Тема: Кто виноват в случившемся? (По повести В. Распутина «Живи и помни»)
Цель: Осмысление прочитанного и выявление основной идеи произведения.
Задачи:
- Проследить жизненный путь А. Гуськова, причины нравственной неустойчивости и падения Андрея. Выбор Настены.
- Развитие теоретического мышления и эмоционально-чувствительной сферы.
- Формирование потребности осознанного жизненного выбора.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный этап
Вопрос: Ваше впечатление о книге? О чем оно?
Ответы: Отношения между людьми; о трусости и предательстве; о человеческом эгоизме; о том, что человек должен быть гуманным в любое время; о войне и человеке; о совести человеческой; о том, что ничего не может пройти бесследно; о совести; о жизни женщины во время войны; о способности к самопожертвованию; о счастье и о любви; о человеке; о войне; о поведении человека в экстремальной ситуации.
Учитель: Валентин Распутин в своем рассказе «Пожар» писал: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Закачает какая- весь свет внаклон. »
Если человек теряет хоть одно это звено в жизни, то он не состоится.
Отношением к этим ценностям жизни испытывает Распутин в своих героев в повести «Живи и помни».
Обратимся к образу Андрея Гуськова и к образу Настёны.
Кто виноват в случившемся?
2. Операционно-содержательный этап
Работа в группах
1 группа
1) В каких поступках ,чувствах, мыслях отразилось отношение Андрея Гуськова к войне?
2) Как вы понимаете слова: «Он завидовал тем, кто шел на войну, как на работу».
3) Почему Андрей стал дезертиром?
4) Проследить путь Андрея домой. Что с ним происходит, в каком он состоянии?
2 группа
1) Какие новые стороны характера Андрея раскрывают эпизоды: встреча с домом, с Настенной? Как меняется в Андрее поведение, речь?
2) Как вы оцениваете выбор Андрея Гуськова?
3 группа
1) Зачем Настена делит вину на двоих?
2) Почему Настёна со своей бедой не идёт к людям?
4 группа
Пришла долгожданная победа.
Как в чувствах, мыслях, поступках героини проявляется душевное состояние?
Во время работы в группах ребята вместе с учителем должны нарисовать схему, в которой отражается линия жизни Андрея и линия жизни Настены.
Вопрос: Кто виноват в случившемся?
Вывод: Вина Андрея в том, что он своим поступком, дезертирством отделил себя от общенародной судьбы, «отрезал себя от людей», ему нужно перед ними покаяться, но ему это не дано! Потянул за собой своих близких.
Учитель: Может ещё через заглавие найти ответ на наш вопрос?
Ответ: «Живи и помни» - обращение к Андрею, чтобы он жил и помнил о потерянной совести, о погубленной своей душе, о погубленных жизнях близких ему людей: Настёны, не родившегося ребёнка, отца. Живи- это ему в наказание. Живи долго и помни.
3. Рефлексивно-оценочный этап
Вопрос: Что вынесли для себя в ходе урока?
4. Домашняя работа
Творческое задание:
- Напишите письмо Андрею Гуськову. Что вы думаете о нем?
- Каким я вижу будущее Андрея Гуськова?