Цели:
- Обучающая – продолжение знакомства с устным народным творчеством, формирование устойчивых знаний о истории русского фольклора.
- Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков понимания литературного процесса, особенностей русского фольклора.
- Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, обращение к истокам русской истории.
Тип урока: Урок формирования новых знаний.
Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и индивидуальная. Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.
Оборудование: ПК, мультимеийный проектор
Оформление доски: лубочные изображения, примеры народных костюмов
Ход урока
Сегодня мы с вами обратимся к самым истокам русской литературы, к устному народному творчеству, узнаем его жанры и начнем с вами с самого, пожалуй, известного вам:
1. Сказки.
Вспомните, какие сказки вы помните с детства, уже изучили в школе (Репка, Курочка Ряба и т.д.). Как вы думаете, чем различаются и чем похожи эти сказки.
(Совместное составление схемы)
- Разновидности сказок
- О животных (Лисичка со скалочкой)
- Авантюрные (Иван-Царевич и Серый волк)
- Социально-бытовая (Каша из топора)
- Волшебные
2. Былина.
Понять, в чем заключалась суть былины, и чем она отличается от сказки, нам поможет определение. Былины - это русские народные эпические песни. Они повествуют о подвигах богатырей, сражающихся с чудовищами или вражеским войском, проявляющих свою силу, удаль, храбрость, смекалку. Вы, наверное, удивились тому, что былина - это песня, а между тем, это действительно так. Настоящий сказитель былины берет в руки гусли и нараспев, не спеша, рассказывает о “событиях давно ушедших дней, преданьях старины глубокой”. Так называл былины Александр Сергеевич Пушкин.
Вспомните, какие былины вы уже знаете (Илья-Муромец) Прослушивание части аудиозаписи
Сказки и былины достаточно крупные жанры, теперь перейдем к более малым жанрам:
3. Загадки.
Все хорошо знают, что такое загадки, поэтому давайте попробуем каждый сочинить свою и записать ее в тетрадь ( Можно на определенную тему, например “Времена года”, “Посуда” и т.д.)
Записывают в тетрадь
4. Частушки.
Давайте посмотрим отрывок из одного мультфильма и подумаем какой жанр устного народного творчества здесь представлен (“Летучий корабль”)
Давайте вспомним, что такое частушка, записываем в тетрадь
Частушка – фольклорный жанр, короткая русская народная песня, юмористического содержания, исполняемая в быстром темпе.
Работа в группах.
1 группа:
Нужно собрать поговорки из двух частей
- За одного грамотного двух неграмотных дают.
- Знания - твои друзья.
- Знанье не водица - в рот само не станет литься.
- Книгу читаешь - на крыльях летаешь.
- Красна птица перьями, а человек ученьем.
- Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
- Учёный водит, а неучёный следом ходит.
- Ученье - свет, а неученье - тьма.
2 группа:
- Нужно сочинить частушки, посвященные школе, дружбе
3 группа:
- Придумать скороговорки (слова-помощники: плошка, картошка, платок, каток)
4 группа:
- Сочинить сказку, но в рамках одной разновидности (волшебная, о животных и т.д.)
Выступление групп.
Подведение итогов урока.
В те далекие времена люди не записывали свои истории, а передавали друг другу, до нас дошло конечно не все. Гораздо позже, спустя несколько веков, люди начали собирать и записывать. Теперь мы можем сказать, что созданные нашим народом жанры устного народного творчества раскрывают настоящую душу русского человека, его мудрость, философию и неугасаемую жизнерадостность.