Цели урока:
- Формирование понятия комического в литературе как выявления и осмеяния жизненных несообразностей;
- выявление идейно-тематического и художественного своеобразия сказки М.Е.Сатыкова-Щедрина “Медведь на воеводстве”;
- воспитание критического отношения к окружающей действительности;
- развитие чувства ответственности по отношению к окружающим людям.
Оформление урока:
Портрет писателя, словарь (сказка, сатира, гротеск, аллегория, эзопов язык), схема – “солнышко” (см. рисунок 1), иллюстрации к сказке “Медведь на воеводстве”, обложка первого издания сказок Салтыкова-Щедрина.
Основные вопросы (записываются заранее на доске):
- Какими качествами должен обладать правитель, чтобы быть нужным народу?
- Почему для размышления по первому вопросу Салтыков-Щедрин избирает жанр сказки?
- Почему Салтыков-Щедрин адресует сказки детям “изрядного возраста”?
Подготовительная работа:
Чтение сказки “Медведь на воеводстве”, мини-сочинение “Каким должен быть руководитель государства”, иллюстрирование сказки “Медведь на воеводстве”.
План урока:
- Жанр сказки в русской литературе, сатирические традиции русской сказки.
- Основной вопрос, волнующий Салтыкова-Щедрина, - положение народа и отношение власти к народу.
- Раскрытие вопроса о правителе в сказке “Медведь на воеводстве”.
- Связь идеи сказки с жизнью современного нам общества.
- Традиционность темы для русской литературы.
- Подведение итогов, домашнее задание.
Ход урока.
1. Жанр сказки в русской литературе
(слово учителя с элементом беседы, актуализация
знаний)
Мы продолжаем разговор о произведениях Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и обращаемся к сказкам. Всем известны пушкинские слова “Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…”
/записываем тему в тетради/
А что мы знаем о сказках?
/по происхождению – народные и
авторские,
строятся на аллегории
русские сказочники – Ершов, Пушкин/
Как вы думаете, почему писатели обращались к жанру сказки?
/романтика сюжетов, образов;
возможность в иносказательной
форме показать своё отношение к
действительности, дать
критическую оценку, разбудить чувства читателей/
2. Жанр сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина
Это, конечно же, относится к сказкам Пушкина и Ершова (начало 19 века), А в конце? Время расцвета критического реализма. Искусство должно показывать жизнь такою, какая она есть на самом деле, и ориентировать массы на борьбу с “мерзостями жизни”. Для решения этой задачи Салтыков – Щедрин обращается к жанру сказки. Почему? И почему адресует сказки детям “изрядного возраста”?
/смотрим обложку первого издания,
отвечаем на вопросы/
Опираясь на содержание уже известных нам сказок мы можем сформулировать задачу, которая стояла перед автором: обличение самодурства, произвола властей
/чтение и запись подтемы урока/
То есть основной вопрос, волнующий Салтыкова-Щедрина, - каким должен быть руководитель государства, чтобы быть нужным народу. И ведь сказку “Медведь на воеводстве” Салтыков-Щедрин начинает именно с рассуждения о…
/о злодействах блестящих и срамных/
то есть даёт понять, что речь – не о медведе.
3. Раскрытие вопроса о правителе в сказке
“Медведь на воеводстве”
(работа с текстом)
При первом же прочтении сказки бросается в глаза особенность её композиции. Какая?
/трёхчастная форма, в каждой – история
одного из правителей
Топтыгиных, которые “целью ставят производить
как можно
больше кровопролитиев” и приходят в лес
“внутренних
супостатов усмирять”/
Запись в тетрадь:
1. = тезис 1= злодейства срамные
2. = тезис 2= злодейства блестящие
3. =тезис 3= злодейства натуральные
Что старается донести до нас сатирик, рассказывая историю Топтыгина 1?
Как характеризует его автор?
/ответ ученика строится по плану:
1. авторская характеристика (
“служака-зверь”, не был зол, а “так – скотина”,
“всему на свете предпочитал блеск
кровопролитий”)
2. мечты и дела Топтыгина 1 ( прибежал ранним
утром и сейчас же решил: быть назавтра
кровопролитию, но прежде решил свои именины
отпраздновать)
3. как реагирует народ (лесная челядь
задумывалась, так как вольница между лесными
мужиками шла, всякий по-своему норовил: звери –
рыскали, птицы – летали, насекомые – ползали, а в
ногу никто маршировать не хотел.
