Урок литературы «Судьба народа в стихотворении Н.А. Некрасова "Размышления у парадного подъезда"». 7-й класс

Разделы: Литература

Класс: 7


Цели урока:

образовательные:

- продолжить знакомство с творчеством Н.А.Некрасова; обозначить главную тему некрасовской поэзии; учить видеть в стихах поэта авторское отношение к проблеме;

развивающие:

- познакомить со стихотворением Н.А.Некрасова “Размышления у парадного подъезда”; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, навыки анализа поэтического текста; постараться обеспечить сильное эмоциональное впечатление; работать над расширением словарного запаса учащихся;

воспитательные:

- на примере размышлений автора о народе, его угнетённом положении воспитывать нравственные человеческие качества: гуманизм, сострадание, милосердие, доброту;

здоровьесберегающие:

- следить за правильной посадкой;

- соблюдать режим охраны зрения;

- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Тип урока:

- интегрированный (русский язык, литература, искусство),с применением компьютерных технологий;

- урок новых знаний.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- презентация;

- рабочие листы с заданием для одной пары (парты);

- оценочные листы;

- толковые словари;

- листы:

Приложение 1 (художественные средства выразительности).

Приложение 2 (устаревшие слова).

Подготовка к уроку.

За две недели до урока учащиеся получают коллективные, групповые и индивидуальные задания.

1. Коллективные задания.

  • Самостоятельно познакомиться, используя различные источники, с биографией Н.А. Некрасова (детство, юность, отношения с простыми людьми).
  • Прочитать стихотворение “Размышления у парадного подъезда”, разделить его на части.
  • Объяснить значение слов: лепта, прожектёр, пилигрим, щелкопёр, идиллия, убогий.

2. Групповые задания.

  • Проект “Н.А. Некрасов в памяти народа” (интервью с жителями села - видеозапись).

3. Индивидуальные задания.

  • “История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда”” (рассказ от имени гражданской жены поэта А.Я. Панаевой).
  • Отрывок наизусть 2-й части (читает ученик, в это время 3, 4 ученика показывают инсценировку этой части, используя слайды.

Ход урока

1. Оргмомент

- Добрый день! Мы продолжаем знакомство с творчеством и личностью великого русского писателя Н.А.Некрасова. (Раздать листы оценки и самооценки).

1 слайд

2. Целеполагание.

- Ребята, я предлагаю Вам сегодня перенестись в Россию 19 века, попытаться окунуться в атмосферу того времени. Наш урок хотелось бы начать стихотворением Ф.И.Тютчева.

(Звучит песня “Эти бедные селенья” в исполнении Д.Бозголёва, слайды с изображением картин русской природы, скудной крестьянской жизни.)

2-6 слайды

Эти бедные селенья
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

- Каким настроением наполнено это стихотворение? (Грустным)

- О чём оно? (О сочувствии народу русскому)

- Кто ещё из писателей и поэтов писал о судьбах русского народа, выражая к нему своё сочувствие, сострадание? (Лермонтов, Некрасов, Достоевский)

7 слайд. (Достоевский о Некрасове)

- Над могилой Некрасова Ф.М. Достоевский сказал, что его сердце было ранено в самом начале жизни, рана эта никогда не заживала и была всю жизнь источником его страстной и страдальческой поэзии. Из ранее изученного стихотворения “На Волге” мы знаем, что уже с детства в сердце поэта укрепилась боль за страдания своего народа. (Поэт учит отзываться на чужую боль, на страдания других людей, учит чуткостии, состраданию. В наше непростое, тревожное время эти нравственные качества так необходимы.)

Учитель: Давайте посмотрим видеопроект, который подготовила группа девочек, а всему классу задание: определить тему нашего урока.

8 слайд

Проект “Н.А.Некрасов в памяти народа” (интервью с жителями села)

Дети: Мы считаем, что Н.А.Некрасов - народный поэт, его помнят и уважают до сих пор.

Дети: Мы были очень удивлены, когда брали интервью у наших односельчан, потому что все его помнят и чтят.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какая тема нашего урока?

9 слайд

Судьба народа в стихотворении Некрасова
“Размышление у парадного подъезда”

- Запишите число и тему урока.

Учитель: А каковы цели нашего урока?

- Запишите в тетрадь самостоятельно.

10 слайд. (Цели урока)

Учитель: Проверьте по слайду, всё ли вы написали.

- Цели нашего урока таковы: мы должны не только продолжить знакомство с творчеством Некрасова, но и научиться видеть в стихах авторское отношение к проблеме, совершенствовать навыки анализа поэтического текста, поработать над расширением своего словарного запаса, на примере стих.Н.А.Некрасова “Размышления у парадного подъезда” воспитывать доброжелательное отношение к людям вообще и к обездоленным в частности.

3. Изучение нового материала

а) История создания стихотворения

Учитель: Далеко не всегда мы знаем как создавалось то или иное произведение, как возник творческий замысел. Благодаря воспоминаниям жены Некрасова, Авдотьи Яковлевны Панаевой, у нас есть возможность узнать, что послужило поводом к написанию стихотворения? Какие чувства и мысли вызвала у Некрасова увиденная из окна сцена?

