Урок литературы в 10-м классе "Имя Россия"

Разделы: Литература


Место урока в учебном плане: 2 урок в 10 классе по изучению биографии И.С. Тургенева, по программе Ю.В. Лебедева.

Тип урока: пресс-конференция

Оборудование: интерактивная доска Smart Board, мультимедийный проектор, компьютер

Программное обеспечение: программа Notebook для доски Smart Board, Excel, Word, Publisher 2003 (Windows XP)

Цифровые ресурсы: Интернет http://top500.nameofrussia.ru/vote.html, построение гистограммы в программе Excel, страницы программы Noteboоk, буклеты.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Приветствие класса и настрой учащихся на работу.
  3. Объявление темы и постановка цели и задач урока.
  4. Работа с эпиграфом урока.
  5. Пресс-конференция.
  6. Представление буклетов.
  7. Игра "Соотнеси портрет".
  8. Обобщение.
  9. Голосование.
  10. Рефлексия.
  11. Отметки за урок.

Предварительная работа: на первом уроке знакомство с биографией писателя И.С. Тургенева, выявление интереса учеников к изучению темы "Тургенев и современники" (Об отношениях Тургенева с какими писателями вы бы хотели более подробно узнать?); создание творческих групп учеников по исследованию вопроса "Тургенев и :"

Цели:

  • Расширить знания учеников о И.С. Тургеневе.
  • Учить обучающихся понимать мировоззрение писателя.
  • Развивать логику, анализ, коммуникативные навыки.

Методы: исследовательский, иллюстративный, словесный, ИКТ.

Оборудование: портрет писателя И. С. Тургенева (1818-1883), интерактивная доска, мультимедийный проектор, подключение Интернета.

На доске: :гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном.  Ги де Мопассан

Ход урока

Оргмомент.

Введение в тему урока, цель. http://top500.nameofrussia.ru/vote.html

Вы, знаете, что недавно завершился Интернет-проект "Имя Россия". Цель этого проекта организаторы трактуют так: "Имя России" - открытый проект для всех, кому не безразлична история, традиция, вера и будущее своего Отечества. Сегодня слишком многие хотят сделать из России некое безликое объединение граждан, озабоченных лишь одной целью - целью личного обогащения. Поступая так, предатели своего народа, пытаются обезличить Россию. И помешать их планам, казалось бы, нет возможности. Но мы говорим - хватит! Имя России - Личность и Национальное самосознание."

500 имен великих людей России было в списке на этот титул. Среди них есть и те, о которых мы с вами говорили на уроках литературы, говорим и будем еще встречаться: это и Ф.М. Достоевский, и Л.Н. Толстой, и А.С. Пушкин, и И.С. Тургенев, и многие писатели и поэты 18,19,20 веков. Их заслуги перед Отечеством огромны, их имена известны каждому просвещенному человеку. Но сегодня я предлагаю вам провести нам с вами свое голосование на звание Имя России. И поскольку сегодня наш урок посвящен юбилею И.С. Тургенева, я предлагаю включить в список именно современников этого замечательного человека, писателя-эстета, разносторонне развитой личности, он учился в Петербургском, слушал лекции в Берлинском университетах. Настоящую литературную славу Тургеневу принесли маленькие рассказы и очерки: "Записки охотника", повести "Муму" и "Постоялый двор". Т. написал ряд выдающихся романов, лучший из которых - "Отцы и дети" (1861) произвел настоящий фурор в обществе. В поздние годы получил европейское признание. В 1878 вместе с В.Гюго председательствовал на международном литературном конгрессе в Париже; получил титул почетного профессора Оксфордского университета. Мастер языка и психологического анализа, Тургенев оказал существенное влияние на развитие русской и мировой литературы.

- Назовите мне современников писателя И.С. Тургенева?

- Кого вы считаете нужным включить в этот список, о ком бы вы хотели сегодня поговорить?

