Тип урока: Классический. Урок закрепления знаний, умений и навыков анализа художественного текста.
Форма урока: Эвристическая поисковая беседа.
ТЕМА УРОКА: “Дорога чести” князя Андрея Болконского” (Слайд 1)
- “Иди с Богом своей дорогой. Твоя дорога-это дорога чести.” (Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 3, ч. 2, гл. 16.)
- “Нравственный путь князя Болконского-это смена противоположных циклов духовной жизни: вера сменяется разочарованием, за которым следует обретение новой веры, возвращение утраченного смысла жизни”. В.Е.Красовский, кандидат филол. наук, доцент МГУ им.М.В.Ломоносова.
Цель урока: (поставлена перед изучением всей темы по творчеству Л.Н.Толстого-это главная цель при изучении литературы в старших классах.)
- Учиться анализировать художественные тексты, выделять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, сравнивать, строить аналогии, систематизировать, отбирать материал по теме урока.
- Воспитывать хорошего читателя, научить видеть глубину художественного текста, чтобы восприятие настоящей литературы вызывало эстетические наслаждения.
- Формировать знания для успешной сдачи экзаменов. Научить видеть в книге инструмент познания жизни, а не просто учебное пособие.
Задачи урока:
- Учить учащихся анализировать художественный текст, выдепять главное, доказывать и опровергать, определять и объяснять причину, отбирать материал по теме.
- Развивать умения учащихся читать, воспринимать, анализировать художественный текст.
- Приобщить учащихся к сложным духовным поискам главного героя.
- Осмыслить тему и строго соблюдать её границы, подготовить учащихся к сочинению на данную тему.
Оборудование:
- Цветная фотография Л.Н.Толстого, выполненная С.М.Прокудиным-Горским.
- Иллюстрация к роману “Прощание Н.А.Болконского с сыном”. Д.А.Шмаринова.
- Художественный фильм по роману “Война и мир” (кадры “Сватовство князя Андрея”, “Андрей и Пьер в сцене на мосту “(спор).
Ход урока
Организационный момент. (Проверка наличия художественных текстов, тетрадей и т.п.)
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала (сообщение темы, задач, плана урока) (слайды 2,3,4)
- Каждый урок по творчеству Л. Н. Толстого мы начинаем сообщением из истории одного щедевра. (слайд 5)
(Рассказ учащихся о фотографии Л. Н. Толстого.)
При жизни Льва Николаевича Толстого его портреты писали многие известные художники: Репин, Щербаков, Ге, а вот эта цветная фотография, единственная прижизненная фотография писателя. Она вполнена Сергеем Михайловичем Прокудным-Горским, профессором химии Санкт-Петербургского технологического института. Это был единственный в России учёный, занимающийся научной разработкой вопросов цветной фотографии, исключительно тогда новинкой. Он приехал в Ясную Поляну по поручению журнала “Записки Императорского русского технического общества” и пробыл там два дня. Фотография была сделана 23 мая 1908 года. Снимок появился через несколько дней в Петербурге в августовской книжке журнала. Важнейшая часть работы зпключалась в синтезе цветов. Под опубликованным в журнале снимком была собственная подпись Толстого: “Лев Толстой. 23мая 1908 год. Ниже - авторская подпись: “ С натуры. Прокудин - Горский.”
Вдумаемся в название темы урока “Дорога чести”.
- Какое значение слова честь мы читаем в словаре Даля? (слайд 6)
“Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.”
- Какие слова-синонимы можно подобрать к слову честь?
Честь-честный-честолюбие-достоинство
- Что значит быть честолюбивым? (Это значит стремиться, и добиться высокого положения, жаждать известности и славы.)
- А русская пословица гласит: “Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает”.
- Значит, “дорога чести” - это дорога стремления к высокой цели, правде, прямоте, добросовестности моральных и этических принципов.
- А бывает ли всегда дорога ровной и гладкой?
- Значит, “дорога чести” - это дорога, порой, через ухабы, ямы, подъёмы.
- В романе “Война и мир” рядом с именем Андрея Болконского в авторской речи всегда стоит слово “князь”: князь Андрей, князь Андрей Болконский.
- Почему Болконский всегда называется с титулом и никогда, в авторской речи, просто по имени? (князь - слово многозначное.
В России почётный наследственный дворянский титул. Пожалование княжеским титулом ввел Петр I в начале 18 века.)
- Значит князь – наследник отца, князь Андрей - наследник Николая Андреевича Болконского, который, умирая, думает о судьбе России.
- Какие слова были последними у Н.А. Болконского? (погубили Россию).
- Имя Андрей означает храбрый, мужественный. Апостол Андрей - ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси ( о главных заповедях христианства много говорилось при изучении творчества Достоевского.)
