Человек таков, каково его представление о счастье.
В.А. Сухомлинский
Цель урока: привлечение внимания детей к осмысленному чтению с использованием технологии развития критического мышления.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
- создание ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности;
- формирование умения вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- развитие умения понимать чувства и эмоции других людей, умения готовности к самоопределению, принятию решения и выбору личностной позиции.
Предметные:
- определение идейно-художественное содержание рассказа;
- повышение уровня исследовательской культуры: формирование навыка анализа психологического состояния героя и мотивов его поступков через анализ композиции рассказа и его языковые особенности;
- установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.
Метапредметные:
- развитие умения самостоятельно формулировать тему и цели урока, гипотезу;
- умение анализировать, сравнивать, обобщать;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверено и корректно по отношению к окружающим;
- воспитание интереса к произведениям искусства, признанным мировыми шедеврами;
- воспитание ценностного отношения к искусству ( в том числе и к искусству слова);
Оборудование:
- компьютер; мультимедийный проектор;
- презентация к уроку;
- распечатка (по частям) сказки Г.Х.Андерсена «Чайник» на карточках двух цветов 1 и 3, 2 и 4 части;
- аудиозапись сказки (читает Жанна Рождественская),
- карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Стадия вызова. 1 этап. Мотивация к учебной деятельности
Учитель: В чём смысл жизни? Как научиться переносить неудачи и как продлить счастливые моменты? Что важнее всего на свете? Все величайшие мыслители думали и об этом. Как вы думаете: что значит быть счастливым?
(Ученики записывают свои ответы в карточки.)
Учитель: Сегодня мы будем говорить о произведении, в котором рассказывается вся жизнь героя. Как вам кажется, каким должен быть герой, если рассказ о нем автор начинает так:
Жил-был гордый . Он гордился и …, и …, и … - всем-всем, и об этом говорил. А вот что у него … - об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие. Все окружающие охотнее говорил о хилости , чем о его добротной ….. и великолепном … . это было известно.
«Знаю я их! - рассуждал он про себя. - Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом - мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. Благодаря ….. я - король. Только я истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества».
(Обсуждение в группах.)
Учитель: Можете представить, что герой этой истории - чайник. Как называется прием, когда неодушевленные предметы наделяются качествами, особенностями человека? В каких произведениях мы встречались с этим выразительным средством?
Итак, начнем читать сказку по частям, которые соответствуют определенному жизненному этапу в жизни персонажа.
II. Стадия осмысления
Чтение первого фрагмента.
Жил-был гордый чайник. Он гордился и фарфором своим, и длинным носиком, и изящной ручкою - всем-всем, и об этом говорил. А вот что крышка у него разбита и склеена - об этом он не говорил, это ведь недостаток, а кто же любит говорить о своих недостатках, на то есть другие. Весь чайный сервиз - чашки, сливочник, сахарница охотнее говорили о хилости чайника, чем о его добротной ручке и великолепном носике. Чайнику это было известно.
"Знаю я их! - рассуждал он про себя. - Знаю и свой недостаток и признаю его, и в этом - мое смирение и скромность. Недостатки есть у всех нас, зато у каждого есть и свои преимущества. У чашек есть ручка, у сахарницы - крышка, а у меня и то и другое да и еще кое-что, чего у них никогда не будет, - носик. Благодаря ему я - король всего чайного стола. Сахарнице и сливочнице тоже выпало на долю услаждать вкус, но только я истинный дар, я главный, я услада всего жаждущего человечества: во мне кипящая безвкусная вода перерабатывается в китайский ароматный напиток".
Так рассуждал чайник в пору беспечальной юности. …
Первая остановка. Обсуждение вопросов в группах.
- Кто рассказывает историю чайника?
- Каким показан чайник в этой части текста? Найдите слова, которые описывают характер и внешний вид героя.
- Какое чувство вызывает в вашей душе этот набор качеств?
- Насколько адекватно воспринимает герой своё превосходство? (А вы как считаете?)
- Прокомментируйте, используя текст, фразу чайника: «Недостатки у всех у нас есть, но у каждого есть и свои преимущества». Можем ли мы говорить об эгоизме персонажа?
- Рассмотрите окружение чайника и взаимоотношения за чайным столом. Проведите параллели с человеческой жизнью: насколько они очевидны.
- Говоря, что отсутствует понимание между предметами за чайным столом, пытается ли чайник как-то изменить их?
- Есть ли заслуга чайника в том, что он воспринимается за столом как «король»? Есть ли какая-то польза от его красоты? Имеет ли право он требовать к себе внимание и уважение?
- Какой вопрос вам показался самым важным? По какому вопросу мнения разошлись?
- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? Как будет складываться жизнь чайника?
Чтение второго фрагмента
Но вот однажды стоит он на столе, чай разливает чья-то тонкая изящная рука. Неловка оказалась рука: чайник выскользнул из нее, упал - и носика как не бывало, ручки тоже, о крышке же и говорить нечего, о ней сказано уже достаточно. Чайник лежал без чувств на полу, из него бежал кипяток. Ему был нанесен тяжелый удар, и тяжелее всего было то, что смеялись-то не над неловкою рукой, а над ним самим.
