительный этап.
Учитель. Сегодня мы поговорим о двух произведениях, на первый взгляд, далеко отстоящих друг от друга и по времени написания, и по героям, и по именам авторов. Это – роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор». Мы постараемся найти точки соприкосновения этих, казалось бы, разных произведений, определим, какие христианские мотивы объединяют их.
Судьбы Достоевского и Солженицына во многом схожи: оба пережили духовный надлом, оба пострадали от режима: один отбывал срок на каторге, а другой – в лагерях и поселении. Оба любили Россию и размышляли над ее судьбой.
Итак, тема урока: «Христианские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор».
СЛАЙД №2 «Люби других, как себя»
IV. Операционно-исполнительский этап.
Феодор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, который пытался разгадать загадку человеческой личности, ставил вечные вопросы бытия: для чего живет человек, есть ли Бог, как соотнести человеческую свободу и божественное предопределение.
Цитата со слайда (прот. Зеньковский)
Человек – вот что занимало писателя: в чем его природа («зверь» он или «образ Божий»), как преобразовать мир на основах духовности, нравственности, уважения личности, как соединить справедливость, правосудие и законность.
СЛАЙД №3 «Жить не по лжи»
Учитель. Таким законом, по мнению Достоевского, должен быть закон нравственный (цитата со слайда), а Солженицын из ХХ века продолжал эту мысль: «Жить не по лжи».
Нравственным идеалом для Достоевского был образ Христа, воплотивший высшие человеческие качества. Но к Христу писатель пришел не сразу.
Ученики. Из биографии писателя мы знаем, что он состоял в кружке М. Петрашевского и был приговорен к расстрелу. Перерождение его убеждений произошло в 1849 году, когда он ожидал казни, но потом она была заменена каторгой.
В Сибири он встретил жену декабриста Фонвизина, которая подарила писателю маленькую книжечку в кожаном переплете. Это было Евангелие. С ним Достоевский не расставался до последних дней жизни, как и с образом Христа.
Учитель. Вспомните. Что он написал об этом в своем дневнике.
Ученик читает: «Верю, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа».
Учитель. Действительно, вера была Достоевским выстрадана, и ею он наделяет своих любимых героев.
Записи в тетрадях.
Цитата со слайда №3 (слова Достоевского)
СЛАЙД №4 «Вечная Сонечка»
Учитель. Вот таким значком добра и духовной красоты явилась для Достоевского Сонечка Мармеладова. Полное имя героини София. Что оно означает? (мудрость).
– Давайте обратимся к тексту романа. Найдите портретное описание Сони Мармеладовой (I , 2 – Мармеладов о дочери и II, 7 – Соня около умирающего отца, III, 4 – Соня у Раскольникова). Ученики зачитывают фрагменты.
– Какой вы увидели Соню в этих сценах? (Кроткая, любящая, прощающая, безответная, смиренная)
– Расскажите о жизни Сони Мармеладовой
Ученики. Соне всего 18 лет, но она уже много в жизни потеряла и испытала. Рано умерла мать. Отец женится на другой, пропивает все деньги. Семья бьется в нужде, мачеха больна. Соня вынуждена идти на панель, чтобы прокормить семью. Казалось бы, Соня должна озлобиться на мачеху, которая заставила ее зарабатывать деньги таким способом, но Соня прощает ее. Более того, она приносит деньги каждый месяц и является, по сути, единственным кормильцем большой семьи.
Соня изменилась внешне (она одета в крикливый, броский наряд), но в душе она осталась чистой и непорочной.
Учитель. Как вы считаете, Соня осознанно совершает этот шаг?
Ученики. Да, она совершает осознанный шаг. Это ее нравственный выбор. Она приносит себя в жертву ради голодных детей.
Учитель. Обратите внимание: находясь на дне жизни, Соня не становится порочной. В каком мире живет Соня? Какие люди ее окружают?
Ученики. Ее окружают такие люди, как Раскольников, Лужин, Свидригайлов. Это мир лжи, подлости, обмана, насилия, жестокости.
Учитель. Как ей живется в этом мире? Да, Соня не протестует, как Раскольников, не интригует, как Лужин, не подличает, как Свидригайлов. А что она делает?