- Известны слова Толстого, сказанные им в беседе с Русановым: “У меня есть лица списанные и несписанные с живых людей, первые уступают последним ; несписанные ближе мне.” Князь Андрей – вымышленный, несписанный герой. Толстой отшлифовал детали образа, чтобы вписать его в типичный фамильный клан, где прототипами являются реальные люди. Андрею предшествовал граф Зубцов, и большинство его черт было взято у князя Волконского (фамилия известна среди декабрисотв ), только потом Толстой назовет его Болконским.
- Какова же жизнь через ошибки к высоким, моральным и этическим принципам сына, достойного своего отца, храброго, мужественного, пришедшего к заветам христианства Болконского? (проблемный вопрос).
Один из современных литературоведов Красовский отметил (обращаемся ко 2-му эпиграфу). (слайд 7)
- Когда мы впервые встречаемся с Болконским на страницах романа? -Каков он? Что думает? (т. 1, ч. 1, глава 3-4 ). (ответ уч- ся).
- Обратимся к 1 эпиграфу урока. (зачитать). (слайд7)
- Кто говорит эти напутственные слова князю Андрею? Перескажите этот эпизод из текста
- А какой из эпизодов “Войны и мира” изображен на этой иллюстрации Прощание отца с сыном перед уходом в армию)
- Кто мне может передать содержание этого эпизода?
- Похожи эти два наказа? Похожи!
(Теперь Кутузов на правах отца дает напутствие князю Андрею.)
- А где еще в литературных произведениях, изученных нами, отец-дворянин дает сыну наказ сохранять честь, беречь честь? (Пушкин “Капитанская дочка”.)
- Давайте проведём параллель:
“Пишу Кутузову, чтоб в адъютантах тебя долго не держал - скверная должность. И помни одно, князь Андрей…(слайд 9)
“На службу не напрашивайся, от службы не отказывайся… береги честь…
- В понятие чести у дворян входило отношение к службе, служба царю и отечеству.
- Князь Андрей в армии с донесением от Кутузова, он в Брюнне (ответ учащихся).
- По приезде в армию он просит Кутузова остаться в отряде Багратиона, но Кутузов отвечает: “Хорошие офицеры мне самому нужны”, но всё же Болконский настоял на своём и явился к Багратиону.
“Ежели это один из обыкновенных штабных франтиков, посылаемых для получения крестика, то он и в ариергарде получит награду, а ежели хочет со мной быть, пускай… пригодится, коли храбрый офицер” ,-подумал Багратион. Встреча с героем Шенграбенского сражения капитаном Тушиным показала князю Андрею, кто истинные герои войны (ответ учащихся).
- А дальше был Аустерлиц. Можно ли так сказать: “Попытка князя Андрея найти “свой тулон” на Аустерлицком поле оказалось безуспешной?” (ответ учащихся). (слайд 10)
Записать в тетрадь: Духовный кризис после ранения под Аустерлицем, мечты о славе и даже сам Наполеон, который был для князя Андрея эталоном великого человека, кажутся ему теперь бесконечно малыми величинами по сравнению с “высоким, справедливым и добрым небом”. Болконский понимает ничтожность своей мечты о военной славе и ничтожность стремления человека к эгоистическому счастью.
- Встреча с Пьером (т. 2, г. 2, гл 11,12)
- Болконский возвращается в Лысые горы. Что его здесь ждёт? (смерть жены (символ погасшей свечи))
- Какое чувство он испытывает перед Лизой? (вины)
(Это чувство долго преследует его.)
- Что решает Болконский? /жить для себя и своих близких, воспитывать сына/.
- Чувство вины - это основное, с чем живёт Болконский. И только приезд Пьера, разговор, спор с ним преобразил князя Андрея.
- Вы помните, о чём спорят Пьер и Андрей? (о добре и зле, о смысле жизни, о самопожертвовании, т.е. о вечном, о самом главном. Что говорит Пьер? (учащийся) “Надо жить…”) (кадр фильма)
- Что поразило Пьера в Болконском? Как князь Андрей преображается в конце их беседы (подготовить индивидуальный ответ т. 2, ч. 2, гл. 11,12).
- Князь Андрей два года живёт в деревне. Что он делает, какие преобразования ввёл?
(Одно имение в триста душ перечислил в вольные хлебопашцы, в других барщину заменил оброком, священник обучает крестьянских детей, выписал бабку для помощи родильницам, читает, занимается и составляет проект об изменении военных уставов и постановлений).
- Поездка в Отрадное, “встреча с дубом” (т. 2, ч. 2 , гл .23)
- По делам опеки весной 1809 году князь Андрей едет в рязанские имения сына…
Поездка в Отрадное, встреча с Наталией, ночной разговор! В душе Болконского намечается перелом: он чувствует себя помолодевшим, возродившимся к новой жизни. Символом этого возрождения стал дуб.
- Возвратившись из этой поездки, князь решает ехать осенью в Петербург (работа со Сперанским т. 2, ч. 3, гл. 4-6,18.)
- На бале князь Андрей встречает Наташу Ростову. Он снова собирается “жить для себя” а не для “призрачного благоустройства человечества”. (слайд 11)
Он ездит к Ростовым, слышит пение Наташи. Проходит его презрение к жизни, его разочарование. Толстой отмечает, что князь Андрей казался и был совсем другим человеком. Где была его тоска?