11 слайд. (Н.А. Некрасов и его жена)

Индивидуальное сообщение:

“История создания стихотворения “Размышления у парадного подъезда” (рассказ от первого лица) ученица 7 класса в платке на плечах рассказывает историю создания стихотворения).

- Это было в 1858 г. Я встала рано, подошла к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ М.Н. Муравьев. Была глубокая осень. Утро было холодное, дождливое. Крестьяне, по всей вероятности, желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку пришли к дому. Швейцар, выметая улицу, прогнал их. Они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде. Некрасов в это время находился в хандре, ничего не ел, никого не принимал. Я ему рассказала о том, что увидела. Он подошел к окну, когда дворники и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов нервно сжал губы. Через два часа он прочел мне стихотворение “У парадного подъезда”

Учитель: А в 1860 году за границей в газете “Колокол” оно впервые было напечатано, но под названием “У парадного крыльца”.

12 слайд. (Герцен, его выражение)

Герцен писал: “Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить”.

Учитель: Какого же рода оказалось это стихотворение? Ответим на этот вопрос в конце урока. (Рабочий лист №4)

Коллективная работа

Учитель: Почему же Некрасов изменил заголовок?

- Давайте сопоставим слова: крыльцо–подъезд, подберем к ним прилагательные и глаголы.

Уч-ся работают в тетрадях по рядам.

13 слайд

1 ряд - КРЫЛЬЦО: деревянное, старое, новое, красное, ветхое, к нему подходили.

2 ряд - ПОДЪЕЗД: большой, новый, широкий парадный; к нему подъезжали.

Вывод. Слово крыльцо характерно для разговорного стиля, домашней обстановки, а не для создания стихотворения. Автору понадобилась высокая лексика, поэтому он взял слово подъезд.

Учитель: Подберите синоним к слову размышление? (Раздумья)

Стихотворение представляет собой раздумья, размышления поэта о русском мужике, о его страданиях и обо всей России.

- Какова тема стихотворения (Тема народа).

д) Работа с текстом. Учебник стр. 245 (учебник под ред. В.Я.Коровиной).

14 слайд

Учитель: Сколько частей вы выделили в этом стихотворении? (Домашнее задание)

- Зачитайте. (Дети зачитывают, потом на слайде появляются части)

(На четыре:

1 ч. - подъезд в обычные и торжественные дни;

2 ч. - крестьяне у подъезда;

3 ч. - “владелец роскошных палат”;

4 ч. - страдания русского народа.

Работа над 1 частью

Учитель: Давайте прослушаем ещё раз первую часть стихотворения в исполнении профессионального чтеца.

15 слайд. (Прослушивание видеозаписи)

Учитель: Начинается всё приподнято, торжественно. Этого ли настроения полна 1-я часть? Докажите. (Нет, всё меняется уже со второй строчки, появляются слова, которые оказываются полной противоположностью названия (сниженная лексика):холопский недуг, с испугом целый город подъезжает).

Учитель: В праздничные дни в передних домов вельмож выставлялись особые книги, в которых расписывались посетители, не допускавшиеся лично. Такая запись заменяла поздравления и свидетельствовала о почтительности расписавшихся. Некрасов не просто отмечает этот обычай. Это тоже парад: парад холопства, потому и подъезжает целый город.

Учитель: Как называется такой приём? (Замена одного слова другим на основании сходства предметов, понятий?)

Рабочий лист №1 (стр 320. Ожегов “Словарь русского языка”) (Метонимия).

(Щелчок по слайду - определение метонимии)

16 слайд. Слайд между роскошью и нищетой

- В какие дни показан подъезд? Зачитайте. (В торжественные и обычные дни)

- Какой приём при этом описании использует Некрасов? Для чего? (Антитеза - противопоставление образов, картин, слов, понятий, контраст: сравнивает, кого и как принимают в этом доме).

Учитель: Встретилось слово – прожектёры. (Человек, который склонен увлекаться с несбыточными мечтами)

Учитель: Кто знает его определение? (Зачитать)

Работа со словарём. (Приложение 2)

Работа над 2 частью

  1. Чтение 2-й части (подготовленный ученик).
  2. Инсценировка 2 части (в русских рубахах).

17 слайд (церковь)

18 слайд (швейцар)

19 слайд (учитель зачитывает вопросы со слайда)

- Объясните слова “пилигрим”. (Странник, паломник, путешественник, скиталец. Приложение 2)

Лепта – посильный, малый вклад, труд в пользу кого-то.

- Какую лексику использовал Некрасов? (“Армячишко худой”, “долгонько”, “В домишке” - слова с уменьшительно-оценочными суффиксами)

Выборочное чтение.

- Что почувствовали, прослушав эти строки? (Жалость, сострадание, сочувствие)

- Какие именно детали, слова, повеление крестьян вызвали у вас эти чувства? (Отказ их принять. В мужиках предстаёт вся деревенская Русь, от лица которой они явились, Мужиков несколько, но они сливаются в образ одного человека

- Прочитайте последние строки этой части. Случайна ли фраза: “С непокрытыми шли головами…”? О чём она свидетельствует? (Она свидетельствует об их рабской почтительности, покорности вельможе, готовности к унижению).

