Урок литературы в 10-м классе "Интеллигентнейший человек России" (очерк жизни и творчества А.П. Чехова)

Разделы: Литература


Форма урока: устный журнал.

Задачи урока:

– вызвать у учащихся интерес к личности и творчеству А.П.Чехова; расширить и углубить представление учеников о ранее изученных произведениях писателя;

– развивать мышление учащихся, их творческое воображение и эстетическое восприятие;

– воспитывать в учениках нравственные качества на примере жизни писателя.

Оформление:

– компьютерная презентация по теме урока;

– аудиозапись музыки П.И.Чайковского;

– выставка книг А.П.Чехова.

Технические средства:

– персональный компьютер;

– мультимедийный проектор;

– экран;

– магнитофон.

Ход урока

Звучит музыка (“Песнь жаворонка” из “Времен года” П.И.Чайковского).

На экране тема урока, годы жизни А.П.Чехова (слайд 1).

Выходят учитель и чтецы, слайд сменяется на следующий:

Устный журнал. Страница 1. “Пролог” (слайд 2)

Чтец 1: “К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное... Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, враньё... Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился… Всё тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то сошло с ума, столько-то вёдер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут своё бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других”. (“Крыжовник”, 1898 г.)

Учитель: Эти слова были написаны более ста лет назад, но звучат так, словно родились только что и относятся к нашей сегодняшней жизни. В них – весь Чехов. Антон Павлович и был тем самым человеком “с молоточком”, который напоминал в своё время, да и теперь напоминает, что жить пошло, скучно, безынтересно нельзя, что “в человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Он самый близкий нам из классиков по времени, мироощущению и тому идеалу, который он выдвинул в своём творчестве (слайд 3).

Наш урок посвящается замечательному писателю и Человеку Антону Павловичу Чехову. Мы пролистаем с вами страницы устного журнала “Интеллигентнейший человек России”

Страница 2. “Семья Чеховых” (слайд 4)

Чтец 2: Родился Чехов в 1860 году на берегу Азовского моря, в уездном, глухом в ту пору городе Таганроге, в семье купца 3-ей гильдии (слайд 5). Отец и дед его были крепостными крестьянами, которые ценой напряжённого труда скопили деньги и выкупились из крепостной неволи.

Отец Чехова, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завёл собственное торговое дело. Из крепостных мужиков происходило и семейство матери писателя.

В семье Чеховых было семеро детей (слайд 6).

Чтец 1: Молодые Чеховы считали, что талантом они обязаны отцу, а душой – матери. Семья их была обычной патриархальной семьёй, каких много было в провинции. Но семьёй, которая стремилась к просвещению и осознавала значение духовной культуры.

Чтец 2: Всех детей Павел Егорович определил в гимназию. Дома учителя учили их языкам и музыке. Сам Павел Егорович был личностью незаурядной и талантливой: он увлекался пением, рисовал, играл на скрипке.

Чтец 1: Вместе с тем отец Чехова придерживался домостроевской системы воспитания. Он был строг и даже суров. Заставлял по ночам старших сыновей петь в церковном хоре; им приходилось помногу часов стоять за прилавком торгового заведения отца. От вспыльчивого, крутого характера отца страдали и жена, и дети. Довольно частыми были физические наказания детей.

Чтец 2: В 1876 году Павел Егорович вынужден был признать себя банкротом и бежать от кредиторов в Москву. Вскоре туда переехала вся семья.

16-летний Антон остался в Таганроге один. Ему нужно было закончить гимназию. Чтобы добыть средства для жизни, он занимался репетиторством – давал уроки купеческим сынкам. От матери из Москвы шли тревожные письма с просьбой о поддержке. Как мог, он помогал семье.

Чтец 1: И так до конца дней своих он будет главной опорой и материальной и духовной поддержкой многочисленной семьи Чеховых. Хотя по возрасту он был средним из детей.

Чтец 2: Родители не одарили своих детей капиталом, но они наделили их подлинным богатством – талантом. Старший брат Александр стал профессиональным литератором, он поражал всех энциклопедической образованностью. Брат Николай был ярко одарённым художником (слайд 7). Но из-за своей бесхарактерности они не развили свои таланты. Отлично рисовала Мария Павловна. Михаил Павлович тоже рисовал, писал стихи, очерки, рассказы.

