Цели урока:
- Выявить особенности русского национального характера (на примере героев рассказа «Певцы»).
- Заставить думать, сопоставлять, волноваться, сопереживать, почувствовать, что все герои «Записок охотника», – и крестьяне, и помещики – это русский народ.
Задачи:
- организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить их к усвоению нового материала;
- учить сопоставлять, анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков;
- помочь учащимся раскрыть глубину поэтического мастерства писателя, своеобразие, колорит эпохи и ее влияние на человеческие судьбы;
- проанализировать, насколько изменился и изменился ли русский характер в современном мире;
- закрепление навыков анализа текста;
- продолжить работу по развитию речи учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
(Рабочий лист к уроку - вопрос 1. Приложение 1)
На прошлом уроке мы с вами начали изучать цикл рассказов И. С. Тургенева «Записки охотника». Презентация.(слайд 1)
Вопрос классу: Что такое цикл? Почему же это не сборник рассказов, а цикл? (слайд 2)
- Цикл – группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому, тематическому, идейному принципу или общности персонажей.
- Образ рассказчика объединяет все 25 рассказов, в которых мы сталкиваемся с историями жизни крестьян и помещиков, мужчин и женщин, пожилых и молодых, с жизнью природы, приключениями охотников (тематическое единство); большинство рассказов посвящено жизни крестьян и решительно опровергается т. зр. о них как о людях неполноценных, глупых, неряшливых, ленивых (идейное единство); сама композиция рассказов свидетельствует об их жанровом единстве: небольшая предыстория, сопровождаемая пейзажем, знакомство с новым героем (его портрет, история жизни, беседа с ним), неожиданная концовка (никаких выводов, никакой морали)
3. Слово учителя. Беседа с классом.
Продолжаем с вами знакомство с «Записками охотника» И.С. Тургенева. (слайд 3)
Дома вы прочитали рассказ «Певцы».
Вопрос классу: Как вы думаете, что сегодня будет в центре нашего внимания на уроке? О чем мы будем с вами говорить?
- о героях рассказа, об их талантливости, уме, поэтичности, непохожести, необычности, умении чувствовать…
А это все и есть составляющие характера человека, и мы, вслед за И. С. Тургеневым, понаблюдаем за героями, постараемся выявить особенности характера русского человека (тема урока). (слайд 4)
4. Анализ рассказа «Певцы». Работа с текстом.
- На сколько частей (с т.зр. композиции) можно разделить рассказ?
- на 3 части. (слайд 5)
- Какие?
- 1 ч. – описание Колотовки и Притынного кабачка, его посетителей и хозяев.
- 2 ч. – состязание певцов.
- 3 ч. – картина всеобщего пьянства.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.
Начнем с самого начала. Прочитаем описание села.
При описании села Тургенев прибегает к географической точности. Зачем?
- чтобы придать событиям жизненную правдивость.
На какой детали при описании села автор акцентирует наше внимание?
- «страшный овраг» – «бездна посреди жизни»
- кабак – «путеводная звезда», место греховное, а действие, которое будет там происходить – состязание певцов – воспарение духа.
В основе сюжета, по свидетельству автора, лежит реальный факт. Рассказ певцы «густо населен». Тургенев рисует целую галерею «оригинальных личностей».
Ж. Санд: «Я была под обаянием обширной галереи портретов с натуры, которую Вы опубликовали…Какая мастерская кисть! Их как будто действительно видишь, слышишь, знаешь – всех этих крестьян с севера, – еще крепостных в ту эпоху…». (слайд 6)
- Что же это за люди? Перечислим их, найдем их портрет в тексте (Рабочий лист к уроку. Приложение 1):
- кабатчик с женой (Николай Иванович);
- торговец (Моргач);
- мелкий помещик – однодворец (Дикий – Барин);
- дворовый (Оболдуй);
- забитый мужичонка в изорванной свитке;
- Яков-Турок;
- рядчик.