20 слайд (зарядка для глаз)

Работа с 3 частью

21 слайд

Чтение 3 части. (Видеозапись)

22 слайд. (Владелец роскошных палат)

- Как возникает образ вельможи? Когда мы впервые с ним знакомимся? (Ещё во второй части в точно найденном словечке - “наш”, которое произносит швейцар)

- Наш - сам хозяин. Хозяин чего? Кто он?

- Какой художественный прием использует автор, когда говорит о смерти вельможи? (...закатятся преклонные дни... – метафора)

- Для чего пришли к нему крестьяне? (За помощью)

- Почему не помог им этот вельможа? Процитируйте (Счастливые глухи к добру)

- Отчего автор не даёт герою умереть на Родине? (Потому что чиновник от неё далёк)

- С помощью каких средств выразительности автор выражает свои чувства? (Сарказм, ирония, насмешка, метафора)

Учитель: Гнев, негодование Некрасова растёт в каждой строчке. Автор издевается и смеется над ним...

И сойдешь ты в могилу... герой.... Автор долго не может подобрать нужного слова, и вот появляется ГЕРОЙ, но не в прямом смысле). Слышится сарказм (щелчок по слайду, чтение определения)

Домашнее задание.

А с какими словами вы, ребята обратились бы к владельцу роскошных палат? (1-я группа: сочинение-обращение к вельможе)

Работа с 4 частью

Учитель: С чего начинается 4-я часть? (С обращения “Родная земля!)

- Отрывок со слов “Назови мне такую обитель” стал одной из любимых песен революционной, демократической, студенческой молодёжи. Давайте послушаем. (Звучит песня)

23 слайд. (Чтение учителем или песня студенческая и видео)

- Какой мы видим жизнь русского народа?

- Какое слово очень часто повторяется? Что это за художественный приём? Почему им воспользовался автор? (С целью усилить эмоциональное впечатление от прочитанного)

24 слайд (пример анафоры и определение)

(Стонет. Анафора.)

Учитель: Так есть ли место в России, по мнению Некрасова, где бы русский мужик не стонал? Какой строчкой автор отвечает на этот вопрос? (“Где народ, там и стон”)

- Какие художественные приёмы использует автор, чтобы показать картину народного горя? (Повтор, анафора, сравнение)

- Какое настроение преобладает в этой части? (Жалость)

- А усиливается оно к концу стихотворения. Не “пойди” и не “выйди”. А призывное “Выдь на Волгу. Чей стон раздаётся...” достигает эффекта музыкального взрыва. (Можно зачитать эти строки)

- Этот стон удивительно передаёт художник Репин на картине “Бурлаки на Волге”.

25 слайд. (Звучит песня “Дубинушка”)

Рабочий лист №2

(Какие художественные приёмы использовал автор в этих строках?)

“Волга! Волга! Весной многоводной Риторическое обращение
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля Сравнение

Учитель: О бедности простого русского народа, о тяжёлой доле, о беспросветной его жизни писали картины замечательные наши художники, картины которых вы видели сегодня.

26 слайд. (Художники: И.Е.Репин, В.Г.Перов, Д. Шмаринов, А.Г.Венецианов, К.Е.Маковский, В.М.Максимов, Н.А.Ярошенко и др.)

- Прочитаем последние строки стихотворения?

Рабочий лист №3

Чем заканчивается стихотворение? (Автор пытается разбудить в людях их человеческое достоинство, уважение к себе, гордость).

- В конце слышно и горестное неверие Некрасова в людское пробуждение, горечь поэта, боль и возмущение терпением народа и его рабской покорностью.

27 слайд

3. Домашнее задание.

(По выбору)

Написать мини-сочинение на тему “Где народ, там и стон…”.

Выучить отрывок наизусть.

Подведение итогов урока

28 слайд (ответ на вопрос)

Рабочий лист №4

- Давайте вернёмся к вопросу, на который мы не ответили в начале урока. Какого же рода оказалось это стихотворение? Почему его напечатали сразу? (Творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова было посвящено народу).

- Пройдут годы. Для Некрасова они будут годами углубленного исследования народной жизни, её социальных возможностей, её нравственного и эстетического потенциала. Поэт создаст народные поэмы “Коробейники” и “Мороз, Красный нос”, начнет работу над эпопеей “Кому на Руси жить хорошо”. Когда это произойдет, тяжкие размышления сменятся утверждением:

Вынесет все и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе...

Вопрос – навеки ли духовно почил народ? – будет для Некрасова окончательно и навсегда разрешен.))))

29 слайд

Рефлексия.

  • Меня удивило…
  • Произвело впечатление…
  • Мне понравилось…
  • Меня восхищает…
  • Я любуюсь…
  • Мне пришлось по душе…
  • Мне запомнилось…
  • Я считаю, что

Самооценивание

- На листках самооценки поставьте себе и своему товарищу по парте оценки.

Учитель: Ребята, вы очень хорошо работали на уроке. Мне было приятно с вами работать. (Поставьте на листочках себе оценку за урок)

30 слайд. Спасибо за урок!