Урок литературы «Смоленская робинзонада Михаила Пришвина». 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Цели урока:

  • совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения.
  • развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое и ассоциативное мышление, устную и письменную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключение;
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к русскому языку; бережное отношение к слову, добросовестность, самостоятельность, любознательность, умение видеть и слышать прекрасное в природе.

Задачи:

  • обучающие: научиться видеть то, что находится за строкой;
  • развивающие: чувствовать и понимать тему и идею произведения через образы, звуки, цвет;
  • воспитывающие: пробудить сочувствие, сострадание к живым существам

Оборудование:

  • компьютер, компьютерная презентация;
  • проектор;
  • книжная выставка;
  • портрет писателя.

На что же бы тогда человеку и быть человеком,
если бы у него не было памяти о неповторимом мгновении.
М.Пришвин

Ход урока

Мотивация, выход на тему, целеполагание.

Приложение 1.

1. Слайд 1. Слово учителя. Есть в русской литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте - в детстве, в юности, будучи зрелым человеком. Одним из таких художников слова является Михаил Михайлович Пришвин.

2. Слайд 2. Сообщение подготовленного учащегося о биографии писателя.

3. Слово учителя. Представьте светлый день... По одной из бесчисленных полян раскидистого русского леса идет Пришвин. Вот он чутко прислушивается к тишине, идет по лесной опушке в своих простых яловых сапогах и синей куртке. За одним плечом - любимое ружье, за другим - фотоаппарат, рядом - верная собака. Натруженные руки держат блокнот. Сейчас он что-то запишет. Может быть, вот это:

“В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

Тогда сила этого слова, как свет погасшей звезды, летит к человеку в пространстве и времени.

Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет.

Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во Вселенной”.

Дорогой к другу была вся жизнь Пришвина. Самому лучшему своему другу - читателю, в поисках которого прошли долгие годы мечтаний и надежд, сомнений и открытий. Много прекрасных мгновений запечатлено в слове на страницах его книг.

Среди них особое место занимает произведение “Школьная робинзонада”.

Слайд 3. Кто такой Робинзон?

Что за произведение “Робинзонада”?

Робинзонада — поджанр приключенческой литературы, который вслед за романом Д. Дефо “Робинзон Крузо” (1719) живоописует перипетии выживания одного или нескольких людей на необитаемом острове.

4. Формулировка темы и цели урока.

Слово учителя. Гипотеза: Почему же произведение называется “Школьная робинзонада”?

Цель: показать, как автор в “Школьной робинзонаде” открывает в людях прекрасные стороны души человека. Определить человеческие качества людей, которые помогли Пришвину выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку. Мы будем говорить о художественных особенностях книги и о главном герое, пытаясь понять главное: что такое Человек? Можно ли остаться человеком, будучи оторванным от общества себе подобных?

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

- Рассмотреть характерные черты Пришвина-писателя, выяснить, какова роль “Школьной робинзонады” в его творчестве.

- Показать особенности взаимодействия людей в произведении “Школьная робинзонада”

- Разобрать отрывки из “Школьной робинзонады”

Объектом исследования станет произведение М.М. Пришвина “Школьная робинзонада”

Предмет исследования - особенности взаимодействия людей.

С начала двадцатых годов и до самой смерти Пришвин вел дневник и соотносил с жизнью природы все подробности человеческого бытия, видя в них единое целое.

Обратимся к той части биографии писателя, которая связана со Смоленским краем, чтобы понять, какова была жизнь писателя.

5. Подготовленный доклад учащегося.

Слайд 4. В 1920 г. уехал на родину жены в Дорогобужский уезд Смоленской губернии, где в селе Алексино начал преподавать словесность в школе 2-й ступени (формально он был туда “командирован от Наркомпроса для изучения памятников искусств, старины и природы”}. 14 сентября 1920 г. принят в члены Дорогобужской уездной комиссии по делам музеев и охране памятников, ходатайствовавшей о назначении Пришвина заведующим (хранителем) создаваемым в Алексине музеем усадебного быта. С 5 марта 1921 г. Пришвин возглавлял указанный музей, оставив должность заведующего 29 ноября того же года “вследствие необходимости <...> переехать в другую часть уезда”. Впечатления от пребывания на Смоленщине получили отражение в повести “Мирская чаша” (1922 г.), рассказе “Школьная робинзонада” (1924 г.) и некоторых других литературных произведениях Пришвина.

6. Работа с текстом рассказа. Предполагается, что текст прочитан целиком до урока, в ходе урока читаются фрагменты.

Слово учителя. Слайд 5,6,7. “Алексино — громадная усадьба, из конца в конец, от школы до больницы идешь почти час, и всё почти берегом искусственного озера, окружённого сплошной кущей вековых деревьев. На озере есть островок, и там на деревьях живут аисты, а в домике на озере лебеди и павлины ходят по берегу... Барский особняк выходит одной стороной на озеро, другой в парк — большое трехэтажное здание с колоннами” . Он восхищён и огорчён одновременно. Волей судьбы они всей семьёй поселились в разорённой, холодной усадьбе. И теперь одной из его жизненно важных задач стало спасение этого культурного сокровища.(М.Пришвин)

Обратимся к тексту произведения:

“Бытие было непростым. Это была борьба с обстоятельствами за выживание, борьба за души детей, переживавших перелом эпох, борьба за спасение духовных и материальных ценностей”.

