Литература
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Любовная лирика в творчестве Н.Некрасова" 2008
Творчество Н.Некрасова в школьной программе 10-го класса представлено только произведением "Кому на Руси жить хорошо". Данный урок направлен на то, чтобы сформировать полное представление о творчестве Н.Некрасова.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Любовная лирика М.Ю. Лермонтова и ее адресаты" 2008
Лирика Лермонтова искренна, тонко передает его душевный настрой, подчас трагична, как и судьба самого поэта. Однако рядом с нами навсегда останутся его прекрасные произведения, его стихи.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Необычная судьба Ф.И. Тютчева — человека и поэта" 2008
Урок знакомит с биографией Ф.И. Тютчева, выявляет особенности жизненного пути поэта, которые повлияли на характер его творчества и личность; пробуждает интерес к судьбе и творчеству поэта.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Нигилизм и его последствия" 2009
Урок проводится после изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». На уроке раскрывается понятие «нигилизм», сопоставляются взгляды Базарова. Ребята ищут ответ на вопрос, зависит ли судьба человека от его убеждений, размышляют о том, есть ли нигилизм в наше время и каковы его последствия.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Отчего на свете доброе не ладится?" (по произведению Х.К. Андерсена "Путь к свету") 2008
Предстален конспект урока литературы в 10-м классе по теме "Отчего на свете доброе не ладится" по произведению Х.К. Андерсена "Путь к свету".
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Петербург Ф.М. Достоевского (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")" 2011
Урок помогает учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием; урок дает представление о неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, приводит к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого героя возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Примите исповедь мою: себя на суд вам отдаю…" (автор в романе "Евгений Онегин") 2008
Цель урока – доказать, что А.С.Пушкин – действующее лицо в романе, и увидеть Пушкина-поэта и человека. Это возможно только при очень скрупулезной и вдумчивой работе с текстом (анализируются лирические отступления в романе «Евгений Онегин»). У учащихся формируются навыки исследовательской деятельности, воспитывается неформальное отношение к поэтическому творчеству. Работа на уроке и выполнение творческого задания после него позволит каждому ученику «обрести» своего Пушкина, и если не полюбить, то хотя бы попытаться понять Поэта и Человека.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Твой милый образ, незабвенный…" (по любовной лирике Ф.И. Тютчева) 2008
Урок проводится в форме устного журнала. Целью урока является расширение и углубление представлений учащихся о лирике Фёдора Ивановича Тютчева. Вводится понятие лирического цикла. На уроке продолжается обучение учащихся всем аспектам анализа лирического произведения, работа над выразительностью речи.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в "петербургских углах" 2008
Представлен конспет урока литературы в 10-м классе по теме "Теория Раскольникова и ее связь с образом жизни в "петербургских углах"".
-
Урок литературы в 10-м классе по теме "Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством» в пьесе А.Н. Островского «Гроза»" 2009
Данный урок - повторение и закрепление знаний. Он апробирован и дополнен в течение нескольких лет преподавания в школе. С помощью проблемного изложения материала обучающиеся анализируют содержание ключевых сцен, при этом формируются их познавательные и коммуникативные компетенции.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме «Конфликт поколений» (по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети») 2021
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», дать возможность глубже почувствовать собственные мысли и чувства; выяснить, что может привести к конфликту между людьми, выделив его сильные и слабые стороны; научиться выходить из конфликтной ситуации.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме «Обзор русской литературы XVIII – начала XIX века. Ломоносов. Державин, Карамзин» (УМК под ред. Ю.В.Лебедева. Базовый и профильный уровень) 2018
Если уровень изучения предмета базовый, то в планировании отводится на данную тему один час, если профильный – шесть часов. Этот урок в работе любого уровня. Учащимся предлагается работа по атрибутированию текстов трех поэтов: Державина, Ломоносова, Карамзина. Проводится лингвистический и смысловой анализ текста. Рассматриваются также стихотворения Анакреонта и В.Хлебникова.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме «Образ Обломова» по 1-й части романа И.А.Гончарова «Обломов» 2022
Цель урока – раскрыть секрет романа, исследовать его критическим взглядом с позиции прошлого и настоящего и найти в нем то, что является актуальным для сегодняшнего дня.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Тени сизые смесились…" (Восприятие. Истолкование. Оценка). Обучение сочинению 2006
Заключительный урок по творчеству Ф.И.Тютчева. Подробно анализируется лирическое произведение и, в результате совместной деятельности учащихся и учителя, создается коллективное сочинение.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Базаров перед лицом смерти" 2006
Урок литературы в 10-м классе "Базаров перед лицом смерти" с применением интерактивных средств обучения. Форма: урок-реквием.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Бородинское сражение как композиционный центр романа-эпопеи Л.Н.Толстого "Война и мир" 2006
Данный урок направлен на развитие умений проблемного анализа психологического портрета героев литературного произведения; особенное внимание уделяется внутреннему миру человека, соотнесенности его судьбы с судьбой Отечества. Свою воспитательную задачу учитель видит в совершенствовании позитивных установок для формирования нравственных позиций учащихся.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Грустные мысли о человеческом счастье" (по рассказу А.П. Чехова "На пути") 2006
Урок литературы в 10-м классе. На примере рассказа А.П. Чехова "На пути" учащиеся выясняют особенности чеховского творческого метода, а также знакомятся с проблематикой и художественным своеобразием рассказа как литературного жанра.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Две бездны"(философская лирика Ф.И. Тютчева) 2005
