Цели урока:
- совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения.
- развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое и ассоциативное мышление, устную и письменную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к русскому языку; бережное отношение к слову, добросовестность, самостоятельность, любознательность, умение видеть и слышать прекрасное в природе.
Задачи:
- обучающие: научиться видеть то, что находится за строкой;
- развивающие: чувствовать и понимать тему и идею произведения через образы, звуки, цвет;
- воспитывающие: пробудить сочувствие, сострадание к живым существам
Оборудование:
- компьютер, компьютерная презентация;
- проектор;
- книжная выставка;
- портрет писателя.
На что же бы тогда человеку и быть человеком,
если бы у него не было памяти о неповторимом мгновении.
М.Пришвин
Ход урока
Мотивация, выход на тему, целеполагание.
1. Слайд 1. Слово учителя. Есть в русской литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте - в детстве, в юности, будучи зрелым человеком. Одним из таких художников слова является Михаил Михайлович Пришвин.
2. Слайд 2. Сообщение подготовленного учащегося о биографии писателя.
3. Слово учителя. Представьте светлый день... По одной из бесчисленных полян раскидистого русского леса идет Пришвин. Вот он чутко прислушивается к тишине, идет по лесной опушке в своих простых яловых сапогах и синей куртке. За одним плечом - любимое ружье, за другим - фотоаппарат, рядом - верная собака. Натруженные руки держат блокнот. Сейчас он что-то запишет. Может быть, вот это:
“В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.
Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку в пространстве и времени.
Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет.
Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной”.
Дорогой к другу была вся жизнь Пришвина. Самому лучшему своему другу - читателю, в поисках которого прошли долгие годы мечтаний и надежд, сомнений и открытий. Много прекрасных мгновений запечатлено в слове на страницах его книг.
Среди них особое место занимает произведение “Школьная робинзонада”.
Слайд 3. Кто такой Робинзон?
Что за произведение “Робинзонада”?
Робинзонада — поджанр приключенческой литературы, который вслед за романом Д. Дефо “Робинзон Крузо” (1719) живоописует перипетии выживания одного или нескольких людей на необитаемом острове.
4. Формулировка темы и цели урока.
Слово учителя. Гипотеза: Почему же произведение называется “Школьная робинзонада”?
Цель: показать, как автор в “Школьной робинзонаде” открывает в людях прекрасные стороны души человека. Определить человеческие качества людей, которые помогли Пришвину выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку. Мы будем говорить о художественных особенностях книги и о главном герое, пытаясь понять главное: что такое Человек? Можно ли остаться человеком, будучи оторванным от общества себе подобных?
В соответствии с целью ставятся следующие задачи:
- Рассмотреть характерные черты Пришвина-писателя, выяснить, какова роль “Школьной робинзонады” в его творчестве.
- Показать особенности взаимодействия людей в произведении “Школьная робинзонада”
- Разобрать отрывки из “Школьной робинзонады”
Объектом исследования станет произведение М.М. Пришвина “Школьная робинзонада”
Предмет исследования - особенности взаимодействия людей.
С начала двадцатых годов и до самой смерти Пришвин вел дневник и соотносил с жизнью природы все подробности человеческого бытия, видя в них единое целое.
Обратимся к той части биографии писателя, которая связана со Смоленским краем, чтобы понять, какова была жизнь писателя.
5. Подготовленный доклад учащегося.
Слайд 4. В 1920 г. уехал на родину жены в Дорогобужский уезд Смоленской губернии, где в селе Алексино начал преподавать словесность в школе 2-й ступени (формально он был туда “командирован от Наркомпроса для изучения памятников искусств, старины и природы”}. 14 сентября 1920 г. принят в члены Дорогобужской уездной комиссии по делам музеев и охране памятников, ходатайствовавшей о назначении Пришвина заведующим (хранителем) создаваемым в Алексине музеем усадебного быта. С 5 марта 1921 г. Пришвин возглавлял указанный музей, оставив должность заведующего 29 ноября того же года “вследствие необходимости <...> переехать в другую часть уезда”. Впечатления от пребывания на Смоленщине получили отражение в повести “Мирская чаша” (1922 г.), рассказе “Школьная робинзонада” (1924 г.) и некоторых других литературных произведениях Пришвина.
6. Работа с текстом рассказа. Предполагается, что текст прочитан целиком до урока, в ходе урока читаются фрагменты.
Слово учителя. Слайд 5,6,7. “Алексино — громадная усадьба, из конца в конец, от школы до больницы идешь почти час, и всё почти берегом искусственного озера, окружённого сплошной кущей вековых деревьев. На озере есть островок, и там на деревьях живут аисты, а в домике на озере лебеди и павлины ходят по берегу... Барский особняк выходит одной стороной на озеро, другой в парк — большое трехэтажное здание с колоннами” . Он восхищён и огорчён одновременно. Волей судьбы они всей семьёй поселились в разорённой, холодной усадьбе. И теперь одной из его жизненно важных задач стало спасение этого культурного сокровища.(М.Пришвин)
Обратимся к тексту произведения:
“Бытие было непростым. Это была борьба с обстоятельствами за выживание, борьба за души детей, переживавших перелом эпох, борьба за спасение духовных и материальных ценностей”.