Хорошо, мы определились с темой сегодняшнего урока: Тургенев и современники. Все эти имена нам знакомы. Предлагаю взглянуть на них в другом ракурсе: сквозь призму их отношений с И.С. Тургеневым

Основная тема урока. Тургенев и современники. (Пресконференция: ученики, исследовавшие материал по данной теме, отвечают на вопросы ребят. В это время на экране информация о тех людях, о которых говорят, с Интернет - проекта "Имя Россия". Примечание: портреты не показываются)

  • Тургенев и Пушкин. Судя по годам жизни, Тургеневу было 19 лет, когда погиб Пушкин. Были ли они знакомы?
  • Тургенев и Белинский. Роман "Отцы и дети" посвящен В.Г. Белинскому. С чем это связано?
  • Тургенев и Некрасов. Тургенев и Некрасов. Что их связывало?
  • Тургенев и Толстой. В этом году юбилей не только у Тургенева, но и у Л.Н. Толстого. В каких взаимоотношениях находились эти два великих таланта?
  • Тургенев и Гончаров. Приходилось ли Тургеневу обращаться в суд?
  • Тургенев и Достоевский. "Преступление и наказание", "Отцы и дети":Есть мнение, что их объединяет проблематика. Так ли это? И было ли действительно взаимопроникновение творчества этих писателей?

Приложение 1

После ответа на вопрос ребята представляют свои мини-исследования в форме буклета.

Тургенев и Пушкин. Приложение 2

Тургенев и Белинский. Приложение 3

Тургенев и Некрасов. Приложение 4

Тургенев и Толстой. Приложение 5

Тургенев и Гончаров. Приложение 6

Тургенев и Достоевский. Приложение 7

Игра "Соотнеси портрет" (на доске Smart Board путем передвигания картинок необходимо соотнести портреты писателей с их фамилиями) Приложение 8 (только для программы Notebook для доски Smart Board)

Обобщение: И. С. Тургенев был милым, добродушным человеком, умел заразительно смеяться. "Тургенев - это женская душа в грубом обличье циклопа", - так охарактеризовал Ивана Сергеевича французский писатель Доде. Писемский называл его "ласковым гигантом с глазами умирающей газели". Несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно мягким, неконфликтным человеком. Он был образцово вежлив со всеми, и даже своей прислуге никогда не говорил "подай", а - "позволь мне стакан воды". Ему трудно было сказать кому бы то ни было слово "нет". Поэтому его все время одолевали разного рода просители. А он, не в силах отказать и не зная, как помочь, виновато поворачивался к стене и царапал ее ногтем: "Я не помню, чтобы встречал когда-нибудь человека с большею терпимостью, более склонного скоро забывать направленный против него неделикатный поступок", говорил его друг Дмитрий Григорович. Он бескорыстно радовался успехам собратьев по перу и пропагандировал их творчество в Европе. Но когда дело касалось его убеждений, взглядов на литературу, ее назначении, его мировоззрения, он становился твердым и убежденным. И именно на этой почве происходили разногласия с прежними друзьями. Да и это не удивительно. Ведь сталкивались великие умы в поисках истины. Как ясно объясняет это М.Горький: "В России каждый писатель был воистину и резко индивидуален, но всех объединяло одно упорное стремление - понять, почувствовать, догадаться о будущем страны, о судьбе ее народа, об ее роли на земле".

Голосование на присвоение титула Имя Россия. (Открытое голосование путем поднятия руки среди присутствующих, затем выстраивается рейтинг в excel и оглашаются результаты). Приложение 9

"Нет счастья вне Родины" - писал И.С. Тургенев. И, наверное, каждый, о ком мы с вами сегодня говорили, сказал бы это с ним вместе. Они жили в России, они творили для нее, они болели за нее, они любили ее. Россия отвечает им тем же.

Рефлексия. Оцени урок.

- Стал ли вам ближе и понятнее И.С. Тургенев, его взгляды, его миропонимание?

- Что вам запомнилось? Удивило? Вызвало другие сильные чувства?

Отметки за урок.

Домашнее задание. Сочинение-рассуждение на тему: "Достоин ли И.С. Тургенев титула "Имя Россия"?