Урок литературы в 10-м классе

Разделы: Литература


Цели:

  • Углубить знания учащихся о творчестве И.С.Тургенева;
  • Обобщить и расширить умения учащихся культурно-лингвистического анализа текста;
  • Активизировать учащихся, вызвать интерес к теме, используя интерактивные технологии на уроке;
  • Совершенствование навыков монологического высказывания с использованием оценочно-экспрессивной лексики;
  • Воспитывать толерантное отношение к человеку

Оборудование:

  • Презентация Power Point
  • Текст стихотворении И.С. Тургенева "Нищий" у каждого ученика;
  • Памятка "Алгоритм моделирования текста"
  • Музыкальное сопровождение

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы снова обратимся к культурно - лингвистическому анализу текста. Задача нашего урока - смоделировать текст по данному названию, попытаться определить основную проблему произведения, выразить своё отношение к ней. А потом полученное соотнести с оригиналом и определить, насколько мы приблизились к миропониманию автора. Я уверенна, что сегодня каждый из вас сделает маленькое открытие: кто-то по-новому откроет для себя Тургенева-писателя, кто-то - Тургенева-человека, а кто-то под воздействием услышанного и прочитанного совершит жизненные открытия.

II. Реализация домашнего задания

Фронтальный опрос-беседа

- выявление знаний учащихся о жизни и творчестве И.С.Тургенева

/или сообщения заранее подготовленных учащихся /

III. Моделирование текста по данному алгоритму

Самостоятельная работа в группах

/Перед составлением модели текста учащимся сообщается название текста произведения И.С. Тургенева - "Нищий".

Алгоритм моделирования текста /Приложение 2/

  • тема текста
  • тип произведения
  • объём / крупная или малая форма/
  • картина жизни /реальная, фантастическая, символическая/
  • художественный метод
  • жанровая форма
  • сюжет, герои
  • основная мысль /задача автора/
  • средства выразительности

IV. Первое погружение в текст

Устное выступление учащихся /свою модель текста зачитывает ученик одной из групп, учащиеся из других групп дополняют ответ выступаю- щего/

Словарно - семантический тренинг

- выявление значения слова "нищий" в понимании учащихся, а затем сопоставление с определением значения слова в различных словарях, имеющихся в школьной библиотеке /реализация индивидуального до машнего задания, которое готовит учащийся с низкими способностями/

Использование презентации Power Point /ПРИЛОЖЕНИЕ 1/, один из слайдов которой дублирует ответ учащегося /

Нищий - 1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка)

2) лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый человек

(Нищий духом ) /Словарь русского языка. Ожегов С.И., М.,"Русский язык", 1984 г., с.357/

Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием

(Нищий человек)

2)крайне бедный, скудный (Нищий край)

/ Комплексный словарь русского языка.

Тихонов А.К. ,М., "Медия", 2005 г., с.335

3. Просмотр слайдов /фотографии нищих людей, скопированные из интернета. Использование презентации Power Point/

4. Работа в тетрадях. Заполнение таблицы (заполнение первой колонки) / использование презентации Power Point, которая дублирует вначале первую, а затем, после прочтения оригинала, - вторую колонку/

Нищий в моём представлении Нищий у Тургенева
Выцветшие глаза Воспаленные, слезливые глаза
Бескровные губы Посинелые губы
Оборванная грязная одежда Шершавые лохмотья
Обветренное морщинистое лицо Нечистые раны
Грубые грязные руки с чёрной кантом под ногтями Красная опухшая рука
Неприбранные сальные волосы Трепетная рука
Дурно пахнущий  
Очень неприятный человек Несчастное существо
Моё отношение к нищему Отношение к нищему автора
Пренебрежение, брезгливость Потерянность, смущение

V. Первое погружение в текст.

1. Выразительное чтение учителем оригинала текста стихотворения И.С. Тургенева "Нищий" /Приложение 3/

/Чтение проходит в минорном музыкальном сопровождении /

2. Рефлексия / беседа с учащимися/

- Какие чувства испытали вы, прослушав оригинал?

- Совпала модель, составленная вами по алгоритму, с текстом автора? VI . Второе погружение в текст

Беседа с элементами анализа текста

- Какие средства изобразительности использует автор, изображая нищего?

/ заполнение второй части таблицы/

- В чём неожиданность восприятия нищего автором?

/ Реакция автора-повествователя/

- Что делаем мы, встретив нищего?

/Отворачиваемся; даём милостыню и быстро уходим; убегаем::/

- А что делает автор?

/Протягивает руку нищему, тем самым, совершая событие, нравственное событие/

3. Словарная работа

Определение значения слова "Рукопожатье" с точки зрения истории культуры / реализация индивидуального домашнего задания, которое готовит учащийся с низкими способностями / использование презентации Power Point, последний слайд которой дублирует ответ учащегося/

Рукопожатье

рыцарский обряд, который имел следующее значение:

"Я без оружия, я не буду с тобой воевать, я желаю тебе добра"

XIX век

"Я не таю обиду не душе. Я ничего не зажал в руке, у меня нет яда"

XXI век

"Мы равны, мы братья белее родные, чем братья по крови"

4. Беседа с элементами анализа текст

- Как обращается автор к нищему? /Автор обращается к нищему, используя слово "брат" /

- Что означает это обращение? / Автор восстановил равенства двух людей, восстановил право нищего называться человеком./

- Каковы чувства автора по отношению к своему герою?

