Урок литературы в 10-м классе "Случайность или закономерность" (по повести В. Токаревой "Я есть, ты есть, он есть")

Разделы: Литература


Ничто в этом мире
Не происходит случайно.

П. Коэльо

Слово учителя:

Мгновенно слово. Короток век.
Где ж умещается человек?
Как, и когда, и в какой глуши
Распускаются розы его души?
Как умудряется он успеть
Свое промолчать и свое пропеть,
По планете просеменить,
Гнев на милость переменить. (Булат Окуджава.)

Жизнь человека очень сложна и непонятна. Что управляет ею? Разум? Судьба? Но порой эта судьба бывает так жестока. И в минуты бед, пустоты и одиночества мы спрашиваем себя: за что? Почему это случилось именно со мной?

В романе П.Коэльо “Вероника решает умереть” сказано: “Ничто в этом мире не происходит случайно”

Так ли это?

Добро и зло, встречающие каждого из нас на жизненных дорогах, - случайные или долгожданные, званые?

И вообще, что же такое добро и зло?

На все эти вопросы мы попытаемся ответить, обратившись к повести В.Токаревой. Произведение очень современное. О нас с вами, о вас и ваших родителях. О мире, который окружает нас.

Итак, перед нами традиционный жизненный треугольник:

Рассмотрим первую линию взаимоотношений: мать и сын.

Ученица в роли матери, ждущей сына. Чтение отрывка наизусть. (начало повести).

Уже третий час ночи. Где мой сын? Может он в общежитии с искусственной блондинкой, носительницей СПИДа. Вирус уже ввинчивался в капилляр. Еще секунда – и СПИД в кровеносной системе. Плывет себе, отдыхает. Теперь мой сын умрет от иммунодефицита. Сначала похудеет, станет прозрачным и растает как свеча. И я буду его хоронить и скрывать причину смерти. О господи! Лучше бы он тогда женился. Зачем, зачем отговорила его два года назад? Но как не отговорить: девица из Мариуполя, на шесть лет старше лет старше. И это еще не все. Имеет ребенка, но она его не имеет. Сдала государству до трех лет. Сдала на чужие руки – а сама на поиски мужа в Москву. А этот дурак разбежался, запутался в собственном благородстве, как в соплях. Собрался в загс. Я спрятала паспорт. Чего только не выслушала. Чего сама не наговорила. В церковь ходила. Богу молилась на коленях. Но отбила. Победа. Теперь вот сиди и жди.

Нервы расходились. Надо взять себя в руки. Надо поговорить со собой.

“Перестань, что за фантазии? Почему в общежитии? Почему СПИД? Может он не у женщины, а с друзьями. Пьют у кого-нибудь на кухне. Потом разойдутся.

А вдруг пьяная драка? Он ударит, его ударят, и он валяется, истекает кровью. А может его выбросили в окно и он лежит с отсутствующим лицом и отбитыми внутренностями. Господи… Если бы он был жив, позвонил бы. Он всегда звонит. Значит – не жив. Не жив – это мертв.

Он возвращается счастливый, веселый, женатый (мать об этом пока не знает). Целый день она терпит у себя дома чужую девушку, а вечером пытается поговорить с сыном.

-А Ирочка, что, не собирается в общежитие?

Видишь ли… - Олег замялся. Потом вскинул голову, как партизан перед расстрелом – Мы поженились, мама.

- В каком смысле? – не поверила Анна.

- Ну в каком смысле женятся?

- И расписались?

- Естественно.

- И свадьба была?

- Была.

- В общежитии?

- Нет. В ресторане.

- На какие деньги?

Анна задавала побочные, несущественные вопросы. Ей было страшно добраться до существенного.

- На мои. Откуда у неё деньги? Она сирота.

- У нее есть родители.

- Это не считается.

- А где ты взял деньги?

- Одолжил. У Вальки Щетинина.

Валька – друг детства, юности и молодости. Вместе учились. Вместе работают.

- А почему ты не у меня взял? – спросила Анна.

- Ты бы все узнала.

А я не должна знать? – Это был главный, генеральный вопрос. – Почему ты мне не сказал?

- Ты бы все испортила.

Наступила пауза.

- Ты бы не пустила, - добавил Олег. – Я этого боялся.

Анна молчала. Было больно. Как дверью по лицу.

