Разнообразие функций пейзажа в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
ЦЕЛЬ:
- углубление понятия о пейзаже в литературном произведении;
- анализ пейзажных сцен в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”;
- развитие эстетического вкуса учащихся.
ЭПИГРАФ: Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её!..
И.С.Тургенев.
ОБОРУДОВАНИЕ:
1.Таблица “Пейзаж в литературном
произведении”.
2. Карточки с примерами из русской литературы XIX
в., иллюстрирующие различные функции пейзажа.
3. Репродукции картин русских художников.
ХОД УРОКА
I. Постановка цели урока.
И.С.Тургенев говорил: “Человека не
может не занимать природа, он связан с нею
тысячью неразрывных нитей: он сын её!..” Эту связь
с природой - “тысячью неразрывных нитей” - мы
ощущаем постоянно на протяжении всей жизни: она и
в смене времён года, и в строгой
последовательности периодов человеческой жизни:
детства, юности, зрелости, старости, и во влиянии
на физическое и психическое состояние человека,
и в экологической обстановке, так грозно
заявившей о себе в последнее время.
Природу мы ощущаем и в особой гармонии
музыкальных звуков, и в неповторимом колорите
живописных полотен, и в лирических описаниях
художников слова. Но не всегда мы, к сожалению,
способны понять её, раскрыть свою душу навстречу
её величию и красоте.
Надеюсь, что сегодняшний урок поможет
вам в этом.
...В детстве, когда мы читаем книгу, мы
очень часто пропускаем “пейзажные” страницы,
нас больше занимает сюжет, мы стремимся
побыстрее узнать: “А что же дальше?” Став
немного старше, начиная задумываться о смысле
жизни, о месте человека в окружающем мире, мы,
иногда неожиданно для самих себя, в этих самых
“пейзажных” страницах открываем вдруг бездну
смысла... Мы замечаем, что трагическое
одиночество Владимира Дубровского, потерявшего
единственного близкого человека - отца,
подчёркивается опадающими осенними листьями,
поодиночке плывущими по течению ручья. И на
память приходит лермонтовское: “Дубовый листок
оторвался от ветки родимой...”
Или описание высокого, чистого неба
над умирающим Андреем Болконским, неба, которое
помогло ему понять ничтожность его прежних
мечтаний о славе, о власти над людьми и истинную
ценность простой человеческой жизни...
И уже гораздо позже приходит понимание
гениальных тютчевских строк:
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... |
Вот об этом - о языке природы, о её проникновении в жизнь человека и о том. как это отразилось в лучших произведениях русской литературы, и пойдёт сегодня речь.
II. Повторение понятия о пейзаже.
1. Как называется изображение картин природы в
живописи, литературе?
Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна,
местность) - изображение картин природы,
выполняющее в художественном произведении
различные функции.
2. На доску вывешиваются репродукции пейзажных
полотен русских художников: И.Левитан,
“Берёзовая роща”, “Сумерки. Стога”; Г.Мясоедов,
“Страдная пора (Косцы)”; А.К.Саврасов, “К концу
лета на Волге”, “Рожь”, “Просёлок” и др.
- Какие из этих картин можно использовать как
иллюстрации к роману И.С. Тургенева?
III. Функции пейзажа в литературе.
- Работа с таблицей:
Пейзаж в литературном произведении: |
1) способствует созданию образа
лирического героя; 2) служит одним из средств создания местного колорита; 3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия; 4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей; 5) является источником философских рассуждений писателя; 6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются; 7) служит средством характеристики социальных условий жизни; 8) может приобретать символическое значение. |
2. Словарная работа (параллельно с работой по таблице):
Психология - психика, особенности характера, душевный склад.
Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.
Социальный - относящийся к обществу, связанный с жизнью, отношениями людей в обществе.
3. Групповая работа по карточкам.
Класс делится на 4 группы. Каждая
группа учащихся получает по две карточки с
примерами из русской литературы.
