Кудесником, волшебником
слова остался в великой русской
литературе Лесков.
Ю. Нагибин
Цель урока:
- помочь учащимся выявить своеобразие жанра и композиции произведения,
- показать художественные средства, используемые Н.С.Лесковым в рассказе «Тупейный художник»,
- обратить внимание на особенности языка писателя.
Оборудование урока:
Методические приемы: развитие речевых навыков, работа с текстом, анализ стилевых особенностей произведения.
1. Проверка домашнего задания.
- Назовите фамилии писателей первой половины XIX века, которые использовали в своих произведениях элементы сказа.
Сказовую манеру повествования использовали, Лермонтов М.Ю. (рассказ Максима Максимовича в романе «Герой нашего времени»), Гоголь Н.В. (Рудый Панько является рассказчиком повести «Ночь перед Рождеством»).
- В чем состоит отличие сказовой манеры повествования Лескова от других писателей?
В произведениях Лескова, написанных в сказовой манере, повествование почти целиком ведется от имени рассказчика, а в романе Лермонтова «Герой нашего времени» и в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» сказ является только небольшой частью произведения.
- На какие особенности сюжетно-композиционной организации произведения указывает название?
Н.С.Лесков ввел в подзаголовок «Тупейного художника» слово «рассказ», поэтому часть учащихся, не задумываясь, отвечает, что жанр данного произведения определил сам автор. Отчасти они правы. Действительно, как рассказ «Тупейный художник» - это эпическое произведение малого объема, в котором всякая деталь приобретает символическое значение и в котором возрастает роль каждого отдельно взятого эпизода. Но рассказ ли это? Обратим внимание учащихся на то, что слово «рассказ» входит в словосочетание «рассказ на могиле». Значит, жанровое определение этого произведения сложнее. Большое число героев, глав, временные рамки повествования, охватывающие длительный период, – все это характерно не для рассказа.
Лесков использовал в «Тупейном художнике» особое композиционное оформление - «рамочное повествование», то есть принцип «рассказа в рассказе», когда общий рассказ со своим конфликтом и проблемой обрамляет один или несколько самостоятельных, сюжетно завершенных рассказов. Но в «Тупейном художнике» язык отдельных частей различен. Есть главы данного произведения, основным повествователем которых является автор, но в большей части глав «Тупейного художника» рассказ ведется от лица Любовь Онисимовны. Автор в этих главах как бы дистанцируется от повествования, умело передавая специфику лексики, произношения и выговора героини, которая принадлежит к другой социальной группе.
Горький писал: " Люди его рассказов часто говорят сами о себе, но речь их так изумительно жива, так правдива и убедительна, что они встают перед вами столь же таинственно ощутимы, физически: ясны, как люди из книг Л. Толстого и других, - иначе сказать, Лесков достигает того же результата, но другим приемом мастерства".
Героями-рассказчиками сказовых произведений Лескова являются почти всегда простые люди – выходцы из народной среды. Поэтому речь их насыщена прибаутками, пословицами, короткими сказками. Н.С.Лесков писал: «Язык, которым написаны многие страницы моих работ, сочинен не мною, а подслушан у мужика, у полуинтеллигента, у краснобаев, у юродивых и святош. Ведь я собирал его много лет по словечкам, по пословицам и отдельным выражениям, схваченным на лету в толпе, на барках, в рекрутских присутствиях и монастырях... Я внимательно и много лет прислушивался к выговору и произношению русских людей на разных ступенях их социального положения. Они все говорят у меня по-своему, а не по-литературному".
2. Аналитическая работа с текстом.
- Задание учащимся. Зная, что сказ – это способ организации повествования, ориентированный на устную, часто простонародную речь героя, ведущего своеобразный рассказ о событиях, участником которых он сам являлся, укажите все эти черты сказа в «Тупейном художнике».
Любовь Онисимовна рассказывает о тех событиях, свидетельницей и участницей которых была она сама. Повествование ведется в характерной только для нее манере.
Словарная работа (данный вид работы лучше проводить по парам):
Учащимся предлагается, опираясь на домашнее задание, составить таблицу, распределив незнакомые им слова из «Тупейного художника» по группам: 1) слова, лексическое значение которых совершенно неизвестно; 2) слова, написание и звучание которых явно искажено и о лексическом значении которых учащиеся могут только догадываться,; 3)слова, в которых объединяются два совершенно разных значения.
По окончании самостоятельной работы лучший вариант таблицы выносится на доску.
Слова незнакомые совершенно |
Слова известные, но искаженные |
Слова, в которых объединяются два совершенно разных значения |
шнип |
подпури |
заволохател |
Учащиеся дают пояснения к выписанным словам, пользуясь текстом рассказа и лингвистическими словарями.
