Цели урока:
образовательные:
- продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова; обозначить главную тему некрасовской поэзии; учить видеть в стихах поэта авторское отношение к проблеме;
развивающие:
- познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова “Размышления у парадного подъезда”; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста; постараться обеспечить сильное эмоциональное впечатление; работать над расширением словарного запаса учащихся;
воспитательные:
- на примере размышлений автора о народе, его угнетённом положении воспитывать нравственные человеческие качества: гуманизм, сострадание, милосердие, доброту;
здоровьесберегающие:
- следить за правильной посадкой;
- соблюдать режим охраны зрения;
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Тип урока:
- интегрированный (русский язык, литература, искусство),с применением компьютерных технологий;
- урок новых знаний.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- презентация;
- рабочие листы с заданием для одной пары (парты);
- оценочные листы;
- толковые словари;
- листы:
Приложение 1 (художественные средства выразительности).
Приложение 2 (устаревшие слова).
Подготовка к уроку.
За две недели до урока учащиеся получают коллективные, групповые и индивидуальные задания.
1. Коллективные задания.
- Самостоятельно познакомиться, используя различные источники, с биографией Н.А. Некрасова (детство, юность, отношения с простыми людьми).
- Прочитать стихотворение “Размышления у парадного подъезда”, разделить его на части.
- Объяснить значение слов: лепта, прожектёр, пилигрим, щелкопёр, идиллия, убогий.
2. Групповые задания.
- Проект “Н.А. Некрасов в памяти народа” (интервью с жителями села - видеозапись).
3. Индивидуальные задания.
- “История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда”” (рассказ от имени гражданской жены поэта А.Я. Панаевой).
- Отрывок наизусть 2-й части (читает ученик, в это время 3, 4 ученика показывают инсценировку этой части, используя слайды.
Ход урока
1. Оргмомент
- Добрый день! Мы продолжаем знакомство с творчеством и личностью великого русского писателя Н.А.Некрасова. (Раздать листы оценки и самооценки).
1 слайд
2. Целеполагание.
- Ребята, я предлагаю Вам сегодня перенестись в Россию 19 века, попытаться окунуться в атмосферу того времени. Наш урок хотелось бы начать стихотворением Ф.И.Тютчева.
(Звучит песня “Эти бедные селенья” в исполнении Д.Бозголёва, слайды с изображением картин русской природы, скудной крестьянской жизни.)
2-6 слайды
Эти бедные селенья
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.
- Каким настроением наполнено это стихотворение? (Грустным)
- О чём оно? (О сочувствии народу русскому)
- Кто ещё из писателей и поэтов писал о судьбах русского народа, выражая к нему своё сочувствие, сострадание? (Лермонтов, Некрасов, Достоевский)
7 слайд. (Достоевский о Некрасове)
- Над могилой Некрасова Ф.М. Достоевский сказал, что его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Из ранее изученного стихотворения “На Волге” мы знаем, что уже с детства в сердце поэта укрепилась боль за страдания своего народа. (Поэт учит отзываться на чужую боль, на страдания других людей, учит чуткостии, состраданию. В наше непростое, тревожное время эти нравственные качества так необходимы.)
Учитель: Давайте посмотрим видеопроект, который подготовила группа девочек, а всему классу задание: определить тему нашего урока.
8 слайд
Проект “Н.А.Некрасов в памяти народа” (интервью с жителями села)
Дети: Мы считаем, что Н.А.Некрасов - народный поэт, его помнят и уважают до сих пор.
Дети: Мы были очень удивлены, когда брали интервью у наших односельчан, потому что все его помнят и чтят.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?
9 слайд
Судьба народа в стихотворении
Некрасова
“Размышление у парадного подъезда”
- Запишите число и тему урока.
Учитель: А каковы цели нашего урока?
- Запишите в тетрадь самостоятельно.
10 слайд. (Цели урока)
Учитель: Проверьте по слайду, всё ли вы написали.
- Цели нашего урока таковы: мы должны не только продолжить знакомство с творчеством Некрасова, но и научиться видеть в стихах авторское отношение к проблеме, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, поработать над расширением своего словарного запаса, на примере стих.Н.А.Некрасова “Размышления у парадного подъезда” воспитывать доброжелательное отношение к людям вообще и к обездоленным в частности.
3. Изучение нового материала
а) История создания стихотворения
Учитель: Далеко не всегда мы знаем как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. Благодаря воспоминаниям жены Некрасова, Авдотьи Яковлевны Панаевой, у нас есть возможность узнать, что послужило поводом к написанию стихотворения? Какие чувства и мысли вызвала у Некрасова увиденная из окна сцена?
11 слайд. (Н.А. Некрасов и его жена)
Индивидуальное сообщение:
“История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (рассказ от первого лица) ученица 7 класса в платке на плечах рассказывает историю создания стихотворения).