Обращение к творчеству Федора Ивановича Тютчева помогает решить задачу глубокого проникновения в душу человеческую, задачу обращения к вечным вопросам. Величайшие страницы творчества этого поэта воспитывают истинный художественный вкус. При изучении его творчества внимание обращается не только на особенности содержания его стихов, но и на смыслообразующие элементы их художественной формы.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Замечательная вещь" (роман И.С. Тургенева "Рудин") 2003
Урок показывает возможности риторизации литературы, когда чтение и изучение произведений русской классики сопровождается у учащихся исполнением собственных риторических текстов различных жанров. Материалом для создания данных текстов является художественное произведение, прочитанное учащимися. Вместе с десятиклассниками разрабатывается путь изучения романа.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Имя, образ, судьба" (женские образы в пьесах А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") 2009
В ходе урока учащиеся раскрывают жизненные позиции героев, оказавшихся в ситуации нравственного выбора, анализируют истоки происхождения имени, проводят аналогию с повестью В.Астафьева «Людочка». Эмоциональная, нравственная сторона урока позволяет каждому обучаемому высказать свою точку зрения, не оставляет равнодушным к вопросам об истинных и ложных ценностях.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Как жить — чувством или разумом?" (по роману И.А. Гончарова "Обыкновенная история") 2006
Сегодня мы обратимся к произведению И.А. Гончарова "Обыкновенная история", написанному в 1847 году. Мы не только познакомимся и попытаемся проанализировать данное произведение, но и попробуем, каждый для себя, ответить на вопрос, который так мучил главного героя романа: Как жить – чувством или разумом?
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Кто такой Печорин: добрый малый или мерзавец?" 2008
Через исследование текста романа, работу с дополнительной критической литературой, «вхождение в роль героя» и дискуссию на уроке учащиеся приходят к выводу, что противоречивость – главная черта характера Печорина, личности незаурядной, мыслящей и энергичной, но «заболевшей» безверием, скептицизмом и индивидуализмом, ведущим к презрению и враждебному отношению к людям. «А не болен ли я такой болезнью?» - с таким вопросом учащиеся должны уйти с урока.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Нужны ли нам сегодня стихи А.А. Фета?" 2006
Урок построен как заседание редакционного совета в издательстве - решение вопроса о публикации произведений А.А. Фета. Участие в обсуждении принимают сотрудники литературно-критического, музыкально-критического, биографического, художественного отделов; пригласили мы и социологов. Учащиеся заранее получили групповые задания: подобрать материал по заданной теме, провести выборочный опрос учащихся школы. В начале урока каждая группа получила карточки с вопросами, которые сформулированы так, что учащиеся должны высказать противоположные мнения; таким образом, в ходе урока получается дискуссия. В результате обсуждения учащиеся приходят к выводу, что поэзия не умирает, принимают решение о публикации.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Особенности лирики А.А. Фета" 2006
Урок, посвященный особенностям поэтического таланта Фета. В нем используется анализ изобразительных приемов, формируются литературоведческие понятия. Учащиеся сравнивают варианты стихотворений Фета, стихи Фета и пародии на них. Рассматривается влияние Фета на поэтов Серебряного века. Предложен большой набор карточек для индивидуальной работы, работы с таблицей, а также домашнее задание творческого характера.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла" 2004
На уроке в 10-м классе, анализируя первую часть романа Ф.М. Достоевского, определяем события, которые подводят героя к преступлению.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Три "Пророка". (Сравнительный анализ стихотворений "Пророк" А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова) 2006
В процессе коллективной работы путем сопоставления стихотворений "Пророк" Пушкина, Лермонтова, Некрасова учащимся предлагается выявить, в чем особенность использования христианских мотивов в творчестве Н.А. Некрасова.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: "Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе "Обломов" 2006
Урок литературы по теме "Художественное мастерство И. А. Гончарова в романе "Обломов"" проводится в форме самостоятельного исследования учащихся в группах. Организация групповой работы способствует детальному рассмотрению определенного художественного приема и расширению возможностей для анализа текста.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: Драма А.Н. Островского "Гроза" в русской критике 2006
Двухчасовое занятие по данной теме является логическим завершением изучения пьесы "Гроза": учащиеся погружаются в атмосферу сложной и противоречивой борьбы развернувшейся вокруг драмы А.Н. Островского, учатся сопоставлять противоположные мнения, для чего глубже осмысливают отдельные положения статей Н.А. Добролюбова "Луч света в тёмном царстве" и Д.И. Писарева "Мотивы русской драмы", а также некоторых современных критиков. Уроки способствуют формированию критического мышления старшеклассников.
-
Урок литературы в 10-м классе с использованием ЦОР по теме "Воздух эпохи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" 2009
На уроке развиваются навыки аналитического чтения, используются новые экспериментальные методики проверки знаний учащихся.
-
Урок литературы в 10-м классе: «Идейно-художественное значение образа Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"» 2010
Урок-исследование построен в соответствии с основными критериями уроков данного типа. Урок основан на индивидуальном и совместном творческом поиске учащихся для решения поставленных задач. Сочетание самых разных приёмов работы с учащимися, чередование эмоциональных моментов и моментов мышления активизирует учащихся, формирует умение анализировать эпическое произведение. Урок воспитывает чувство ответственности за выбранную «дорогу», стремление к активной жизненной позиции и высокой требовательности к себе.