Задание: определить, какую функцию
выполняет данное описание пейзажа в
художественном произведении (номера ответов
соответствуют номерам в таблице).
Ответ:
№ 1. Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес
проснулся, № 2. |
Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришёл я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду А. Фет Спевались хоры лёгких птиц. М.Ю.Лермонтов. “Демон” |
№ 3. ...Не могу сказать, сколько я времени проспал, но когда я открыл глаза - вся внутренность леса была наполнена солнцем и во все направленья, сквозь радостно шумевшую листву, сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо; облака скрылись, разогнанные взыгравшим ветром; погода расчистилась и в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть, которая, наполняя сердце каким-то бодрым ощущеньем, почти всегда предсказывает мирный и ясный вечер после ненастного дня. Я собрался было встать и снова попытать счастья, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе. Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив обе руки на колени; на одной из них, до половины раскрытой, лежал густой пучок полевых цветов и при каждом её дыханье тихо скользил на клетчатую юбку.
И.С.Тургенев. “Свидание”.
№ 4. ...Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушить душевную скорбь. Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окружённой лесом; ручеёк извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью. Владимир остановился, сел на холодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он своё одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки; в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни - подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошёл искать дороги домой, но ещё долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.
А.С.Пушкин. “Дубровский”.
№ 5. Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колёса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и наконец пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; всё приобретённое отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.
М.Ю.Лермонтов. “Герой нашего времени”.
№ 6. ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР Уж солнца раскалённый шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звёзды светлые
взошли |
Река воздушная полней Течёт меж небом и землёю, Грудь дышит легче и вольней, Освобождённая от зною. И сладкий трепет, как
струя, Ф.И.Тютчев. |
№ 7. ...он не заметил, как въехал в средину обширного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это препорядочный толчок, произведённый бревенчатою мостовою, пред которой городская каменная была ничто. Эти брёвна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз, и необерёгшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб, или же случалось своими собственными зубами откусить пребольно хвостик собственного же языка. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбр. Кажется, сами хозяева снесли с них драньё и тёс, рассуждая, и, конечно, справедливо, что в дождь избы не кроют, а в вёдро и сама не каплет, бабиться же в ней незачем, когда есть простор и в кабаке, и на большой дороге, - словом, где хочешь. Окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в русских избах, покосились и почернели даже не живописно. Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. Хлеб, как видно, был господский. Из-за хлебных кладей и ветхих крыш возносились и мелькали на чистом воздухе, то справа, то слева, по мере того как бричка делала повороты, две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся.
Н.В.Гоголь. “Мёртвые души”.
№ 8. На краю дороги стоял дуб.
Вероятно, в десять раз старше берёз, составлявших
лес, он был в десять раз толще и в два раза выше
каждой берёзы. Это был огромный, в два охвата дуб,
с обломанными давно, видно, суками и с обломанной
корой, заросшей старыми болячками. С огромными
своими неуклюже, несимметрично растопыренными
корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и
презрительным уродом стоял между улыбающимися
берёзами. Только он один не хотел подчиняться
обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни
солнца...
... “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал
князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь
поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша
жизнь кончена!” Целый новый ряд мыслей
безнадёжных, но грустно-приятных в связи с этим
дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого
путешествия он как будто вновь обдумал всю свою
жизнь и пришёл к тому же прежнему,
успокоительному и безнадёжному, заключению, что
ему начинать ничего было не надо, что он должен
доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и
ничего не желая.
Л.Н.Толстой. “Война и мир”
IV. Разнообразие функций пейзажа в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.
Учитель: Своеобразие пейзажных
картин И.С.Тургенева заключается в особой
лиричности, задушевности, свойственной его
писательскому стилю.
- В чём состоит основное отличие
лирических произведений от эпических?
(Они выражают чувства, переживания
писателя. Они не изображают, а выражают.)
Поэтому, рассматривая пейзажи
Тургенева, мы будем говорить о том, какие чувства
писателя они выражают и как они воздействуют на
эмоциональный мир читателя.