Ученики. Она смиряется.
Учитель. А как вы понимаете, что такое «смирение»?
Ученики. Это душевный мир, покой, согласие со своей совестью, душой. И это ее осознанный выбор, а не подчинение обстоятельствам. Этот внутренний покой (смирение, гармония) помогают ей творить мир вокруг себя: помогать своим родным, горячо сочувствовать Раскольникову.
Учитель. Давайте проанализируем сцену с Лужиным (ч. V, гл. 3). Обратите внимание на поведение Сони в этой сцене. Что говорит о ней Катерина Ивановна? Посмотрите внимательно на ремарки автора: не что говорит Соня, а как она говорит (робко, чуть слышно…)
Да, Соня очень уязвима перед злом. Она перед ним беззащитна. Она не может постоять за себя, но за других…(мы увидим далее, сколько внутренней силы и убежденности в этой хрупкой, на первый взгляд, девушке).
– Как называет себя Соня?
Ученики. Я бесчестная, я великая грешница.
Учитель. А кто такой грешник и что такое грех?
Ученики. Грех - это совершение зла, нарушение Божьих заповедей. А грешник – это человек, который отошел от Бога.
Учитель. Какую заповедь Христа нарушила Соня?
Ученики. Не прелюбодействуй.
Учитель. Как вы считаете, грех прелюбодеяния, совершенный Соней, может быть прощен?
Ученики. Конечно, да, потому что ею двигали любовь и сострадание. Любовь в представлении народной нравственности выше страха Божьего наказания.
Учитель. А может быть, у нее был другой выход? (уйти из жизни)
Ученики. Нет, это было бы нечестно по отношению к детям Мармеладовым. Это был бы эгоистичный поступок с ее стороны: избавиться от мук и страданий самой, а детей обречь на смерть. К тому же, для Сони как для глубоко верующего человека самоубийство – это смертный грех, это недопустимо: ведь жизнь – это дар Божий.
Учитель. Что же поддерживает Соню в ее трудной жизни?
Ученики. Вера в Бога.
Учитель. Наиболее полно и ярко раскрывается образ Сони в ее встречах и беседах с Раскольниковым. Давайте вспомним эти сцены романа. Как Раскольников воспринимает Соню в начале их знакомства? Кто она для него?
Ученики. Соня для него ровня: она так же, как и он, совершила преступление. Но постепенно он понимает: эта девушка живет совсем по другим законам, а он пока еще весь во власти своей страшной теории.
Учитель. Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему? Что значит это слово? (Ученики читают статью толкового словаря).
На доске:
Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление).
Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения плоти, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция).
Грех – нарушение религиозных предписаний, правил.
Учитель. Какую фразу произносит Соня сразу после признания Раскольникова?
Ученики. «Да что же вы это над собой сделали?» И советует «встать на все четыре стороны и сказать всем: «Это я убил». Тогда Бог тебе опять жизни пошлет».
Учитель. Почему «над собой?» Почему Соня жалеет не старуху-процентщицу и ее сестру, а убийцу?
Ученики. Потому что он совершил смертный грех и погубил свою душу.
Учитель. Что же делать Раскольникову?
Ученики. Соня советует «встать на все четыре стороны и сказать всем: «Это я убил» Тогда Бог тебе опять жизни пошлет». Страдание принять и искупить себя им. Вот что надо. «За тобой пойду, всюду пойду», – говорит Соня и дает ему свой крест.
Учитель. Что у православных означало поменяться крестами?
Ученики. Это значило стать духовно ближе, стать почти родными.
Записи в тетрадях.
СЛАЙД №5. «Две правды»
Учитель. Соня и Раскольников – это два разных полюса, которые далеки друг от друга, но не могут существовать друг без друга и притягиваются. У каждого своя правда.
Работа в группах. Ученики обсуждают, в чём правда Сони и правда Раскольникова. Ученики каждой группы приводят доводы, цитируют текст. Затем представители каждой группы делают выводы.
– В чем правда Сони? (комментирование слайда)
Ученики. Раскольников преступил для себя, а Соня – ради других.