  • Какое впечатление произвело на вас это произведение?
  • Какие эпизоды более всего поразили, пробудили волнение и чувство сопереживания?
  • На жизненном пути М.Пришвина подстерегали разные опасности. Например, какие?

Ответы учащихся.

Слово учителя. Слайд 8,9. “Да, я знаю, как доставались ему эти пуды ржи, отданные им за сапоги, и что значил этот подарок! Но мало того, передав мне сапоги, он еще сказал:

— Вы не думайте, что помрете с голоду, этого я не допущу, вы только учите, а душку вашу я подкормлю.

Это было только в самом начале моего шкрабства, и заслуг у меня еще не было; это был результат личных заслуг, конечно, Елены Сергеевны, это она сумела дать какой-то свой тон школе. Вот это что-то, вызванное из недр народа бескорыстной деятельностью курсистки, отличало нашу никому не ведомую и заброшенную школу.”

Слайд 10. “... добывали всей школой в лесу дрова, как приходилось на третий этаж таскать вязанки дров и отапливать музей усадебного быта, как ночью, бывало, и приворуешь дров в соседнем враждебном учреждении. А то, бывало, придет какая-нибудь бумага из города, и, намотав онучи получше, чтобы ноге в лапте было помягче, отмахнешь в день туда восемнадцать да назад столько же верст”.

Слайд 11 “...какие же страшные были осенние темные ноябрьские ночи на постели в холодном чужом алексинском дворце. Я ненавижу крыс, а они там были, скреблись, подбирались к самой кровати, наглели, потому что, умные, понимали, как трудно решиться высунуться на холод из-под одеяла. Это было не просто, как теперь — чиркнул спичкой или повернул кнопку. У меня был обломок напильника и большой кусок яшмы, найденный во дворце, трут я делал из древесных грибов”.

- Какие образы в этих отрывках передают душевное состояние автора?

Ответы учащихся.

Слайд 12. “Днем на свету я отлично научился высекать огонь, и едва ли кто мог в этом меня превзойти. Но в темноте сколько раз, бывало, попадешь по косточке сустава левого большого пальца, пока затлеется трут. А проклятые крысы этого стука то по косточке, то по яшме ничуть не боятся, скребутся, лезут и лезут. И холод пробирает, потому больше и не попадаешь по яшме. А когда высечешь, наконец, то скорей к столу, к тарелочке с углями и раздувать их, раздувать, пока угар явственно шибанет в голову”.

Слайд 13. “Так я жил, и вот однажды к нашему дому подъехал воз, его окружили женщины, и я скоро узнал, что это был первый “красный купец” с иголками, ситцами и всякой всячиной. Я бросился к нему и купил бензин и зажигалку — какое это было счастье, и рассказать невозможно, это было, как Робинзону первый показавшийся вдали дымок парохода. Скоро от друзей я получил письмо с просьбой прислать что-нибудь для журнала. Я написал для пробы маленький очерк и через месяц получил гонорар, из которого вышло чуть ли не пять пудов муки; у меня просто дух захватило от такого огромного вознаграждения! И надо бы так продолжать, писать и улучшать условия своего учительского труда.

Но разве можно летающую тварь, согретую весенним лучом, остановить? Прилив жизни поднял меня и унес с Робинзонова острова”.

Оптимистическая интонация рассказчика придаёт определённую жизнеутверждающую тональность всему произведению.

Можете ли вы назвать главное, на ваш взгляд, что помогло Михаилу Пришвину не только выжить, но и остаться человеком, даже стать лучше, чем раньше?

Ответы учащихся.

7.Слайд14. Ответьте на вопросы:

  • Почему Михаил Пришвин назвал это произведение “Школьная робинзонада”?
  • Кем работал М.Пришвин в Алексине?
  • Робинзонов остров – что это?
  • Почему было трудно?

Слово учителя. На Смоленщине Михаил Пришвин ведёт дневник и скрупулезно заносить в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему Вы думаете он так поступает?

Ответы учащихся.

8. Составление синквейна к рассказу.

9.. Подведение итогов урока.

В “Школьной робинзонаде” писатель стремится найти “ключ к русской душе”. Это произведение наполнено его меткими наблюдениями, точными описаниями окружающего мира, и в то же время автор пишет о нравственных исканиях человека, о чувствах, наполняющих душу. Настоящая кладовая для людей произведения Пришвина, в которых проявилось искусство Пришвина-художника отражать мир через душу человека. Мы видим, как люди помогают друг другу.

Наша гипотеза подтвердилась. Какой вывод мы можем сделать?

Ответы учащихся. Вывод: действительно Пришвин в этом произведении открывает в людях прекрасные стороны души человека .В жизни много тайн. И самая большая тайна - собственная душа.

Слово учителя. Какие глубины таятся в душе! Откуда появляется таинственная тоска по недостижимому? Как ее утолить? Пришвин помогает нам открыть себя, свой внутренний мир и, конечно же, мир окружающий.

Возвращение к эпиграфу, осмысление.

10 .Творческое задание для домашней работы: написать лирическую миниатюру “Мгновения жизни”.

Использованные ресурсы.

  1. http://prishvin.lit-info.ru/review/prishvin/010/957.htm
  2. http://www.nasledie-smolensk.ru/pkns/index.php?option=com_content&task=view&id=2990&Itemid=61
  3. http://www.proza.ru/2012/07/12/1086
  4. http://foto-planeta.com/np/126812/aleksino.html
  5. http://libr-34.ucoz.ru/_ld/0/53_Prishvin.pdf