- Прости, - попросил Олег.

- Не могу. – ответила Анна. – И еще знаешь что?

- Что?

- Ты мерзавец. Я так не считаю.

- А как ты считаешь?

- Я боролся за свою любовь.

Сцена №1 – инсценирование (разговор матери и сына).

Анализ ситуации:

- Кого вам в этой ситуации больше жаль?

- В чем права и не прав мать по отношению к сыну и наоборот?

- Вы согласны с Олегом: “Я боролся за свою любовь”. Это действительно борьба за любовь? Почему борьба? Мать ведь не враг.

- Как воспринимать разрушение семейных традиций, ведь с одной стороны, это неизбежно, с другой – “человек без традиций голый, равно как и общество” (Революций быть не должно).

- Правильно ли поступает Олег, уйдя из дома и не появляясь 7 месяцев?

Как вы относитесь к этому?

- “За что?”

- Мать – традиционный персонаж. В чем её основная беда? Что мешало и мешает Анне быть счастливой?

- Почему она одинока?

Но это не все. Олег вернется через 7 месяцев.

Сцена №2 – инсценирование (мать и сын).

Анализ ситуации:

- Почему Олег вернулся?

- Имел ли он право прийти к матери и просить о помощи?

Рассмотрим следующую линию взаимоотношений.

Анна – Ирочка.

- Насколько правильно они вели себя по отношению к друг другу в короткое время совместного проживания?

- В чем права и не права мать по отношению к невестке?

Их взаимоотношения стоят на месте.

- Кто же они друг для друга на разных этапах жизни?

1. Враг, соперница.

2. Обуза, ненужная вещь, лишние проблемы

3. Семья, смысл жизни.

- Что же произошло? С чем связано изменение отношения к Ирочке?

(Зачитать конец повести)

- Добром или злом обернулась Ирочка для Анны?

(Можно обраться к легенде о Леонардо да Винчи из романа Коэльо

“Дьявол и сеньорита Прим”, обозначив связь между произведениями)

Легенда о создании картины “Тайной вечери”.

При создании этой картины Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро в образе Иисуса, и Зло – в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил ее лишь после того, как нашел идеальные модели.

Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.

Прошло 3 года. “Тайная вечеря” была почти завершена однако Леонардо пока так и не нашел подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись этого собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.

И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека – молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.

С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо. Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:

- Я уже видел эту картину раньше!

- Когда? – недоуменно спросил Леонардо.

- Три года назад, ещё до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

Может быть, у Добра и у Зла – одно и то же лицо. Все лишь зависит от того, когда встречаются они на пути каждого из нас.

- Что же смогла понять Анна, ухаживая за неподвижной Ирочкой?

Вернемся к нашей главной проблеме: “Ничто в этом мире не происходит случайно”. Так ли это? (На основе повести)

- Какие же законы действуют в нашей жизни?

1. Закон бумеранга.

2. Закон сострадания. (“Сострадание убивает ненависть”).

Вспомнить дискуссию о гуманизме в 60-е годы. Точка зрения Ольги

Бергольц: “Страдать может все живое…, сострадать может только

Человек”

3. И т.д.

- Какие традиции русской классической литературы нашли отражение в

повести В.Токаревой? (Дети и родители, добро и зло)

Наш урок подходит к концу.

Рефлексия. Пусть каждый закончит фразу: “Читая Токареву, я понял, что…”

Помочь человеку стать счастливым может только любовь и сострадание. Но их нельзя найти где-то, только в себе. Научись ценить внутренний мир, свободу другого, и ты не останешься одиноким.

Закончить урок стихами И.Волобуевой:

Моей жизни костер.

Был он в юности ярче зари.
Он и думать не мог, что на свете есть сумрак заката.
Был он искристо весел, лучист и задорно-игрив,
Был беспечным он, пляшущим и языкастым.
Разгораясь сильнее, он все неуемно светил.
И казалось ему: бесконечно горенье на свете.
Он, с душой на распашку, так много растрачивал сил,
А порой их бездумно выплескивал прямо на ветер.
Но с годами костер стал не так уж ярко гореть.
Он заметно притих, он в задумчиво-медленном дыме
Научился так много уметь, и так много не сметь,
И светить изнутри, прикрываясь углями седыми.