В ходе ответа в тетради записывается тезис1:
1. “Всему на свете предпочитал
блеск кровопролитиев,…
но… что больше старается, то у него глупее
выходит”
(злодейства срамные)
Почему задумывались лесные мужики?
/ученики высказывают своё мнение/
И, может быть, поэтому челядь лесная так необычно отреагировала на историю с Чижиком.
/пересказ эпизода/
Каким показал себя Топтыгин 1?
/он не способен управлять народом/
То есть трагедия – гибель “супостата” Чижика превращается в фарс. Как создаётся комичность ситуации?
/особенный, умный чижик медведя принял
за гнилой чурбан,
удивился, когда чурбан заговорил ( нелепость,
несоответствие )
Топтыгин, съев Чижика, растерялся и осмеян
“добрыми людьми”
(гипербола)/
Медведь пытается переловить насмешников, но “что больше старается, то у него глупее выходит” . Чего так боится Топтыгин?
/общественного мнения/
Так ли смешна эта ситуация? Почему остаётся горечь на душе?
/см. авторскую оценку: “Ведь, чтобы
этакую пакость загладить,
сколько потребуется генеральных кровопролитий
учинить, сколько
народу угробить, разорить, загубить!”/
То есть когда правитель “цитадель общественного благоустройства сооружает” с помощью злодеяний срамных и малых, страдает народ. И страдает напрасно. Салтыков –Щедрин мастерски доказывает это.
Как Топтыгин 1 пытается исправить свою ошибку?
/эзопов язык: перерезал стадо баранов,
отобрал у бабы лукошко с
малиной, “корни и нити разыскивал”, “целый лес
основ выворотил” -
искал тайные революционные организации/
Помогают ли Топтыгину 1 “срамные злодейства”?
/Лев: “Не верю, чтоб сей офицер храбр
был, ибо то самый Топтыгин,
который маво Любимова чижика съел” - и приказал
отчислить в
пехоту. – Какая суровая аллегория! (ср: Александр
II)/
Так бесславно закончилось правление Топтыгина I. Почему автор подробно рассказывает о правителе, который “имеет блестящие планы, но дела делает мизерные”. Как к нему относятся?
/неприязненно, неуважительно: зверь, скотина, сукин сын/
Возникает вопрос: почему же о “злодействах блестящих” и “натуральных” Салтыков-Щедрин рассказывает очень коротко?
Каким предстаёт перед нами Топтыгин II?
/Он преобразователь: мечтает о
злодействах блестящих: разорить
типографию, спалить университет или академию,
растерзать
Магницкого. Дела: во дворе соседнего мужика
учинил погром:
загородки сломаны, двор раскрыт, в хлевах лужи
крови стоят/
Каков итог его деятельности?
/“взорвало мужиков” - поставили
рогатину и “уважили Топтыгина,
шкуру содрали, а стерво вывезли в болото” -
аллегория: автор
допускает возможность расправы/
То есть оказывается, что и правитель, совершающий “злодейства блестящие” народу не нужен. Об этом размышляла в своём сочинении Зоя Мамулькина
/ученица цитирует свою работу: “Есть
люди, которые ради
достижения славы готовы совершать самые низкие и
ужасные
поступки. Они ни перед чем не останавливаются,
они готовы
переступать через людей и порой проливать чужую
кровь ради
достижения своей цели. Тогда они становятся
опасными для
окружающих”/
Приговор истории: “Блестящие злодейства могут иметь последствия не менее плачевные, чем злодейства срамные”
записывается тезис 2:
“Блестящие злодейства могут иметь
последствия не менее
плачевные, как и злодейства срамные”
То есть не нужен правитель, который всё меняет в корне. Он политически враждебен народу, он – хищник. И перед этим приговором пасует и верховный правитель, царь зверей, Лев.
Как ведёт себя Топтыгин III?.
/Он вынужден изворачиваться. Топтыгин
III в страхе: “мало
напакостишь – поднимут на смех, много – на
рогатину поднимут.