- Это было в 1858 г. Я встала рано, подошла к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ М.Н. Муравьев. Была глубокая осень. Утро было холодное, дождливое. Крестьяне, по всей вероятности, желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку пришли к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их. Они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Некрасов в это время находился в хандре, ничего не ел, никого не принимал. Я ему рассказала о том, что увидела. Он подошел к окну, когда дворники и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов нервно сжал губы. Через два часа он прочел мне стихотворение “У парадного подъезда”
Учитель: А в 1860 году за границей в газете “Колокол” оно впервые было напечатано, но под названием “У парадного крыльца”.
12 слайд. (Герцен, его выражение)
Герцен писал: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.
Учитель: Какого же рода оказалось это стихотворение? Ответим на этот вопрос в конце урока. (Рабочий лист №4)
Коллективная работа
Учитель: Почему же Некрасов изменил заголовок?
- Давайте сопоставим слова: крыльцо–подъезд, подберем к ним прилагательные и глаголы.
Уч-ся работают в тетрадях по рядам.
13 слайд
1 ряд - КРЫЛЬЦО: деревянное, старое, новое, красное, ветхое, к нему подходили.
2 ряд - ПОДЪЕЗД: большой, новый, широкий парадный; к нему подъезжали.
Вывод. Слово крыльцо характерно для разговорного стиля, домашней обстановки, а не для создания стихотворения. Автору понадобилась высокая лексика, поэтому он взял слово подъезд.
Учитель: Подберите синоним к слову размышление? (Раздумья)
Стихотворение представляет собой раздумья, размышления поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей России.
- Какова тема стихотворения (Тема народа).
д) Работа с текстом. Учебник стр. 245 (учебник под ред. В.Я.Коровиной).
14 слайд
Учитель: Сколько частей вы выделили в этом стихотворении? (Домашнее задание)
- Зачитайте. (Дети зачитывают, потом на слайде появляются части)
(На четыре:
1 ч. - подъезд в обычные и торжественные дни;
2 ч. - крестьяне у подъезда;
3 ч. - “владелец роскошных палат”;
4 ч. - страдания русского народа.
Работа над 1 частью
Учитель: Давайте прослушаем ещё раз первую часть стихотворения в исполнении профессионального чтеца.
15 слайд. (Прослушивание видеозаписи)
Учитель: Начинается всё приподнято, торжественно. Этого ли настроения полна 1-я часть? Докажите. (Нет, всё меняется уже со второй строчки, появляются слова, которые оказываются полной противоположностью названия (сниженная лексика):холопский недуг, с испугом целый город подъезжает).
Учитель: В праздничные дни в передних домов вельмож выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, не допускавшиеся лично. Такая запись заменяла поздравления и свидетельствовала о почтительности расписавшихся. Некрасов не просто отмечает этот обычай. Это тоже парад: парад холопства, потому и подъезжает целый город.
Учитель: Как называется такой приём? (Замена одного слова другим на основании сходства предметов, понятий?)
Рабочий лист №1 (стр 320. Ожегов “Словарь русского языка”) (Метонимия).
(Щелчок по слайду - определение метонимии)
16 слайд. Слайд между роскошью и нищетой
- В какие дни показан подъезд? Зачитайте. (В торжественные и обычные дни)
- Какой приём при этом описании использует Некрасов? Для чего? (Антитеза - противопоставление образов, картин, слов, понятий, контраст: сравнивает, кого и как принимают в этом доме).
Учитель: Встретилось слово – прожектёры. (Человек, который склонен увлекаться с несбыточными мечтами)
Учитель: Кто знает его определение? (Зачитать)
Работа со словарём. (Приложение 2)
Работа над 2 частью
- Чтение 2-й части (подготовленный ученик).
- Инсценировка 2 части (в русских рубахах).
17 слайд (церковь)
18 слайд (швейцар)
19 слайд (учитель зачитывает вопросы со слайда)
- Объясните слова “пилигрим”. (Странник, паломник, путешественник, скиталец. Приложение 2)
Лепта – посильный, малый вклад, труд в пользу кого-то.
- Какую лексику использовал Некрасов? (“Армячишко худой”, “долгонько”, “В домишке” - слова с уменьшительно-оценочными суффиксами)
Выборочное чтение.
- Что почувствовали, прослушав эти строки? (Жалость, сострадание, сочувствие)
- Какие именно детали, слова, повеление крестьян вызвали у вас эти чувства? (Отказ их принять. В мужиках предстаёт вся деревенская Русь, от лица которой они явились, Мужиков несколько, но они сливаются в образ одного человека
- Прочитайте последние строки этой части. Случайна ли фраза: “С непокрытыми шли головами…”? О чём она свидетельствует? (Она свидетельствует об их рабской почтительности, покорности вельможе, готовности к унижению).
