Задачи урока:
- Образовательные:
- научить детей правильно излагать свои мысли и анализировать произведение;
- научить правильно выделять основное в характере героя художественного произведения.
- Воспитательные:
- воспитывать у учащихся чувство сострадания к героине, у юношей – внимательного отношения к женщинам.
- Развивающие:
- развивать работоспособность, стремление к познавательной деятельности;
- развивать интеллекта обучать умению выделять главное, создавать ситуации с эмоциональными переживаниями;
- научить правильно делать выводы и обобщения.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к драме.
Вот красота-то куда ведет… в самый омут.
А.Н.Островский “Гроза”.
ХОД УРОКА
Ученик читает наизусть отрывок из стихотворения “Среди долины ровныя”.
Учитель: Эту песню поет Кулигин в начале 1 действия 1 явления. Там всего две строчки. Вообще в песне говорится о дубе, который одиноко растет среди ровной долины на “гладкой” высоте. Этот дуб сравнивается с молодцем, которому тоже скучно и одиноко жить без любимой, без семейного очага. Вроде все есть, но это все ничего не стоит, когда:
Ни роду нет, ни племени
В чужой мне стороне:
Не ластится любезная
Подруженька ко мне.
Учитель: Случайно ли такое начало в пьесе? (Тема одиночества в песне перекликается с темой одиночества и неприкаянности в драме. Катерина, как и герой песни, попала в чужую семью, с чуждыми ей порядками.)
Учитель: Сегодня мы будем говорить о Катерине – не просто перечислять и обобщать факты из ее жизни. Мы должны проводить ее в последний путь. А в таких случаях всегда говорят хорошее. Так принято. Во время уроков по изучению этого произведения мы испытывали к Катерине разные чувства. И все же, давайте найдем для нее хорошие слова. (Запись темы в тетради.)
Ученица читает монолог из V действия 2 явление “Нет, нигде нет!”
Учитель: Случайно ли автор выделил этот монолог в отдельное явление? (Островский заставил нас сосредоточиться на ключевом моменте пьесы. Сейчас принимается последнее решение.)
Учитель: Обратим внимание на действие 3 явления V.Последний раз встречается Катерина с Борисом. Минуты отделяют ее от последнего шага. Героиня Островского готова к этому. А пока она еще живой человек. Найдите три фразы Катерины, в которых она будто выплеснет три душевных надрыва. Эти фразы имеют восклицательную интонацию. Какие они? (“Ну, прости меня!”, “Возьми меня с собой отсюда!”, “Поезжай с Богом!”)
Учитель: Что вы видите за словами Кати “Прости меня!”? (Ей не нужно сейчас прощение Бориса. Этим восклицанием она подчеркивает тот факт, что все равно призналась бы в своем грехе и мужу, и свекрови. И мы понимаем ту осознанную жертвенность, на которую обрекла себя Катерина ради протеста против ДЕСПОТИЗМА Кабановой.)
Учитель: А что мы чувствуем во второй фразе “Возьми меня с собой отсюда!”? (Борис уезжает. А если уехать с ним? Как бы появляется шанс спастись. Она виновна, призналась в грехе, но появился путь спасения – и за него ухватилась.)
Учитель: В ваших ответах прозвучало словосочетание “деспотизм Кабановой”. Давайте вспомним 3 явление П действия. Это сцена проводов Тихона.
(Просмотр заранее подготовленной инсценировки.)
– Каково значение этой сцены в развитии дальнейших событий?
(– Здесь обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабановой, выясняется полная неспособность Тихона защитить Катерину.
– Эта сцена объясняет решение Кати пойти на свидание с Борисом.
– Тихон понимает, что он унижает сейчас жену, но ослушаться матери не смеет, хотя и пытается смягчить ее требования. Цель Кабановой – привести к полной покорности и прежде всего СВОЕНРАВНУЮ Катерину.)
Учитель: Итак, Катерина оскорблена.
Тихон – орудие в руках матери. Но чем больше ее
(Катерину) унижают, тем сильнее в ее душе
стремление к свободе, любви, счастью. И вот в
руках Катерины ключ. Ключ ей дала Варвара. (Попутно
вспоминаем, что это – завязка конфликта.)
