Урок литературы в 10-м классе "Кто виноват в случившемся" (по повести В.Распутина "Живи и помни")

Разделы: Литература


Тема: Кто виноват в случившемся? (По повести В. Распутина «Живи и помни»)

Цель: Осмысление прочитанного и выявление основной идеи произведения.

Задачи:

  1. Проследить жизненный путь А. Гуськова, причины нравственной неустойчивости и падения Андрея. Выбор Настены.
  2. Развитие теоретического мышления и эмоционально-чувствительной сферы.
  3. Формирование потребности осознанного жизненного выбора.

Ход урока

1. Вводно-мотивационный этап

Вопрос: Ваше впечатление о книге? О чем оно?

Ответы: Отношения между людьми; о трусости и предательстве; о человеческом эгоизме; о том, что человек должен быть гуманным в любое время; о войне и человеке; о совести человеческой; о том, что ничего не может пройти бесследно; о совести; о жизни женщины во время войны; о способности к самопожертвованию; о счастье и о любви; о человеке; о войне; о поведении человека в экстремальной ситуации.

Учитель: Валентин Распутин в своем рассказе «Пожар» писал: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Закачает какая- весь свет внаклон. »

Если человек теряет хоть одно это звено в жизни, то он не состоится.

Отношением к этим ценностям жизни испытывает Распутин в своих героев в повести «Живи и помни».

Обратимся к образу Андрея Гуськова и к образу Настёны.

Кто виноват в случившемся?

2. Операционно-содержательный этап

Работа в группах

1 группа

1) В каких поступках ,чувствах, мыслях отразилось отношение Андрея Гуськова к войне?
2) Как вы понимаете слова: «Он завидовал тем, кто шел на войну, как на работу».
3) Почему Андрей стал дезертиром?
4) Проследить путь Андрея домой. Что с ним происходит, в каком он состоянии?

2 группа

1) Какие новые стороны характера Андрея раскрывают эпизоды: встреча с домом, с Настенной? Как меняется в Андрее поведение, речь?
2) Как вы оцениваете выбор Андрея Гуськова?

3 группа

1) Зачем Настена делит вину на двоих?
2) Почему Настёна со своей бедой не идёт к людям?

4 группа

Пришла долгожданная победа.

Как в чувствах, мыслях, поступках героини проявляется душевное состояние?

Во время работы в группах ребята вместе с учителем должны нарисовать схему, в которой отражается линия жизни Андрея и линия жизни Настены.

Вопрос: Кто виноват в случившемся?

Вывод: Вина Андрея в том, что он своим поступком, дезертирством отделил себя от общенародной судьбы, «отрезал себя от людей», ему нужно перед ними покаяться, но ему это не дано! Потянул за собой своих близких.

Учитель: Может ещё через заглавие найти ответ на наш вопрос?

Ответ: «Живи и помни» - обращение к Андрею, чтобы он жил и помнил о потерянной совести, о погубленной своей душе, о погубленных жизнях близких ему людей: Настёны, не родившегося ребёнка, отца. Живи- это ему в наказание. Живи долго и помни.

3. Рефлексивно-оценочный этап

Вопрос: Что вынесли для себя в ходе урока?

4. Домашняя работа

Творческое задание:

  1. Напишите письмо Андрею Гуськову. Что вы думаете о нем?
  2. Каким я вижу будущее Андрея Гуськова?