Соня сама объясняет, почему добрый, честный, благородный Раскольников преступил: «От Бога вы отошли…» (цитата со слайда).
А про себя она говорит так: «Что бы я без Бога-то была» (цитата со слайда)
Правда Раскольникова – это бунт. А правда Сони – любовь и смирение.
Записи в тетрадях.
СЛАЙД №6 «Евангельские притчи»
Учитель. Весь текст романа как будто незримыми нитями прошит Евангельскими притчами и заповедями (их цитируют герои и сам автор). Прочитайте эти отрывки. Как вы их понимаете?
Ученики зачитывают отрывки из романа, комментируют их.
Евангельские притчи являются неотъемлемой составляющей романа, они рядом с героями, они помогают читателю осмыслить их поступки.
Записи в тетрадях.
СЛАЙД №7. «Воскрешение Лазаря»
Учитель. Самой важной сценой является эпизод чтения Евангелия о воскрешении Лазаря. Это сцена веры в Воскресение.
– Почему Раскольников просит Соню прочитать именно этот отрывок и почему именно сейчас?
Ученики пересказывают содержание эпизода.
Герой находится на распутье, он готов признаться в своем преступлении и принять наказание.
Учитель. Почему, по вашему мнению, Соня сначала не хотела читать?
Ученики. Она сама грешница, для нее это очень личное. Она тоже жаждет Воскресения. Она тоже надеется на чудо.
Учитель. Да, они оба нуждаются в Воскресении, но каждый из них смотрит на эту притчу по-своему: Соня – со стороны Лазаря, а Раскольников – Христа.
Ученики. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением Вечной Книги».
Записи в тетрадях.
СЛАЙД №8 «Путь к покаянию» (ЭПИЛОГ)
Учитель. Воскресение героев лежит через покаяние и страдание, поэтому только на каторге, куда Соня пошла, как и обещала, за Раскольниковым, наших героев ждет перерождение.
– Как вы считаете, кто из них сильнее, кто ведет за собой другого?
Ученики. Конечно, Соня. Своей верой, любовью, состраданием она вселяет в героя надежду на преображение.
Учитель. Найдите строки, подтверждающие, что Раскольников готов к преображению.
Ученики. «Разве могут ее убеждения не быть теперь моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере...»
Поняв это, Раскольников становится счастливым и делает Соню счастливой: «Он знал, какою бесконечною любовью искупит он теперь все ее страдания».
Учитель. Каким мы видим героя в эпилоге?
Ученики. «Он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившимся существом своим».
Именно Соня возродила его к новой жизни.
Учитель. Достоевский знает, что новую жизнь Раскольникову «надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом». Это очень долгий и трудный путь.
Соня — идеал Достоевского. Соня несет с собой свет Надежды и Веры, Любви и Сочувствия, Нежности и Понимания. Вот таким должен быть человек, по мнению Достоевского. Поэтому героиня и носит имя «София» («мудрость»).
Учитель. В чем же суть христианского мировоззрения Достоевского?
Ученики.Писатель верит, что воскресить падшего человека можно верой, любовью, милосердием и состраданием.
Учитель. Таким образом, можно сказать, что весь роман «Преступление и наказание» построен на мотиве воскресения человека к новой жизни.
Записи в тетрадях.
СЛАЙД № 9 «Не стоит село без праведника»
Учитель. опросы христианской морали волновали и А.И.Солженицына.
А. И. Солженицын – христианский писатель. Однако он не религиозный проповедник, а художник, который выражает свои взгляды через художественные образы.
– Расскажите об истории создания рассказа «Матренин двор»
Ученики сообщают, что рассказ построен на автобиографической основе, что у него было другое название – «Не стоит село без праведника». Имя героини сохранено, только фамилию автор изменил.
Учитель. Кто такой праведник? Какие ассоциации у вас возникают при этом слове?
Учащиеся составляют ассоциативный ряд слова «праведник».
Праведник – правда, свет, душа, мир, согласие, мораль, нравственность, Бог.
Запись на доске:
Праведник – человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.