Там, в саду, Катерину ждет Борис, которого она,
непонятая, униженная и оскорбленная дома,
действительно полюбила.(Монолог с ключом
действие II явление 10.)
Поделитесь своими мыслями после прослушивания
этого монолога. Обратите внимание на речь
героини. В этой сцене видна победа чувств Кати
над домостроевскими понятиями. Сначала она в
смятении, ключ жжет ей руки. Речь Кати состоит из
отрывистых предложений. Затем идут раздумья о
жизни в неволе. Речь уже более сдержанная. В конце
монолога проявляются сильные чувства. Последние
фразы – страстный гимн любви. Героиня будто
сжигает мосты за собой. Она решается навсегда
уйти из ненавистного дома, зная, что пощады ей уже
не будет. Это ее вызов. Этот ключ – от ее судьбы.
Она открыла калитку. На это надо было решиться.
Сразу такие поступки не совершаются. И наша
героиня не оступилась, доказала “темным силам”,
что сама не слаба.
Если в монологе с ключом и в сцене свидания
раскрывается победа любви в душе Катерины, то в
сцене ПОКАЯНИЯ (действие !V “Ах, умираю!”)
отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над
Катей норм религиозной нравственности. Можно ли
считать ее покаяние слабостью? Нет. Если бы она
научилась обманывать, скрывать свои чувства к
Борису, мы бы сказали, что она приспособилась к
окружающему миру, примирилась с его
нравственными устоями. Это объясняется не только
боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая
нравственность восстает против того обмана,
который вошел в ее жизнь. Наверное, во
всенародном признании Катерины можно видеть
попытку искупить свою вину, сурово наказать себя,
нравственно очиститься.(Помечаем: покаяние –
это первая кульминация. Вторая кульминация –
прощание с жизнью, ее монолог “Друг мой, прощай!”
(действие V явление 4)
Учитель: А что будет развязкой в драме? (Развязка – самоубийство Кати, потрясшее всех жителей. Действие V явление 7)
Учитель: Можно ли считать самоубийство Катерины решительным протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли иной выход? (Узы брака считались нерасторжимыми. Варвара говорит Катерине: “Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена”. Сама Варвара бежит из дома матери – так она не замужем. Положение Катерины сложнее. Она уходит из дома. Но дороги дальше нет. Последняя попытка – найти поддержку у любимого. Но он ее не берет с собой. “Нельзя мне, Катя, не по своей воле еду. Дядя посылает”.)
Учитель: Таким образом, для Катерины осталось лишь 2 пути: вернуться домой и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее. В ее поведении есть и сильные, и слабые стороны. Она рвется к новой жизни и предпочитает смерть жизни в неволе. Вернемся к словам Кати “Поезжайте с Богом!”.Что заключено в них? (Надежда Катерины утрачена. Это значит, что теперь все кончено. Героине осталось жить всего несколько минут. Своей смертью героиня освобождается и от гнета, и от терзающих ее внутренних противоречий. Под пером А.Н.Островского социально-бытовая драма из жизни купеческого сословия превращается в трагедию. Вернемся к эпиграфу. Красота разве привела в омут? Нет. Условия жизни в доме Кабановых.)
До урока оформить на доске:
ДЕСПОТИЗМ – власть одного лица, не считающегося с волей других; принуждение других подчиняться своей воле.
СВОЕНРАВНЫЙ – упрямый, капризный, поступающий так, как вздумается.
ПОКАЯНИЕ –
1) добровольное признание в совершенном
проступке;
2) исповедь, признание верующими своих грехов.
Учитель: И в конце нашего разговора хочу обратить ваше внимание на ЭТИМОЛОГИЮ ЛИЧНОГО ИМЕНИ – это авторский прием для более полной характеристики персонажей.
КАТЕРИНА – здесь “вечно чистая” (чувственная этимология)
ВАРВАРА – буквально “дикарка”.
Этимологию (значение) православных имен люди знали очень хорошо.
В церковных словарях эти сведения постоянно сообщались.
ТИХОН – “тихий”– это значение автор и использует в пьесе.
Знание семантики имен обогатит наше представление об образах.
Итоги урока. Оценки. Домашнее задание.