- Какое впечатление произвело на вас это произведение?
- Какие эпизоды более всего поразили, пробудили волнение и чувство сопереживания?
- На жизненном пути М.Пришвина подстерегали разные опасности. Например, какие?
Ответы учащихся.
Слово учителя. Слайд 8,9. “Да, я знаю, как доставались ему эти пуды ржи, отданные им за сапоги, и что значил этот подарок! Но мало того, передав мне сапоги, он еще сказал:
— Вы не думайте, что помрете с голоду, этого я не допущу, вы только учите, а душку вашу я подкормлю.
Это было только в самом начале моего шкрабства, и заслуг у меня еще не было; это был результат личных заслуг, конечно, Елены Сергеевны, это она сумела дать какой-то свой тон школе. Вот это что-то, вызванное из недр народа бескорыстной деятельностью курсистки, отличало нашу никому не ведомую и заброшенную школу.”
Слайд 10. “... добывали всей школой в лесу дрова, как приходилось на третий этаж таскать вязанки дров и отапливать музей усадебного быта, как ночью, бывало, и приворуешь дров в соседнем враждебном учреждении. А то, бывало, придет какая-нибудь бумага из города, и, намотав онучи получше, чтобы ноге в лапте было помягче, отмахнешь в день туда восемнадцать да назад столько же верст”.
Слайд 11 “...какие же страшные были осенние темные ноябрьские ночи на постели в холодном чужом алексинском дворце. Я ненавижу крыс, а они там были, скреблись, подбирались к самой кровати, наглели, потому что, умные, понимали, как трудно решиться высунуться на холод из-под одеяла. Это было не просто, как теперь — чиркнул спичкой или повернул кнопку. У меня был обломок напильника и большой кусок яшмы, найденный во дворце, трут я делал из древесных грибов”.
- Какие образы в этих отрывках передают душевное состояние автора?
Ответы учащихся.
Слайд 12. “Днем на свету я отлично научился высекать огонь, и едва ли кто мог в этом меня превзойти. Но в темноте сколько раз, бывало, попадешь по косточке сустава левого большого пальца, пока затлеется трут. А проклятые крысы этого стука то по косточке, то по яшме ничуть не боятся, скребутся, лезут и лезут. И холод пробирает, потому больше и не попадаешь по яшме. А когда высечешь, наконец, то скорей к столу, к тарелочке с углями и раздувать их, раздувать, пока угар явственно шибанет в голову”.
Слайд 13. “Так я жил, и вот однажды к нашему дому подъехал воз, его окружили женщины, и я скоро узнал, что это был первый “красный купец” с иголками, ситцами и всякой всячиной. Я бросился к нему и купил бензин и зажигалку — какое это было счастье, и рассказать невозможно, это было, как Робинзону первый показавшийся вдали дымок парохода. Скоро от друзей я получил письмо с просьбой прислать что-нибудь для журнала. Я написал для пробы маленький очерк и через месяц получил гонорар, из которого вышло чуть ли не пять пудов муки; у меня просто дух захватило от такого огромного вознаграждения! И надо бы так продолжать, писать и улучшать условия своего учительского труда.
Но разве можно летающую тварь, согретую весенним лучом, остановить? Прилив жизни поднял меня и унес с Робинзонова острова”.
Оптимистическая интонация рассказчика придаёт определённую жизнеутверждающую тональность всему произведению.
Можете ли вы назвать главное, на ваш взгляд, что помогло Михаилу Пришвину не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше?
Ответы учащихся.
7.Слайд14. Ответьте на вопросы:
- Почему Михаил Пришвин назвал это произведение “Школьная робинзонада”?
- Кем работал М.Пришвин в Алексине?
- Робинзонов остров – что это?
- Почему было трудно?
Слово учителя. На Смоленщине Михаил Пришвин ведёт дневник и скрупулезно заносить в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему Вы думаете он так поступает?
Ответы учащихся.
8. Составление синквейна к рассказу.
9.. Подведение итогов урока.
В “Школьной робинзонаде” писатель стремится найти “ключ к русской душе”. Это произведение наполнено его меткими наблюдениями, точными описаниями окружающего мира, и в то же время автор пишет о нравственных исканиях человека, о чувствах, наполняющих душу. Настоящая кладовая для людей произведения Пришвина, в которых проявилось искусство Пришвина-художника отражать мир через душу человека. Мы видим, как люди помогают друг другу.
Наша гипотеза подтвердилась. Какой вывод мы можем сделать?
Ответы учащихся. Вывод: действительно Пришвин в этом произведении открывает в людях прекрасные стороны души человека .В жизни много тайн. И самая большая тайна - собственная душа.
Слово учителя. Какие глубины таятся в душе! Откуда появляется таинственная тоска по недостижимому? Как ее утолить? Пришвин помогает нам открыть себя, свой внутренний мир и, конечно же, мир окружающий.
Возвращение к эпиграфу, осмысление.
10 .Творческое задание для домашней работы: написать лирическую миниатюру “Мгновения жизни”.
Использованные ресурсы.