- Зачем автор дает нам портреты героев?
- портрет является средством раскрытия психологии героев.
Но не только портрет является средством раскрытия характеров героев. Он вступает во взаимодействие с сюжетом, в результате этого проявляется индивидуальные особенности героев и социальная обобщенность их.
Каждый из героев характеризуется в рассказе дважды: кроме описания внешности раскрываются внутренние качества героя.
Тургенев делает довольно пространные экскурсы в прошлое своих героев и намечает весь их жизненный путь.
- Зачем это нужно автору?
- это дает возможность не только показать индивидуальные особенности характера того или иного героя, но и проследить в какой-то мере процесс его формирования.
Например, фигура Моргача зримо встает перед читателем именно в результате знакомства с его жизнью.
-
Какова его жизнь?
«Человек, себе на уме…который знает людей и умеет ими пользоваться», Моргач прошел нелегкий жизненный путь. Бывший дворовый, служивший некогда кучером у старой барыни, он бежал с господской тройкой лошадей, но, испытав за год все «бедствия бродячей жизни», вернулся снова к барыне, в течение нескольких лет «примерным поведением» искупил свою вину, вошел к ней в доверие и стал приказчиком, а после смерти барыни оказался неизвестно каким образом «на воле», приписался к мещанам, занялся торговлей и разбогател. Такова краткая биография Моргача, но и она с достаточной ясностью дает понять читателю, что сама крепостническая действительность, где господствует право сильного, толкнула крепостного слугу Моргача на путь преступления и нечистых сделок, превратила его в расчетливого и эгоистического дельца, которому «ни до кого дела нет». -
Что можно сказать о жизни Оболдуя?
То же самое можно сказать и о другом бывшем дворовом, Оболдуе, с той только разницей, что Моргачу удалось выбиться «в люди», а Оболдуй спился и, потеряв совершенно человеческое достоинство, превратился в нахлебника.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ.
Сцена состязания является связующим звеном, которое объединяет все части рассказа в единое целое и значительно усугубляет психологическую характеристику персонажей.
- Одинаково или по-разному относятся герои к пению рядчика и Якова?
- по-разному. И в этом отношении проявляются особенности характера каждого из них.
ПЕСНЯ РЯДЧИКА (чтение текста).
- Как реагируют слушатели на его пение?
- «общий слитный крик одобрения».
Но этот момент не раскрывает тайников их характеров. Это делает пение Якова. (слайд 7)
ЗВУЧИТ РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ «Не одна во поле дороженька пролегала…»
- Что происходит со слушателями? (текст)
- Чем отличается реакция от пения рядчика и Якова-Турка?
- «никто не крикнул, даже не шевельнулся»,
- «мы все стояли как оцепенелые»
- Что означает победа Якова?
- победа подлинного искусства над чисто внешним мастерством.
Вспомним, какую характеристику дает Якову рассказчик:
«художник во всех смыслах этого слова», «человек впечатлительный и страстный».
- В минуты творческого подъема что происходит с Яковом?
- перерождается, отдаваясь целиком непобедимому очарованию заунывной русской песни.
- Что отмечает рассказчик в песне Якова?
- «неподдельную глубокую страсть» и простоту исполнения.
Тургенев не случайно упоминает здесь о русской стихии.
- Почему такой эффект произвела песня Якова?
- в ней выразилось народно-национальное начало.
- Что Яков-певец воплотил в себе?
- неиссякаемые творческие возможности закрепощенного народа, его особый взгляд на искусство, правдивое и исполненное искреннего чувства.
ЗАМЫСЕЛ: первоначально Яков пел песню «При долинушке стояла, калину ломала…». Но впоследствии заменил ее другой «Не одна во поле дороженька пролегала»
- Почему Иван Сергеевич остановился на грустной песне?
- больше соответствовала замыслу автора: показать трагическую судьбу талантливого артиста из народа и вынести суровый приговор существующим общественным отношениям.