Чтец 1: Одарёнными были и племянники Антона Павловича: один – художник, другой – Михаил Чехов – актёр с мировым именем.

Чтец 2: (слайд 8) “Отец и мать,– говорил Чехов,– единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всех похвал”.

Чтец 1: И это притом, что отец был крайне деспотичен. “Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать”.

Страница 3. “Антоша Чехонте”: начало творческого пути (слайд 9)

Чтец 3: Писать Чехов начал ещё в Таганроге. А в 1880 году в журнале “Стрекоза” появляются первые публикации его юмористических рассказов (слайд 10). Затем – сотрудничество в многочисленных юмористических изданиях.

Чтец 4: (слайд 11) Чехов публикует свои юморески под самыми разными, смешными псевдонимами: Балдастов, Человек без селезёнки, Антонсон, Антоша Чехонте, Акакий Крапива, Врач без пациентов и др.

Чтец 3: В ранних рассказах Чехова смех весел и заразителен, не “смех сквозь слёзы”, что было традицией русской литературы, а смех до слёз.

Инсценировка рассказа “Радость” (слайд 12).

Чтец 4: (слайд 13) “Унтер Пришибеев”, “Хамелеон”, “Смерть чиновника”, “ Мелюзга” и другие рассказы, где герои – мелкие чиновники Подзатылкины, Козявкины, Червяковы. Чехов показывает, как в эпоху безвременья мельчает и дробится человек.

Чтец 3: К середине 80-х годов в творчестве Чехова намечается некоторый перелом. Весёлый и жизнерадостный смех всё чаще уступает дорогу серьёзным, драматическим интонациям.

Сжатый пересказ с зачитыванием фрагментов рассказа “Тоска” (слайд 14)

Чтец 4: Беспрерывная напряжённая работа над искусством слова, изучение жизни и людей, изображение их в художественных образах, расширение тем и углубление мыслей – это творческая история писателя Чехова.

Страница 4. “Надо себя дрессировать”: труд самовоспитания (слайд 15)

Чтец 1: Но была ещё и постоянная работа над собой, тот неустанный труд самовоспитания, которому Чехов предавался всю жизнь.

Чтец 2: В наследство от отца он получил не только талант, но и пороки воспитания, типичные для купеческой среды: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными.

Чтец 1: (слайд 16) “Напишите-ка рассказ о том,– говорил он одному из писателей, – как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников – напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая”.

Чтец 2: Стремление к свободе и связанная с ним энергия самовоспитания являлись отличительными качествами чеховского характера. “Надо себя дрессировать...”

В письме к жене, Ольге Книппер, с удовольствием отмечал результаты работы над собой: “Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает”.

Чтец 1: Он воспитал себя, сделал из себя другого человека. Воспитание – великое дело. И могучая власть чеховской педагогики коснулась его безалаберных братьев и даже отца. Отец переменился. Сын перевоспитал отца. Своей любовью.

Чтец 2: В письме к 30-летнему брату Николаю 26-летний Антон объясняет, что такое воспитание (слайд 17). “...Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:

  1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...
  2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, что не увидишь простым глазом...
  3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
  4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего.
  5. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии.
  6. Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие...”

Чтец 1: (слайд 18) Интеллигентнейший человек России. Он сам прошёл свой путь.

Страница 5. “Надо дело делать”: потребность делать добро (слайд 19)

Чтец 3: Биография Чехова – это прежде всего гигантский труд. Он всю жизнь делал дело. Если взглянуть на написанное Чеховым за недолгую его жизнь – а это 20 томов, непременно поразишься и безграничности его таланта, и невероятной его работоспособности.

Чтец 4: Но было ещё одно дело, которое он считал, наряду с литературой, главным в своей жизни. На входной двери двухэтажного дома на Садовом кольце в Москве, где несколько лет жил Антон Павлович Чехов со своими родными (сейчас там музей), висит металлическая табличка “Доктор Чехов” (слайд 20). А в одном из писем он так описывает свою жизнь: “Пишу и лечу”.