Учащиеся работают по группам. Каждой
группе было дано домашнее задание: найти в романе
сцены, иллюстрирующие одну из функций пейзажа
(рассматриваем 4 функции).
I группа: пейзаж выступает фоном, связанным с местом и временем действия.
1. Картина весенней природы (гл. III).
2. Картина жаркого летнего дня (гл. XXI).
3. Картина летнего утра (гл. XXIV).
4. Катя с Аркадием в саду (гл. XXV).
5. Январский день в Марьине (гл. XXVIII).
Анализ сцены “Картина летнего утра”.
1. Удалось ли писателю передать картину летнего
утра?
2. Что подчёркивает Тургенев картиной
прекрасного утра?
(Утренний пейзаж, полный гармонии и покоя, с
особой силой подчёркивает нелепость предстоящей
дуэли.)
3. Какие художественные средства помогают
писателю создать лирическую картину?
(Парные эпитеты: славное свежее утро, влажная
тёмная земля, маленькие пёстрые тучки,
бледно-ясная лазурь.
Метафоры: “...мелкая роса высыпала на листьях и
травах, блистала серебром на паутинках...”;
“...влажная, тёмная земля, казалось, ещё хранила
румяный след зари; со всего неба сыпались песни
жаворонков.”)
4. Как связаны эти пейзажи с персонажами романа?
(Связь только временная и пространственная, и тем
не менее они выступают эмоционально
окрашенными.)
II группа: пейзаж является формой
психологической характеристики,
подчёркивает или оттеняет душевное состояние
персонажей.
1. Картина наступающего вечера и душевное
состояние Николая Петровича (гл. XI).
2. Картина летней ночи и объяснение Базарова с
Одинцовой (гл. XVII).
3. Катя с Аркадием в саду (гл. XXV).
4. Последнее свидание Базарова с Одинцовой в
Никольском (гл. XXVI).
5. Образ леса в сновидении Базарова и в бреду (гл.
XXIV, XXVII).
Анализ сцен.
1. Как воздействует природа на Николая
Петровича?
(Описание конкретных особенностей природы
сочетается с анализом психологии героя. Природа
эмоционально воздействует на Николая Петровича,
и он раскрывает себя средствами
несобственно-прямой речи: “О, как Базаров
посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нём
тогда происходило... Он не в силах был расстаться
с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха
на лице и с этою грустию, с этою тревогой”.)
2. Почему описание разговора Базарова с Одинцовой
идёт на фоне летней ночи?
(“Отворите это окно... мне что-то душно”.
Возбуждённая героиня буквально призывает
рационалиста Базарова “отворить окно” и своей,
и его собственной души. “Базаров встал и
толкнул окно. Оно разом со стуком распахнулось...
Он не ожидал, что оно так легко отворялось; при
том руки его дрожали. Тёмная мягкая ночь
глянула в комнату с своим почти чёрным небом и свежим
запахом вольного чистого воздуха.”
Так вступает в свои права ночь Базарова и
Одинцовой, таинственная и вольная стихия жизни,
перед которой оба героя грешны и виновны
непоправимо.)
3. В чём их вина?
(Она боится этой тёмной и вольной бездны
человеческих чувств и страстей, он к ней рвётся,
но одновременно и презирает, и отворачивается от
неё. Продолжается прежняя, уже кощунственная
игра над живыми чувствами в сердцах двух
тянущихся друг к другу людей.
И тут ночь вновь вступает в свои права,
но уже по-иному: “Базаров встал. Лампа тускло
горела посреди потемневшей, благовонной,
уединённой комнаты. Сквозь изредка колыхавшуюся
стору вливалась раздражительная свежесть
ночи, слышалось её таинственное шептание”.)
4. Как меняется описание ночи к концу их
разговора?
(Она стала “раздражительной” и “таинственной”
(а была “мягкая”, воздух был “свежий, вольный,
чистый”); теперь в дыхании ночи чувствуется
что-то вызывающее, какая-то затаённая, глухая
угроза исходит от неё.)