- А задумывались ли вы над тем, почему трагичной оказалась любовь Андрея и Наташи?
- Не мужской ли эгоизм Болконского тому причина?
- Что знает Болконский твёрдо? (учитель). Он любит Наташу. Хорошо воспитанный, почтительный сын, он едет в Лысые горы и спросит у отца согласие на брак. Надо побыть с отцом, сестрой, сыном - всё правильно, во всех поступках он безупречен. Единственное он не почёл нужным сделать - так, пустячок, предупредить Наташу. А она ждёт, что только не думает. Свадьба отстрочена на год. И опять Болконский всё знает, знает, что выдержит разлуку, знает всё о себе, но в который раз забывает подумать о близком любящем человеке. Это мы и называем эгоизмом.
- Княжна Марья главным недостатком брата считает его гордыню. (Наташа говорит матери: “Я его боюсь” (просмотр отрывка из художенственного фильма “Война и мир” “Сватовство Болконского”).
- Мастер эпизода, Толстой очень точно показывает здесь эгоизм Болконского. А удалось ли режиссёру Сергею Бондарчуку и киноактёру Вячеславу Тихонову передать эту черту характера героя?
- Что главное в Болконском разум или чувства, расчёт ума или сердца.
- Разрыв с Наташей (анализ гл. 21, ч .3, т .2) Разрыв с Наташей стал причиной нового и, пожалуй, самого острого душевного кризиса Андрея Болконского. Измена Наташи “тем сильнее поразила его, чем старательнее скрывал он ото всех произведённое на него действие!” Болконский хочет встретить Анатоля, мечтает о дуэли. Злоба, неотмщённое оскробление, отравляли “искусственное спокойствие, которое Андрей попытался найти в военной службе”
Война 1812 г. В судьбе Болконского (т.3, ч.2) (Сообщения учащихся.)
- Гл.5. Князь Болконский в начале войны.
- Гл.24. Болконский накануне сражения, его настроение, мысли.
- Гл.25. Нервическое раздражение и волнение Болконского, мысли о войне и о Наташе.
- Гл.36. Полк князя Андрея в резерве. Ранение. Перевязочный пункт.(слайд 12).
- Гл.37. Умиленное настроение Болконского на перевязочном пункте.
“Ему хотелось любить той новой чистой божеской любовью. Т.3ч., 3 гл.31.(учащиеся) Т.3, ч.3, гл.32. (учащиеся)
“Любовь - есть Бог и умереть - значит мне, частице любви, вернуться к общему её вечному источнику”, - думает князь Андрей, чувствуя, что умирает (слайд 13).Сознание отчужденности от жизни не покидает его. Прежде он боялся конца, а теперь уже не понимал его. Уже во сне он увидел смерть. Это и был знак приближения начала конца. Его исповедовали, причастили, он благословил и попрощался с сыном. “Кончилось”, - сказала княгиня Марья, когда тело его, неподвижно холодея, лежало перед ними”.
- Закончилось “дорога чести” князя Болконского.
Проблемный вопрос.
- Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского “дорогой чести”, и как эта мысль Толстого в Романе “Война и мир” сочетается с его представлением о том, как жить, чтобы жить честно” (ответ ребят). Спокойность к духовной эволюции черта любимых, духовно близких автору героев и, конечно, князя Андрею Болконского. (слайд 14). Чтобы жить по-настоящему, надо любить и страдать - вот нравственная доминанта романа “Война и мир”.
- Князь Андрей путался и ошибался, пытаясь разрешить вечные вопросы жизни:
- Что дурно?
- Что хорошо? Как жить?
- Что надо любить, а что ненавидеть.
- Что такое жизнь, что смерть?
Непрекращающая работа души, вечной поиск - это печать избранных, признак одарённости, внутреннего благоустройства.
Интереснейшая интерпретация образа Андрея Болконского содержится в недавно вышедшей книге Б.Бермана. “Сокровенный Толстой”. “Князь Андрей, в образе и судьбе которого Толстой уже давно решил личную проблему истинного величия человеческого, мало-помалу в процессе творчества возносится над людьми, и в конце романа, явив образ небесно-земного величия, окончательно становится “личным Богом”, центром ближайшего духовного тяготения, воплощением “духовного солнца” самого Толстого.
- Работа по опорному положению темы. Жизнь Болконского можно представить в виде ломаной линии. Нижние точки-моменты духовного и душевного кризиса героя. Верхние - эмоционального и морального взлёта. (канва сочинения) (слайд 15)
Д/з. (слайд16)
1. Пьер в салоне Шерер.
2. Пьер на именинах Наташи.
3. Пьер возле умирающего отца.
4. Пьер I в томе романа “Война и мир”.
Согласны ли вы со словами Пьера:
“Если все люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать то же самое. Ведь это так просто…”.