"Этого мне никогда не забыть! - говорил чайник, рассказывая впоследствии свою биографию самому себе. - Меня прозвали калекою, сунули куда-то в угол, а на другой день подарили женщине, просившей немного сала. И вот попал я в бедную обстановку и пропадал без пользы, без всякой цели - внутренней и внешней.
Вторая остановка:
- Что произошло с чайником? Какие чувства он испытал?
- Становится ли это событие для персонажа переломным в его оценке окружающей действительности?
- Изменил ли автор отношение к персонажу? Докажите.
- От кого мы узнаем о трагедии чайника? Кому адресует герой свою исповедь?
- Нашел ли чайник сочувствие после произошедшей личной трагедии?
- Напоминает ли этот эпизод человеческую жизнь?
- Какой вопрос вам показался самым важным? По какому вопросу мнения разошлись?
- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? Как будет складываться жизнь чайника
Чтение третьего фрагмента:
Так стоял я и стоял, как вдруг для меня началась новая, лучшая жизнь… Да, бываешь одним, а становишься другим. Меня набили землею - для чайника это все равно что быть закопанным, - а в землю посадили цветочную луковицу. Кто посадил, кто подарил ее мне, не знаю, но дали мне ее взамен китайских листочков и кипятка, взамен отбитой ручки и носика. Луковица лежала в земле, лежала во мне, стала моим сердцем, моим живым сердцем, какого прежде во мне никогда не было. И во мне зародилась жизнь, закипели силы, забился пульс. Луковица пустила ростки, она готова была лопнуть от избытка мыслей и чувств. И они вылились в цветке.
Я любовался им, я держал его в своих объятиях, я забывал себя ради его красоты. Какое блаженство забывать себя ради других! А цветок даже не сказал мне спасибо, он и не думал обо мне, - им все восхищались, и если я был рад этому, то как же должен был радоваться он сам!
Третья остановка:
- Как он переносит очередные невзгоды своей жизни? Становится ли мудрее или принимает все с чувством безысходности? Жалуется ли на свою судьбу?
- Можно ли сказать, что чайник прожил бесцельную жизнь? Виноват ли он, что именно так сложилась его жизнь?
- Что меняется в мировосприятии героя с изменением обстановки? Какие качества героя вы можете назвать?
- Почему герой считает, что этот период его жизни - самый лучший?
- К какому жизненному выводу приходит герой? Как вы его понимаете?
- Какой вопрос вам показался самым важным? По какому вопросу мнения разошлись?
- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? Как будет складываться жизнь чайника?
Чтение четвертого отрывка:
Но вот однажды я услышал: "Такой цветок достоин лучшего горшка!" Меня разбили, было ужасно больно… Цветок пересадили в лучший горшок, а меня выбросили на двор, и теперь я валяюсь там, но воспоминаний моих у меня никто не отнимет!"
Четвертая остановка:
- Что изменилось в жизни героя? Чем этот этап отличается от того, когда он «стоял без пользы»?
- Как вы можете охарактеризовать чувства героя?
- Изменился ли герой? Дайте ему характеристику.
Чтение рассказа учениками целиком (прослушивание в аудиозаписи).
- Обратили ли вы внимание, что фрагменты тексты разного цвета. Соедините 1 и 3 фрагменты. Подумайте, что между ними общего и чем они различаются?
- Можно ли сопоставить жизнь чайника на этапе, когда он был королем стола, и когда он становится содержанием для новой жизни?
- Возможны ли были перемены, если бы не трагедия в жизни героя?
- «Соедините» вторую и четвертую части. Сопоставьте их.
- Не кажется ли вам, что концовка сказки грустная, ведь в сказках обычно бывает счастливый финал? Чтобы понять, почему Андерсен так закончил сказку, надо знать самого сказочника. Назвал свои сказки Андерсен «новыми», вероятно, потому, что источником их была сама жизнь. «Часто мне кажется, - писал он, - будто каждый цветок говорит мне: «Ты только взгляни на меня, и тогда моя история перейдёт к тебе».
III. Рефлексия
Учитель: Мы прочитали сказку Г.Х.Андересена. Интересно ли было ее читать? Чему вы удивлялись, читая?
- Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками»?
- Почему герой сказки именно чайник? А не кастрюля или сковорода?
- Чему учит сказка?
- Как вы считаете, случайно ли пришел герой к такой жизненной позиции: «Блаженство - забывать себя ради других?»
- Как отвечает на вопрос нашего урока Андерсен? Если ваше мнение о счастье изменилось, запишите ваши мысли во втором столбике карточки.
IV. Домашнее задание
Сочинение-рассуждение «Счастье - это …»
Приложение
Карточки для индивидуальной и групповой работы
Быть счастливым - это |
|
Главный герой в разные периоды жизни |
|
1. |
3. |
2. |
4. |