Чтец 3: Да, Чехов – доктор. По окончании гимназии в 1879 году он был зачислен на медицинский факультет Московского университета. Через 5 лет успешно выдержал выпускные государственные экзамены. И с тех пор и до последних лет, где бы он ни жил, он занимался врачебной практикой. Ночные вызовы, больные бабы, мужики, дети, грязь, бездорожье, отсутствие медикаментов, холерная эпидемия – это его судьба. Бедных людей принимал и лечил бесплатно (слайд 21).

Чтец 4: Из письма брату: “Утро. Приёмка больных. Сейчас принял №686. Холодно. Сыро. Нет денег”. А когда появились деньги – гонорары за изданные книги – он на свои средства построил больницу и школу в селе Мелихово (слайд 22), библиотеку в Таганроге и на Сахалине, санаторий в Ялте.

Чтец 3: На исходе 80-х годов Чехов испытал неудовлетворённость собственными “малыми (как он сам их называл) делами” – медицинской практикой в провинции, строительством школ и библиотек.

Чтец 4: (слайд 23) И в 30 лет он, преуспевающий писатель, благополучный врач, неожиданно для всех через всю Россию (Казань, Пермь, Красноярск, где он пробыл несколько дней) едет к Тихому океану, на остров Сахалин.

“Боже мой, как богата Россия хорошими людьми” – вот итог этого длинного пути. И ещё: “На этом берегу Красноярск, самый лучший и красивейший из всех сибирских городов... Я стоял и думал: какая полная, умная и смелая жизнь осветит со временем эти берега”

Чтец 3: На Сахалине пробыл 3 месяца и 2 дня (слайд 24). Вставал ежедневно в 5 утра, обошёл и объездил все поселения, разговаривал с каждым поселенцем (а это десять тысяч человек!), сделал перепись всего населения Сахалина. Видел всё и вынес горчайшие впечатления: “ Вопиющая бедность! Бедность, невежество и ничтожество, могущие довести до отчаяния”. Вернулся и написал свой труд – книгу очерков “Остров Сахалин”. Беседует с чиновниками, общественными деятелями, посылает на остров книги и учебники. Делает реальные дела.

Чтец 4: Писатель вскрыл такие злоупотребления тюремной и каторжной администрации, которые обеспокоили само правительство. Была назначена специальная комиссия для расследования положения на Сахалине.

Его поступок можно назвать гражданским подвигом. Но Чехов не любил громких слов.

Чтец 3: (слайд 25) К нему ежедневно, постоянно обращались за помощью – учителя, врачи, начинающие литераторы, актёры... И он всегда принимал, выслушивал, хоть чем-нибудь помогал. Не разглагольствуя о благотворительности, о долге перед народом, о народных страданиях... “Надо дело делать...”

Чтец 4: Он много работал на земле. Уже известным писателем приобрёл небольшую усадьбу в селе Мелихово Московской губернии (слайд 26, 27). Вырубленные вокруг Мелихово участки засеял елями, клёнами, дубами, соснами, вязами. А ещё разбил вишнёвый сад – сотни саженцев посадил своими руками. Говорил, что каждый человек должен посадить в жизни хотя бы одно дерево. За скольких же из нас поработал Чехов!

Чтец 3: (слайд 28) В последние годы жизни из-за болезни (чахотка) поселился в Ялте (нужен был морской воздух). Купил каменистый безводный участок и вскоре своими руками превратил его в образец садового искусства. И сегодня в чеховский сад круглогодичного цветения едут не только почитатели его писательского таланта, но и учёные-садоводы.

Чтец 4: Он умер в 44 года. Ещё в 24 обнаружил первые признаки смертельной (как врач, он это прекрасно понимал) “скверной и подлой” болезни. Понимал, что жизни ему отпущено немного. И он как будто боялся не успеть, торопился сделать как можно больше добра.

Страница 6. Эпилог (слайд 29)

Учитель: Когда мы готовили наш урок, неожиданно столкнулись с “чеховской” проблемой финала. Чехов признавался: “Не даются подлые концы, чёрт бы их побрал!”

(слайд 30) Может быть, вспомним чеховские слова: “Веровать в бога нетрудно, нет, вы в человека уверуйте”. Уверуйте в Чехова, перечитайте его рассказы, повести, пьесы, его письма. А он поможет вам обрести веру в Человека (слайд 31). “Пройдёт время, мы уйдём навеки, но страдания наши перейдут в радость для тех, кто будет жить после нас, счастье и мир настанут на земле...”

Презентация