5. Почему так меняется картина?
(Наступает предел тому насилию, которое любящие
сердца творят над собою, допуская по отношению
друг к другу неестественную холодность и
психологическую глухоту.
И сама природа противится этому.)
6. Как откликается природа на окончательный
разрыв Базарова с Одинцовой?
(“- Евгений Васильевич, мы не властны...- начала
было Анна Сергеевна; но ветер налетел, зашумел
листами и унёс её слова.
- Ведь вы свободны, - произнёс немного погодя
Базаров. Больше ничего нельзя было разобрать;
шаги удалились... всё затихло”.
Природа откликается на это внезапными порывами
ветра, разметавшего и слова, и надежды героев.)
7. А как реагирует природа на взаимное чувство
Аркадия и Кати?
(Одновременно с молодыми влюблёнными и с ними
заодно сама природа в тургеневском романе
справляет праздник воскресения и освобождения.
Молодые души радостно отдаются скрытым ритмам её
жизни, чутко к ним прислушиваются: слабый ветер,
бледно-золотые пятна света, ровная тень,
зажигалась яркая полоска.
Состояние героев спокойное, умиротворённое: они
молчали оба, доверчивое сближение, втайне
радовался его близости...)
8. Что олицетворяет лес во сне Базарова и в бреду
на пороге смерти?
(Сон: “...а Павел Петрович представлялся ему большим
лесом, с которым он всё-таки должен был
драться”. Здесь сон олицетворяет бессилие
Базарова перед тайнами жизни. Отмщение потрясает
глубинную суть базаровской натуры, преследуя его
даже в сновидениях.
В бреду: “...Отец вам будет говорить, что вот,
мол, какого человека Россия теряет... Я нужен
России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен?
Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо
продаёт... мясник... постойте, я путаюсь... Тут
есть лес...” Образ леса символизирует ещё не
освоенные Базаровым стихии национальной жизни и
истории, слитые, как всегда у Тургенева, с миром
природы.)
III группа: пейзаж служит средством характеристики социальных условий жизни.
1. “Места, по которым они проезжали...” (гл. III).
2. Усадьба Одинцовой (гл. XVI).
Анализ сцен.
1. О чём говорит читателю первое описание? Для
чего понадобилось Тургеневу вводить это
описание в свой роман?
2. Можно ли говорить о поэтичности, лиричности
этого пейзажа?
3. Почему сразу же вслед за этим описанием следует
описание картины весеннего дня?
4. Сравните с описанием усадьбы Одинцовой: что
общего и в чём отличие?
5. Как характеризуют жизнь России второй половины
XIX века оба описания? (Сравнить со стихотворением
А.С.Пушкина “Деревня”).
IV группа: пейзаж является источником философских рассуждений писателя.
1. Описание сельского кладбища (гл. XXVIII).
Анализ сцены.
1. Как вы понимаете заключительные строки
романа?
2. Почему слово “равнодушной” Тургенев написал в
кавычках?
3. Какие именно слова в описании кладбища
доказывают, что природа не равнодушна?
(“...вид печальный”; “...кресты поникли”;
могила, “до которой не касается человек,
которую не топчет животное: одни птицы садятся на
неё и поют на заре”.)
4. О чём должен задуматься читатель, размышляя над
финальной страницей романа? Что хотел сказать
Тургенев этими строчками?
(Тургенев полемизирует с таким воззрением на
жизнь человека, которое сродни “великому
спокойствию “равнодушной” природы.”
Поэтическое, любящее существо - человек не может
смириться с бездушным отношением к гибели
неповторимой и незаменимой никем личности. И
цветы на могиле Базарова призывают нас верить
всесильной, святой и преданной любви. Эта любовь,
эти молитвы и слёзы над могилой героя говорят нам
о том, что он нужен России, что в глубине своей его
помыслы и мечты высоки, благородны.)
V. Подведение итогов урока.
1. Каково значение пейзажа в литературном
произведении?
2. В чём своеобразие тургеневского пейзажа?