СЛАЙД №10 «Люди забыли Бога, оттого и все»
Учитель. Расскажите о жизни Матрены (опрос). Что означает имя «Матрена»? (госпожа, мать семьи, матушка)
Ученики. Судьба Матрены - это судьба миллионов и миллионов крестьянских женщин на Руси: несчастливое замужество, смерть детей, тяжелый колхозный труд, гибель мужа, тяжелая болезнь - немочь, которая одолевает с каждым годом все сильнее. Но героиня не ропщет, не жалуется, не завидует. Она живет для людей, близких и соседей. Она безотказна и бескорыстна. Она не озлобилась на мир и не очерствела душой.Матрена живет по-христиански.
Записи в тетрадях.
Слайд №11 Матренин дом
Учитель. Найдите описание дома Матрёны Васильевны. Что особенного в нём?
Ученики рассказывают о том, как живет героиня, что окружает ее, как она ведет хозяйство.
Учитель. Хозяйка из Матрены, как мы видим, неидеальная: нет у нее ни поросенка, ни коровы, ни одежды приличной. А есть кошка колченогая, мыши, тараканы, коза да фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Как вы думаете, почему Матрена такая? Почему еще Ефим, ее покойный муж, упрекал жену за ее «некультурный» вид?
Ученики. Потому что для нее это не главное. Главное - это то, что позволяет ей жить в ладу с самой собой, со своей совестью, с душой. Это доброта, любовь, милосердие, терпимость.
Записи в тетрадях.
СЛАЙД №12 «Матренин мир»
Учитель. Как Матрена строит свои взаимоотношения с людьми? Как воспринимает она свою судьбу? Держит ли обиду, зло на людей?
Ученики. «Но её лоб недолго оставался омрачённым…”
Матрена не знает, что такое зависть, вражда. Доброта и смирение - вот что движет героиней.
Учитель. Как вы понимаете смысл названия рассказа? Не о хозяйственных же постройках говорит автор. А о чем?
Ученики. Двор - это не только и не столько наружная часть дома. Это окружение человека, то, что ему дорого, близко. Это духовный мир Матрены. Это и есть ее двор, защита, охрана. От дьявольского антимира, который ее окружает.
Записи в тетрадях.
Слайд № 13 «Матренино сердце»
Учитель. Почему, на ваш взгляд, Солженицын не дает подробного портретного описания главной героини? На какие детали ее внешности он обращает особое внимание? (Лицо и улыбка) - Цитата со слайда.
– Чем для Матрены была ее горница?
Ученики смотрят в словаре толкование слова «горница» (горний, высший, небесный).
Ученики. Это не просто деревянная постройка, это ее жизнь. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет…для Матрены было это - конец ее жизни всей» И самое обидное и страшное, что во главе всего – Фаддей, которого она любила когда-то.
Учитель. Горницу, пишет Солженицын, разбирают по ребрышку, как будто это живое существо. Да это так и есть. С горницей уходит все: уходит кошка, пропадает котелок со святой водой, а затем уходит и сама жизнь. Матрена одинока, никому не нужна, она отдала все, что имела.
Записи в тетрадях.
СЛАЙД №14 «Матренина душа»
Учитель. Много страдала Матренина душа. И тем не менее, она, как и Соня Мармеладова, сохранила открытость, бескорыстие и доброту. Что держит Матрену в жизни?
Ученики комментируют позиции слайда.
– Верит ли Матрена в Бога? Есть ли в доме иконы? Какими словами она всегда провожала героя?
Ученики. «Сколько жил я у нее - никогда не видал ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала «С Богом» и мне всякий раз «С Богом» говорила, когда я шел в школу. Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить. Был святой угол в чистой избе, и икона Николая Угодника в кухоньке. Забудни стояли они темные, а во время всенощной и с утра по праздникам зажигала Матрена лампадку. Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки».
Учитель. Музыка и Матрена. Что для нее главное в музыке?
Ученики. Правда и искренность. Именно это слышит Матрена в романсах М.И. Глинки. «А вот это – по-нашему…», – прошептала она, выйдя «из-за перегородки растеплённая, с пеленой слезы в неярких своих глазах».