/ заполняется последняя часть таблицы в тетрадях учащихся, дублируемой на слайде презентации Power Point /

- Что в системе деталей портрета нищего не укладывается в нашей голове? /определение "трепетные руки"/

- В каких ситуациях мы трепещем, испытываем трепет ?

/ когда испытываем волнение, переживаем, т. е. чувствуем /

- Что хочет подчеркнуть этой деталью автор? / даже в таком существе живёт человек - Так что же по отношению друг к другу совершают оба героя? /подаяние/

- Какое подаяние получил нищий ? /автор увидел в нём человека, равного себе, т. е. сопереживание, сочувствие/

- А что получил автор?

:::::::::::::.

VII. Сообщение учащегося. Последние годы жизни и творчества И.С.Тургенева./Реализация индивидуального домашнего задания, которое готовит учащийся с высокими образовательными способностями

Всем известно, что слава к И.С. Тургеневу пришла вместе с публикацией рассказов, объединенных впоследствии в сборник "Записки охотника". В течение всей своей жизни , не переставая заниматься самообразованием, Тургенев будет постоянно работать над прозаическими произведениями малого и большого жанра.

А последние годы он решился на смелый художественный эксперимент в области малого прозаического жанра. За год до смерти писателя в печати появился сборник " Senilia " ("Старческое"). Его составляли очень короткие прозаические тексты, в которых писатель без утайки говорил обо всём, рассказывал о надеждах и разочарованиях, вспоминал ярчайшее впечатления жизни.

Так сложилась жизнь И.С.Тургенева, что, любя Россию, он часто и надолго уезжал за границу. А с1858 года его жизнь стала делиться на "европейские, зимние" и "российские, летние" сезоны. За границей И.С. Тургенев активно пропагандирует русскую литературу и культуру, сам переводит произведения русских писателей на французский и немецкий языки, содействует изданию сочинений своих соотечественников в разных странах Западной Европы, поддерживает и морально, и материально русских композиторов, художни - ков. оказывает материальную поддержку эмигрантам. В своём дневнике он не без грусти запишет: "Считаю великим счастьем своей жизни, что я несколько приблизил своё оте - чество к восприятию европейской публики" .

Растет его общеевропейская слава: в 1878 на международном литературном конгрессе в Париже писатель избран вице-президентом; в 1879 он - почетный доктор Оксфордского университета. В 1880 Тургенев участвует в торжествах в честь открытия памятника Пушкину в Москве.

И тем не менее, особенно в последние годы жизни, И.С.Тургенев будет глубоко страдать от одиночества /не сложилась личная жизнь, не наладились взаимоотношения с дочерью /, от того, что он мало сделал для России. В 1882 году он принимает окончательное решение вернуться на Родину. 13 февраля он напишет своему другу Анненкову. "Хочется поскорее добраться до деревни. Авось там присяду за работу". Но тяжёлая болезнь не дала осуществиться планам писателя. Последний в своей жизни Новый год он встретит в обществе русских художников. Бывший на этом вечере великий князь Константин отмечает в своём дневнике: "Иван Сергеевич прочёл три маленьких рассказа. Меня поразило, как он от болезни постарел, ослаб, так что жалко смотреть." В письме к Полонским сам Тургенев напишет: "Болезнь не только не ослабевает, она усиливается, страдания невыносимые:Жажда смерти растёт":. А когда боль притуплялась и сознание возвращалось к нему, он брал в руки перо и продолжал писать свои стихи, которые сам назвал "последними вздохами : старика". За несколько дней до смерти Тургенева навестили соотечественники, кто-то попросил у умирающего писателя что-либо на память. Тургенев, показав глазами на листки с последними стихами, сказал: "Возьмите вот это"

Слово учителя

Рано или поздно мы все уйдём из жизни. Будем ли мы испытывать желание уйти хорошо?

Достойно? Наверное, и И.С.Тургенев, умирая на чужбине, хотел не только уйти хорошо из жизни, но и ставить после себя что-то хорошее .Ведь даже самый хороший человек - грешный человек. А если он ещё и одинок, то пусть хоть кто-то вспомнит о нём.

- Кто обязательно вспомнит автора? /Нищий/

- Так что получил автор от нищего? /Благодарность нищего за сочувствие, память/

VIII. Домашнее задание /учащиеся выбирают одно из заданий в зависимости от уровня образовательных способностей и интересов ученика/

  • Сочинение - рассуждение "Всякий ли человек заслуживает звание "Человек"?
  • Сочинение - отзыв на стихотворение И.С.Тургенева "Нищий"
  • Написать стихотворение в прозе.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.