Ехать ли?” Решается, вспомнив об “уйме подъёмных
и прогонных
денег”. Но, прибыв на место, он боится: “хохочет в
берлоге, приговор
истории вспоминаючи, а на сердце у него жутко:
везде права
завелись” (народ осознал свою силу). И Топтыгин III
остаётся в
берлоге, определив для себя задачу воеводства “в
том, чтобы исстари
заведённый порядок от повреждений оберегать и
ограждать и
довольствоваться злодействами натуральными.”/
записывается тезис 3:
“Чтобы исстари заведённый порядок
от повреждений оберегать
и ограждать”
Послушаем, к какому выводу пришла в своём сочинении Таня Власенко
/ученица цитирует свою работу:
“Главное – не злоупотреблять своей
должностью, не делать того, что принесёт людям
несчастье”/
Действительно, на первый взгляд, Топтыгин III поступает разумно, устранившись от вмешательства в дела лесные. Какой стала жизнь в лесу?
/ “Был в лесу порядок установившийся и
прочный: и днём и ночью он
гремел миллионами голосов… И наружные формы, и
звуки, и
светотени, и состав населения – всё
представлялось неизменным”./
Но интересный вопрос задаёт нам Салтыков-Щедрин: почему “майор спал, а мужики приносили поросят, кур, мёду… складывали у входа в берлогу”?
/Ученики предлагают варианты ответа, в
т.ч. цитируются сочинения,
делается общий вывод: людей устраивает
правитель, который ничего
не делает, а “царствует, лёжа на боку”/
Но Галя Вознюк в своём сочинении написала, что “люди, стремящиеся на пост главы государства лишь для власти, наносят государству большой ущерб”
4. Связь идеи сказки с жизнью современного нам общества.
Так какой же правитель нужен мужику?
/открываем “солнышко” и
комментируем его “лучи”, перенося
запись в тетрадь/
ср: тезис 1 и проекты: поворот северных рек,
орошение пустынь;
ср: тезис 2 и 1985-1986 гг. Перестройка. Недодуманность
привела к чему? ГКЧП (август 1992), расстрел в
Вильнюсе, распад СССР, глубокий экономический
кризис.
ср: тезис 3 и эпоха Брежнева.
Нужна ли такая власть русскому мужику, который “всяк по-своему норовил”, если даже сам Топтыгин III, наиболее “мудрый”, приходит к мысли: “Я даже не понимаю, зачем воевод посылают, ведь и без них…”
5. Традиционность темы для русской литературы
И, действительно, народ выбирает – “без них”.
/Ученик рассказывает о том, какая
судьба постигает царей в
народных и литературных сказках начала 19 века
(трансформация
отношения к царю): в народных сказках царь умный,
справедливый,
добрый; в “Сказке о золотом петушке” Пушкина
царь царствовал
“лёжа на боку” и – клюнут в темечко. В сказке
Ершова “Конёк –
Горбунок” царь давал Ивану выспаться и – сварен
в котле.
Щедринского Топтыгина III “постигла участь всех
пушных зверей”/
записывается нижняя часть схемы-“солнышка”
И, может быть, лучший вариант тот, что предлагает в своём сочинении Максим Лихачёв
/ученик цитирует: “Я бы выходил на
улицу и разговаривал с людьми,
интересовался бы народными нуждами и
проблемами”/
То есть нужно спросить у народа, что ему нужно!
6. Поведение итогов.
Нам сейчас трудно ответить на вопрос, поднятый Салтыковым-Щедриным вслед за Пушкиным, вопрос остаётся “вечным” ( см. ключевой вопрос №1 ) какой государь – мэр, губернатор, президент – нужен народу. Мы продолжим этот разговор на уроках, посвящённых творчеству Л.Н.Толстого, М.А.Булгакова.
/далее ученики отвечают на второй и третий вопросы:
1)
а) правитель, устраивающий всех – мечта, сказка
б) из цензурных соображений
Таким образом, формируется особый жанр – политическая (сатирическая) сказка (фантастика + злободневность)
2) сказка – жанр, наиболее близкий и понятный представителям народных масс/
Нам осталось выяснить, какие художественные средства использует Салтыков-Щедрин для создания сатирической сказки, т.к. упомянули только некоторые
/прочитываем “словарь”/
Домашнее задание:
1) повторить по словарю значение терминов:
сатира, гротеск, эзопов язык, аллегория
2) прочитать сказки “Коняга”, “Дикий помещик”,
“Карась – идеалист”.