20 слайд (зарядка для глаз)
Работа с 3 частью
21 слайд
Чтение 3 части. (Видеозапись)
22 слайд. (Владелец роскошных палат)
- Как возникает образ вельможи? Когда мы впервые с ним знакомимся? (Ещё во второй части в точно найденном словечке - “наш”, которое произносит швейцар)
- Наш - сам хозяин. Хозяин чего? Кто он?
- Какой художественный прием использует автор, когда говорит о смерти вельможи? (...закатятся преклонные дни... – метафора)
- Для чего пришли к нему крестьяне? (За помощью)
- Почему не помог им этот вельможа? Процитируйте (Счастливые глухи к добру)
- Отчего автор не даёт герою умереть на Родине? (Потому что чиновник от неё далёк)
- С помощью каких средств выразительности автор выражает свои чувства? (Сарказм, ирония, насмешка, метафора)
Учитель: Гнев, негодование Некрасова растёт в каждой строчке. Автор издевается и смеется над ним...
И сойдешь ты в могилу... герой.... Автор долго не может подобрать нужного слова, и вот появляется ГЕРОЙ, но не в прямом смысле). Слышится сарказм (щелчок по слайду, чтение определения)
Домашнее задание.
А с какими словами вы, ребята обратились бы к владельцу роскошных палат? (1-я группа: сочинение-обращение к вельможе)
Работа с 4 частью
Учитель: С чего начинается 4-я часть? (С обращения “Родная земля!)
- Отрывок со слов “Назови мне такую обитель” стал одной из любимых песен революционной, демократической, студенческой молодёжи. Давайте послушаем. (Звучит песня)
23 слайд. (Чтение учителем или песня студенческая и видео)
- Какой мы видим жизнь русского народа?
- Какое слово очень часто повторяется? Что это за художественный приём? Почему им воспользовался автор? (С целью усилить эмоциональное впечатление от прочитанного)
24 слайд (пример анафоры и определение)
(Стонет. Анафора.)
Учитель: Так есть ли место в России, по мнению Некрасова, где бы русский мужик не стонал? Какой строчкой автор отвечает на этот вопрос? (“Где народ, там и стон”)
- Какие художественные приёмы использует автор, чтобы показать картину народного горя? (Повтор, анафора, сравнение)
- Какое настроение преобладает в этой части? (Жалость)
- А усиливается оно к концу стихотворения. Не “пойди” и не “выйди”. А призывное “Выдь на Волгу. Чей стон раздаётся...” достигает эффекта музыкального взрыва. (Можно зачитать эти строки)
- Этот стон удивительно передаёт художник Репин на картине “Бурлаки на Волге”.
25 слайд. (Звучит песня “Дубинушка”)
Рабочий лист №2
(Какие художественные приёмы использовал автор в этих строках?)
“Волга! Волга! Весной многоводной Риторическое
обращение
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля Сравнение
Учитель: О бедности простого русского народа, о тяжёлой доле, о беспросветной его жизни писали картины замечательные наши художники, картины которых вы видели сегодня.
26 слайд. (Художники: И.Е.Репин, В.Г.Перов, Д. Шмаринов, А.Г.Венецианов, К.Е.Маковский, В.М.Максимов, Н.А.Ярошенко и др.)
- Прочитаем последние строки стихотворения?
Рабочий лист №3
Чем заканчивается стихотворение? (Автор пытается разбудить в людях их человеческое достоинство, уважение к себе, гордость).
- В конце слышно и горестное неверие Некрасова в людское пробуждение, горечь поэта, боль и возмущение терпением народа и его рабской покорностью.
27 слайд
3. Домашнее задание.
(По выбору)
Написать мини-сочинение на тему “Где народ, там и стон…”.
Выучить отрывок наизусть.
Подведение итогов урока
28 слайд (ответ на вопрос)
Рабочий лист №4
- Давайте вернёмся к вопросу, на который мы не ответили в начале урока. Какого же рода оказалось это стихотворение? Почему его напечатали сразу? (Творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова было посвящено народу).
- Пройдут годы. Для Некрасова они будут годами углубленного исследования народной жизни, её социальных возможностей, её нравственного и эстетического потенциала. Поэт создаст народные поэмы “Коробейники” и “Мороз, Красный нос”, начнет работу над эпопеей “Кому на Руси жить хорошо”. Когда это произойдет, тяжкие размышления сменятся утверждением:
Вынесет все и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе...
Вопрос – навеки ли духовно почил народ? – будет для Некрасова окончательно и навсегда разрешен.))))
29 слайд
Рефлексия.
- Меня удивило…
- Произвело впечатление…
- Мне понравилось…
- Меня восхищает…
- Я любуюсь…
- Мне пришлось по душе…
- Мне запомнилось…
- Я считаю, что
Самооценивание
- На листках самооценки поставьте себе и своему товарищу по парте оценки.
Учитель: Ребята, вы очень хорошо работали на уроке. Мне было приятно с вами работать. (Поставьте на листочках себе оценку за урок)
30 слайд. Спасибо за урок!