Ничто в этом мире
Не происходит случайно.П. Коэльо
Слово учителя:
Мгновенно слово. Короток век.
Где ж умещается человек?
Как, и когда, и в какой глуши
Распускаются розы его души?
Как умудряется он успеть
Свое промолчать и свое пропеть,
По планете просеменить,
Гнев на милость переменить. (Булат Окуджава.)
Жизнь человека очень сложна и непонятна. Что управляет ею? Разум? Судьба? Но порой эта судьба бывает так жестока. И в минуты бед, пустоты и одиночества мы спрашиваем себя: за что? Почему это случилось именно со мной?
В романе П.Коэльо “Вероника решает умереть” сказано: “Ничто в этом мире не происходит случайно”
Так ли это?
Добро и зло, встречающие каждого из нас на жизненных дорогах, - случайные или долгожданные, званые?
И вообще, что же такое добро и зло?
На все эти вопросы мы попытаемся ответить, обратившись к повести В.Токаревой. Произведение очень современное. О нас с вами, о вас и ваших родителях. О мире, который окружает нас.
Итак, перед нами традиционный жизненный треугольник:
Рассмотрим первую линию взаимоотношений: мать и сын.
Ученица в роли матери, ждущей сына. Чтение отрывка наизусть. (начало повести).
Уже третий час ночи. Где мой сын? Может он в общежитии с искусственной блондинкой, носительницей СПИДа. Вирус уже ввинчивался в капилляр. Еще секунда – и СПИД в кровеносной системе. Плывет себе, отдыхает. Теперь мой сын умрет от иммунодефицита. Сначала похудеет, станет прозрачным и растает как свеча. И я буду его хоронить и скрывать причину смерти. О господи! Лучше бы он тогда женился. Зачем, зачем отговорила его два года назад? Но как не отговорить: девица из Мариуполя, на шесть лет старше лет старше. И это еще не все. Имеет ребенка, но она его не имеет. Сдала государству до трех лет. Сдала на чужие руки – а сама на поиски мужа в Москву. А этот дурак разбежался, запутался в собственном благородстве, как в соплях. Собрался в загс. Я спрятала паспорт. Чего только не выслушала. Чего сама не наговорила. В церковь ходила. Богу молилась на коленях. Но отбила. Победа. Теперь вот сиди и жди.
Нервы расходились. Надо взять себя в руки. Надо поговорить со собой.
“Перестань, что за фантазии? Почему в общежитии? Почему СПИД? Может он не у женщины, а с друзьями. Пьют у кого-нибудь на кухне. Потом разойдутся.
А вдруг пьяная драка? Он ударит, его ударят, и он валяется, истекает кровью. А может его выбросили в окно и он лежит с отсутствующим лицом и отбитыми внутренностями. Господи… Если бы он был жив, позвонил бы. Он всегда звонит. Значит – не жив. Не жив – это мертв.
Он возвращается счастливый, веселый, женатый (мать об этом пока не знает). Целый день она терпит у себя дома чужую девушку, а вечером пытается поговорить с сыном.
-А Ирочка, что, не собирается в общежитие?
Видишь ли… - Олег замялся. Потом вскинул голову, как партизан перед расстрелом – Мы поженились, мама.
- В каком смысле? – не поверила Анна.
- Ну в каком смысле женятся?
- И расписались?
- Естественно.
- И свадьба была?
- Была.
- В общежитии?
- Нет. В ресторане.
- На какие деньги?
Анна задавала побочные, несущественные вопросы. Ей было страшно добраться до существенного.
- На мои. Откуда у неё деньги? Она сирота.
- У нее есть родители.
- Это не считается.
- А где ты взял деньги?
- Одолжил. У Вальки Щетинина.
Валька – друг детства, юности и молодости. Вместе учились. Вместе работают.
- А почему ты не у меня взял? – спросила Анна.
- Ты бы все узнала.
А я не должна знать? – Это был главный, генеральный вопрос. – Почему ты мне не сказал?
- Ты бы все испортила.
Наступила пауза.
- Ты бы не пустила, - добавил Олег. – Я этого боялся.