В музыке, как в молитве, человек соприкасается с Богом.
Учитель. Мы не знаем, какой романс Глинки затронул душу Матрены, но, может быть, этот… (звучит романс на стихи А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье»)
Записи в тетрадях.
Слайд №15 «Праведник и дьявольский антимир»
Учитель. Светлому миру Матрены противостоит другой мир, мир зла. Кого из персонажей рассказа можно отнести к этому миру?
Ученики называют Фаддея, его родню, сестер Матрены и даже мальчика Антошку, младшего сына Фаддея, который не любит учиться, но зато охотно разбирает Матренину горницу.
Учитель. Как эти люди стараются побороть Матрёну?
Ученики комментируют позиции слайда, подтверждают примерами из текста.
Учитель. Душевные раны наносят Матрене ее близкие. И гибнет она тоже по их же вине. Но смерть не в силах изменить ее лица, даже правую руку оставила невредимой. Именно правой рукой крестится христианин.
Ученики читают:
«А в гробу лежала Матрёна. Чистой простыней было покрыто её отсутствующее изуродованное тело, и голова охвачена белым платком, – а лицо осталось целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое».
По словам автора «Жития Сергия Радонежского», после смерти Преподобного лицо его «было светлым, как снег», показывая этим душевную чистоту его.
Учитель. Вернемся к началу нашей беседы. А.И.Солженицын назвал свою героиню праведником, какой смысл в него вкладывал писатель?
Ученики называют черты праведнической жизни применительно к жизни Матрены.
Записи в тетрадях.
Слайд №16 «Мир праведника»
Учитель. Так каков же земной путь праведника?
Ученики. Этот путь очень трудный. Им может идти не каждый, а только тот, кто живет по заповедям Христа.
Комментирование слайда.
Учитель. Чем является Матрёна Васильевна для автора и для вас?
Ученики. Для автора Матрена - это идеал русской женщины - крестьянки. Жизненный путь ее - это путь праведника во имя людей.
Праведника, без которого «не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».А для нас эта героиня - воплощение любви и милосердия.
Учитель. - Матрёнин двор - Матрёнин мир - Матренина душа - особый мир праведника. Это мир духовности, добра и милосердия. О таком мире и писали Достоевский и Солженицын.
СЛАЙД №17 «Последняя опора»
Комментирование слайда.
Матрена и подобные ей — это последние «опоры», удерживающие мир от падения в бездну. Но Солженицын не оставляет нам надежды: не осталось после смерти Матрены в Тальново никого, кого бы можно было назвать праведником.
СЛАЙД №18 «Притча о Содоме и Гоморре»
Учитель. Мы сегодня много раз произносили слово «праведник». Вспомните, в каком библейском предании упоминаются праведники.
Учащиеся рассказывают предание о Содоме и Гоморре.
О городах, которые Бог обещал пощадить, если там найдется хотя бы десять праведников. Но праведников там не оказалось, и города были разрушены.
По мнению Солженицына, именно такая судьба может в скором времени ожидать и наш мир.
Учитель. Так что же будет с нами? Неужели нас ждет участь жителей этих древних городов? Кто спасет нас от нас самих?
Вернемся к стихотворению Б. Окуджавы, с которого мы начали наш урок.
Совесть, Благородство и Достоинство –
Вот оно, святое наше воинство…
СЛАЙД №19 «Чем жив человек?»
60 лет прошло со дня написания рассказа Солженицына и 150 лет – романа Достоевского. Как вы считаете, останутся ли вопросы веры, доброты, жертвенности, праведничества важными для наших потомков? Почему? В каких еще произведениях русской литературы поднимались эти вопросы?
Коллективная работа над слайдом.
Ученики говорят, что это «вечные» истины, поэтому они будут идти рядом с человеком всегда, нужно только помнить, для чего живет человек.
Они называют доктора Дымова из рассказа А.П.Чехова «Попрыгунья», который честно и до конца выполняет свой долг; Ивана Флягина из рассказа Н.С. Лескова «Очарованный странник», живущего по законам Добра и Любви; скромного и незаметного героя по прозвищу Юшка из одноименного рассказа А.П.Платонова, отдающего последнее для девочки - сироты.
