Цели:
- Сформировать личностное отношение к мести как к непродуктивному действию;
- Развивать навыки художественного анализа произведения; умения сопоставлять; аргументировать собственную позицию;
- Развивать коммуникативные навыки, формировать чувство коллективизма, толерантности.
Оборудование: карточки-задания, тексты художественных произведений.
Ход урока
- Индуктор.На одном из сайтов Интернета я обратила внимание на одно письмо. Прочитайте его и напишите, что вы думаете по поводу этого письма. (Приложение 1)
- Социоконструкция. Обсудите в группе и дайте своё объяснение такому понятию, как месть. Выявите причины, которые, по вашему мнению, порождают это действие.
- Социализация. Заслушиваются ответы групп, причины, вызывающие месть, заносятся в таблицу.
ПРИЧИНЫ МЕСТИ - Само- и социоконструкция. Познакомьтесь с эссе Френсиса Бэкона «Месть». Выявите позицию автора по отношению к мести. Назовите виды мести, которые выделяет Бэкон, в чем их различие. Назовите причины мести, на которые указывает автор. Дополните таблицу. (Приложение 2)
- Социализация. Обсуждение в классе. Корректировка таблицы, если в этом есть необходимость.
- Социоконструкция. Действительно, личная месть часто приводит к тому, что страдает не только тот, кому мстят, но и сам мститель. Вспомните героев драмы М.Ю.Лермонтова «Маскарад»: Арбенина, князя Звездича, Афанасия Казарина, Адама Шприха, Неизвестного. Их души «пропитаны ненавистью, жаждой мести». У каждого свои причины. Выявите их, обратившись к тексту драмы. (Приложение 3. Задания группам)
Герой Причины мести Результат Евгений Арбенин Афанасий Казарин Адам Шприх Князь Звездич Незнакомец - Социализация. Обсуждение в классе, заполнение таблицы.
Вывод: Месть - намеренное причинение зла, неприятностей с целью отплатить за оскорбление, обиду или страдания. Прежде чем произойти в жизни, месть происходит в воображении. Лучше, если она там и останется. Как чувство, месть настояна на обиде, ненависти, злости. Мстят, чтобы не чувствовать себя проигравшим, слабым или обделенным. "Я отомстил, другому хуже, значит я победил." Но судьба главного героя и остальных персонажей опровергает это утверждение. Жаль, что они не задумались о прощении. - Социоконструкция. А какие советы вы могли бы дать тем, кто вынашивает планы мести? Обсудите в группе и запишите их.
- Социализация. Обсуждение советов, запись на доске тех, которые заслуживают внимания.
- Рефлексия. А сейчас прочитайте ответ психолога на письмо Незнакомки, сравните его со своими размышлениями и допишите то, что приемлемо и для вас.
Ответ: "Месть - чувство непродуктивное, и в первую очередь оно не приносит пользы самому "мстителю". Ведь нередко, делая гадости своему врагу, мы попутно портим жизнь сами себе.
Да, чувство мести для человека в общем закономерное, причем бессознательное и логикой не управляется. Но если быть не просто человеком, а человеком разумным, не всегда следует идти на поводу у собственного бессознательного - и в результате нагнетать напряженность и вокруг вас лично, и в обществе в целом.
Поэтому вы проявили не бесхребетность, а зрелость и даже мудрость, отказавшись от мести. Так что вы поступили очень по-взрослому. А ваши знакомые, которые этого не поняли, по сути еще дети. Кстати, известное выражение "отойди ото зла - сотворишь благо" тоже говорит не о всепрощении, а о позиции так называемого разумного эгоизма - ведь благо в этом случае будет прежде всего для вас!" Прошлое разрушает будущее.
Но месть, какой бы она ни была, прежде всего, разрушает личность самого воздающего "по справедливости". Человек, вынашивающий коварные планы, испытывает психологический надлом, растерянность, обиду, отчаяние и злобу. Зациклившись на желании отомстить, он не может выйти из тягостного психического состояния, снова и снова возвращаясь мыслями к случившемуся, продумывает планы мести. И чем изощреннее и детальнее эти планы, которые он строит в своем воображении, тем острее и болезненнее его переживания.
Месть может стать навязчивой идеей, полностью овладевшей сознанием. Человек становится буквально одержим идеей мщения, и больше его ничто не интересует. В том случае, если он не может реализовать свою месть, его чувства не находят выхода, он все сильнее погружается в пучину отчаяния. Отсюда прямой путь к депрессии, а порой - к самоубийству. Будущего у такого человека нет.
Чтобы избежать этого, давайте прощать друг другу. Существует целая наука прощения, разработанная психологами движения Нью Эйдж - новой эпохи. Пусть ты не знаешь, как прощать, для начала надо сильно этого захотеть. Семь дней подряд по семьдесят раз пиши от руки или печатай на компьютере: "Я, Ирина, прощаю тебя, Алексея, за то, что ты поступил не так, как я хотела. Я полностью освобождаю тебя от содеянного и от чувства вины".
Ведь прощение значит освобождение. Прощение "растворяет" обиду. Ирина Нестерова.
Заключительное слово учителя. Спасибо за урок. До новых встреч.