Анна молчала. Было больно. Как дверью по лицу.
- Прости, - попросил Олег.
- Не могу. – ответила Анна. – И еще знаешь что?
- Что?
- Ты мерзавец. Я так не считаю.
- А как ты считаешь?
- Я боролся за свою любовь.
Сцена №1 – инсценирование (разговор матери и сына).
Анализ ситуации:
- Кого вам в этой ситуации больше жаль?
- В чем права и не прав мать по отношению к сыну и наоборот?
- Вы согласны с Олегом: “Я боролся за свою любовь”. Это действительно борьба за любовь? Почему борьба? Мать ведь не враг.
- Как воспринимать разрушение семейных традиций, ведь с одной стороны, это неизбежно, с другой – “человек без традиций голый, равно как и общество” (Революций быть не должно).
- Правильно ли поступает Олег, уйдя из дома и не появляясь 7 месяцев?
Как вы относитесь к этому?
- “За что?”
- Мать – традиционный персонаж. В чем её основная беда? Что мешало и мешает Анне быть счастливой?
- Почему она одинока?
Но это не все. Олег вернется через 7 месяцев.
Сцена №2 – инсценирование (мать и сын).
Анализ ситуации:
- Почему Олег вернулся?
- Имел ли он право прийти к матери и просить о помощи?
Рассмотрим следующую линию взаимоотношений.
Анна – Ирочка.
- Насколько правильно они вели себя по отношению к друг другу в короткое время совместного проживания?
- В чем права и не права мать по отношению к невестке?
Их взаимоотношения стоят на месте.
- Кто же они друг для друга на разных этапах жизни?
1. Враг, соперница.
2. Обуза, ненужная вещь, лишние проблемы
3. Семья, смысл жизни.
- Что же произошло? С чем связано изменение отношения к Ирочке?
(Зачитать конец повести)
- Добром или злом обернулась Ирочка для Анны?
(Можно обраться к легенде о Леонардо да Винчи из романа Коэльо
“Дьявол и сеньорита Прим”, обозначив связь между произведениями)
Легенда о создании картины “Тайной вечери”.
При создании этой картины Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро в образе Иисуса, и Зло – в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло 3 года. “Тайная вечеря” была почти завершена однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись этого собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека – молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
- Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? – недоуменно спросил Леонардо.
- Три года назад, ещё до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.
Может быть, у Добра и у Зла – одно и то же лицо. Все лишь зависит от того, когда встречаются они на пути каждого из нас.
- Что же смогла понять Анна, ухаживая за неподвижной Ирочкой?
Вернемся к нашей главной проблеме: “Ничто в этом мире не происходит случайно”. Так ли это? (На основе повести)
- Какие же законы действуют в нашей жизни?
1. Закон бумеранга.
2. Закон сострадания. (“Сострадание убивает ненависть”).
Вспомнить дискуссию о гуманизме в 60-е годы. Точка зрения Ольги
Бергольц: “Страдать может все живое…, сострадать может только
Человек”
3. И т.д.
- Какие традиции русской классической литературы нашли отражение в
повести В.Токаревой? (Дети и родители, добро и зло)
Наш урок подходит к концу.
Рефлексия. Пусть каждый закончит фразу: “Читая Токареву, я понял, что…”
Помочь человеку стать счастливым может только любовь и сострадание. Но их нельзя найти где-то, только в себе. Научись ценить внутренний мир, свободу другого, и ты не останешься одиноким.
Закончить урок стихами И.Волобуевой:
Моей жизни костер.
Был он в юности ярче зари.
Он и думать не мог, что на свете есть сумрак заката.
Был он искристо весел, лучист и задорно-игрив,
Был беспечным он, пляшущим и языкастым.
Разгораясь сильнее, он все неуемно светил.
И казалось ему: бесконечно горенье на свете.
Он, с душой на распашку, так много растрачивал сил,
А порой их бездумно выплескивал прямо на ветер.
Но с годами костер стал не так уж ярко гореть.
Он заметно притих, он в задумчиво-медленном дыме
Научился так много уметь, и так много не сметь,
И светить изнутри, прикрываясь углями седыми.