Шнип – мысок или выступ в форме языка у женского пояса, лифа.
Почивших, почивать - здесь умереть, скончаться и лежать в могиле, покоиться телом навеки.
Тупейная (гребенка) - расческа.
Охра – (малярн.) желтая земляная краска, глина с водною окисью железа.
Туше (гримировальное) - манера гримировки.
Подоплека- подкладка, подбой у крестьянской рубахи (от плеч до половины груди и спины).
Слухмена – имела очень хороший слух.
Лобанчик – французский золотой, на котором изображена голова (первоначально голова одного из Бурбонов).
Пестрядь – пеньковая грубая ткань, пестрая или полосатая (синего оттенка).
Тальки – мотки пряжи.
Загнетка – передняя часть русской печи, место на шестке или в самой печи (около устья), куда загребают жар.
Одалиска – прислужница в гареме, а также обитательница гарема, наложница (то же, что любовница).
Подпури – вместо: попурри - соединение отрывков из одного или нескольких музыкальных произведений.
Камариновые (серьги) – вместо: аквамариновые, из аквамарина – драгоценного камня голубовато-зеленого цвета.
Плакон – вместо: флакон; соединение слов: флакон и плакать.
Тьма промежная – вместо: кромешная.
В признак пришла – пришла в сознание.
Болярин – (искаж.) дворянин.
Аглицкие – (искаж.) английские.
Скрячивать – закручивать.
Со сносом - с краденым.
Заволохател – зарос волосами.
Ожидация – ожидание кого-либо; от слов «ожидание» и «ажитация» (сильное возбуждение, большое волнение).
Зверообразие – безобразная внешность (звериный облик) от слов: зверь и образ.
Приземковатый - приставка при- указывает на притяжение к земле, т.е. священник – сгорбленный от старости.
Язык рассказчицы страшных событий и трагической судьбы тупейного художника уникален и отличен от языка первых трех и последних (восемнадцатой и девятнадцатой) глав «Тупейного художника», в которых звучит голос автора произведения. Но для осмысления роли народной речи в произведении нельзя ограничиваться только работой с отдельными словами, ведь для устной, сказовой манеры характерны поговорки, поучения, использование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, тавтология, фразеологизмы.
Задание классу. Найдите и прокомментируйте языковые средства выразительности, которые Н.С.Лесков ввел для создания речевой характеристики Любови Онисимовны.
Поговорка: «Ведь оно горе горькое, а яд горевой еще горче, а облить уголь этим ядом – на минуту гаснет».
Поучение: «Никогда не выдавай простых людей: потому что простых людей надо беречь, простые люди все ведь старатели».
Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «каморочка», «теляточки», «земелька», «голубчик», «Филюшка, батюшка».
Фразеологизм: «бряк с ног долой».
Просторечные слова и выражения: «бывало», «свое всегдашнее зленье», «знала все роли наглядкою», «загляденье», «форменность наблюдалась», «в полуснях проговорил», «тьма промежная», «схоронил», «слыхал».
Сказ имеет общие черты с фольклорными жанрами не только в языковом отношении.
- Назовите сюжетно-композиционные части «Тупейного художника», указывающие на связь этого рассказа с произведениями устного народного творчества.
В «Тупейном художнике» можно выделить части, характерные для фольклорных произведений: зачин, концовка. Учащиеся определяют эпизоды, соответствующие этим композиционным частям.
- В сказах часто присутствуют элементы бытовых сказок. Какие элементы вы можете назвать? Через субъективное отношение рассказчицы к героям и событиям произведения читатели воспринимают персонажей «Тупейного художника» «плохими и хорошими», «добрыми и злыми». Главные герои – Аркадий и Любовь Онисимовна – бегут от графа-злодея за «тридевять земель в тридесятое царство» в «турецкий город Хрущук» (Рущук, город в Болгарии, в описываемое время входившей в состав Турецкой империи), куда много людей от Каменского бежали; до самой смерти влюбленные сохраняют верность друг другу.
В конце урока учащиеся делают общие выводы: язык произведений Н.С.Лескова отличается богатством и своеобразием; рассказ «Тупейный художник» по сюжетно-композиционной организации и жанру, безусловно, можно отнести к сказу, поэтому даже характеристика персонажей рассказа
Домашнее задание.
- Составить таблицу сравнительной характеристики Аркадия и графа Каменского, используя цитаты из текста.
- Определить роль эпизодических лиц.
- Объясните значение имен героев «Тупейного художника»: Любовь Онисимовна, Аркадий, Дросида.