Учитель. Ребята, мы сегодня уже вспоминали о библейских заповедях. Как известно, их 10. Но только 4 из них говорят о служении человека Богу, а 6 – об обязанностях человека по отношению к ближнему. Как вы думаете, почему это так важно - отношение к ближнему?
Ученики. Человек живет в обществе людей, и от того, как он к ним относится, зависит его жизнь, его восприятие мира. Зависит, какой след и память он оставит после себя.
Учитель. Так чем же жив человек? Что отличает его от животного, от зверя?
Ученики. Духовность.
Учитель. Что вы вкладываете в это понятие?
Ученики называют нравственные категории, которые, по их мнению, определяют понятие «духовность»: вера, добро, милосердие, сострадание…
Учитель после этой устной работы открывает позиции слайда №19, а ученики хором проговаривают их вслух. В результате получается солнышко со множеством лучей.
Учитель. Как вы думаете, почему у нас получилось солнце?
Ученики. Потому что духовность, нравственность, доброта согревают нас своим теплом. Нет без них жизни на земле.
V. Рефлексивно-оценочный этап.
Звучит музыка. Ученики пишут синквейн на одну из предложенных на слайде №18 тем. Затем они зачитывают их вслух (3-5 человек)
VI. Домашнее задание.
1. Сочинение-размышление на одну из тем:
- Жить не по лжи
- Праведники: вчера, сегодня, завтра
2. Синквейн на сегодняшнюю тему.
Список литературы
1. Активные формы преподавания литературы. Лекции и семинары на уроках в старших классах / Сост. Р.И. Альбеткова – М.: Наука, 1991. – 135 с.
2. Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю.К. Бабанский. – М.: Знание, 1987. – 78 с.
3. Бердяев, Н.А. О человеке, его свободе и духовности. Избранные труды / ред. – сост.Л.Г. Новикова, И.В. Сиземская. – М.: Флинта, Наука 1999. – 312 с.
4. Боброва, Л.И. Современный урок и мультимедийные средства / Л.И. Боброва // Литература в школе. – 2008. – № 3. – С.48-50.
5. Гуляков Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н. Гуляков. – М.: Дрофа, 2006. – 172 с.
6. А. Данилюк, А. Кондаков, В.Тишков "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России"
7. Иванов С.В. Типы и структура урока / С.В. Иванов – Воронеж: Коммуна, 1952. – 152 с.
8. Ильин Е.Н. Рождение урока / Е.Н. Ильин. – М.: Высшая школа, 1986. – 76 с.
9. Культура современного урока / под ред. проф. Н.Е. Щурковой. – М.: Российская педагогика, 1997. – 91 с.
10. Курилов А.С. Зачем и какие уроки литературы нужны школе? / А.С. Курилов // Русская словесность. – 2004. – № 4. – С.12-14.
11. Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу / В.Г. Маранцман. – М.: Просвещение, 1986. – 127 с.
12. Марутина И.В. Методика создания мультимедийных проектов по литературе / И.В. Марутина // Литература (приложение к газете "Первое сентября"). – 2005. – № 1. – С.30-33.
13. Махмутов М.И. Современный урок и пути его реализации / М.И. Махмутов. – М.: Дрофа, 1978. – 243 с.
14. Межпредметные связи при изучении литературы в школе / под ред. Е.Н. Колокольцева. – М.: Просвещение, 1990. – 223 с.
15. Мирская Т.А. Главный педагогический секрет (эмоциональное воспитание на уроках литературы) / Т.А. Мирская // Учитель. – 2000. – № 4. – С.9-13.
16. Нестандартные типы уроков по литературе / И.И. Копейкина. – Челябинск, 2000. – 120 с.
17. Педагогический энциклопедический словарь. / под ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – С.81-85.
18. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скаткин. – М.: Педагогика, 1984. – 95 с.
19. Смелкова З.С. Литература как вид искусства: книга для учителя и учащихся / З. С Смелкова. – М.: Флинта, Наука, 1997. – 280 с.
20. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века / Д.В. Чернилевский. – М.: РИО МГТА, 2003. – С.12-15.