5. Слово учителя.
Дух песни Якова-Турка был навеян русской природой с ее необозримыми широкими степями, уходящими в бесконечную даль, жизнью могучего, но закрепощенного народа, вот почему в ней слились воедино «и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь».
Народная Русь предстает в «Певцах» и могучей, и бессильной.
Вопрос классу: Идеализирует ли Тургенев своего героя, носителя лучших черт национального характера?
- нет!
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ.
Поэтическому образу чайки, навеянному песней Якова, И. С. Тургенев противопоставляет картину пьяного разгула, которым завершается состязание.
Вопрос классу: Что этим хотел показать автор?
«…Все было пьяно, - с грустью отмечает автор, – все, начиная с Якова. С обнаженной грудью сидел он на лавке и, напевая осиплым голосом какую-то плясовую, уличную песню, лениво перебирал и щипал струны гитары. Мокрые волосы клочьями висели над его страшно побледневшим лицом» Этой «невеселой» картиной Тургенев хотел показать, что минуты вдохновения «народного певца» редки и непродолжительны, после чего он вновь попадает во власть грубого быта. Эта сцена воспринимается как трагический конфликт истинного искусства и рабской действительности.
Тема губительного воздействия крепостной действительности на человеческую личность придала рассказу новое значение, и по-новому увиделась судьба героев:
Стало ясно, отчего был так забит и запуган робкий мужичонка, почему спился и стал пропащим человеком Оболдуй, а Моргач и целовальник, напротив, благоденствовали.
Новое значение приобретает финальная сцена.
Вопросы классу:
- О чем она повествует?
- о крестьянском мальчике Антропке, которого ждет унизительное наказание. С одной стороны, эта сцена как бы не связана с сюжетом, а с другой стороны является логическим завершением «Певцов».
- На что еще раз обращает И. С. Тургенев наше внимание?
- на положение русского народа, когда над каждым с колыбели и до могилы тяготеет проклятие позорного гнета и розги.
И.С. Тургенев верил, что народ, в среде которого рождаются такие талантливые люди, как Яков, не может и не должен жить по-прежнему. В духовном богатстве русского народа писатель видел залог величия будущего.
Ж. Санд: « У вас жалость и уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило и как бы ни было угнетено. На то вы и реалист, чтобы все замечать, поэт, чтобы все облагородить, и человек большого сердца, чтобы все понять и всем сочувствовать». (слайд 8)
А. Островская в своих воспоминаниях передает рассказ И. Тургенева:
По дороге из деревни в Москву, на одной маленькой станции, вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне двое молодых людей; по костюму и по манерам вроде мещан ли, мастеровых ли. «Позвольте узнать, – спрашивает один из них, – вы будете Иван Сергеевич Тургенев?» - «Я». – «Тот самый, что написал «Записки охотника»? – «Тот самый…» Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. «Кланяемся вам, – сказал все тот же, – в знак уважения и благодарности от лица русского народа». Другой только молча еще поклонился.
6. Рефлексия. Подведение итогов.
Что для каждого из вас было неожиданным на уроке? На какие вещи вы взглянули по-новому?
Что же главное в русском человеке?
- в русском человеке заложено много хорошего: он талантлив, артистичен, добр, смирен, любит и понимает природу. Он искренен, мудр и терпелив.
7. Домашнее задание.
(слайд 9)
Мы всматриваемся в лица и в души героев прошлого века. Похожи ли мы на них? Ведь почти за полтора века многое изменилось. Как социальные и исторические потрясения изменили нас? Стали ли мы свободнее, добрее, нравственнее, талантливее? Какие же качества можно считать свойственными русскому национальному характеру теперь? Лень, стремление к легкой наживе, агрессивность, глупость, хитрость, равнодушие, озлобленность, неверие, безбожие?
Подумайте над этим вопросом дома и ответьте на него.