Вид урока:
урок усвоения знаний на основе имеющихся.Тип урока:
комбинированный.Цели:
- Акцентное вычитывание текста.
- Формирование нравственных понятий на примере сказки - были.
- Развитие навыков анализа текста литературного произведения.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Microsoft Power Point;
- CD запись вальса цветов из балета «Щелкунчик»;
- на интерактивной доске пословицы:
- Где труд, там и счастье.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Воля и труд всё перетрут.
- Без хорошего труда нет плода.
Ход урока
1. Введение.
Показ фрагментов презентации «Материалы к уроку» (Приложение №1).
Вспомним, что мы узнали о писателе на прошлом уроке.
Сказки А. Платонова появились в 1950 году. Их несколько, а с какой сказкой знакомились вы?
- Что сближает сказки А. Платонова и русские народные сказки?
В рецензии на книгу «Русские народные сказки» в обработке А. Толстого, А. Платонов писал: «Писатели дополняют, обогащают и оформляют народную сказку силой своего творчества и придают ей то окончательное, идеальное сочетание смысла и формы, в котором сказка остаётся пребывать навсегда». В отличие от Толстого, которого привлекали сказки о животных, Платонов пишет бытовые сказки, но они особые «платоновские».
- Что же отличает сказки Платонова? (Отсутствие плакатности, своеобразие испытаний, сила добра выше волшебной силы, юмор, своеобразный язык, у писателя свои особые слова, своя манера соединять их, неповторимая интонация.)
2. Работа по теме урока.
Своеобразны и те произведения, о которых мы говорим сегодня. Они имеют подзаголовки – сказка-быль, сказочное происшествие. Уже само название указывает на их близость к реальности. Фантастический вымысел здесь сведён до минимума. Здесь всё жизненно. Как и в других произведениях Платонова, мы встречаемся здесь с высокими размышлениями о жизни, о силах, которые ею правят.
Названием нашего урока стала концовка из сказки «Безручка»: «Несчастье хоть и живёт нечаянно, а счастье должно жить постоянно…»
- С какими строками перекликаются слова Платонова?
На доске эпиграф:
Лишь добро одно бессмертно,
Зло подолгу не живёт.
Сила добра и терпения, сила любви ко всему живому…
Рассмотрим, как сумел показать эту силу Платонов, какие изобразительно-выразительные средства он для этого использовал.
Сообщение учащихся по сказке «Любовь к Родине или Путешествие воробья».
- Кто герои сказки?
Выходят 2 ученика, они представляют музыканта и воробья, дают краткие сообщения по тексту о своих героях.
- Как вы думаете, случайна ли смерть воробья? (Музыкант добр и счастлив, потому и живёт он долго. Воробей ничего не отдаёт окружающим, он не трудится, не творит добро. И вот «он умер и забыл навсегда, что он был на свете».)
Звучит Вальс цветов. Презентация «Цветы» (Приложение 2).
А сейчас мы попали на цветущий луг. Посмотрите, сколько цветов.
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.
За ними шум и пыльные хвосты-
Всё улеглось! Одно осталось ясно –
Что мир устроен грозно и прекрасно,
Что легче там, где поле и цветы.
Н. Рубцов «Зелёные цветы».
А попасть на цветущий луг нам помогли художники Врубель, Налбандян, Кончаловский. А вот и наш неизвестный цветок.
- Понравилась вам эта сказка?
- Легко ли было нарисовать неизвестный цветок? Почему?
- А «отчего он на других не похожий»? (Это чудо, сотворённое им самим.)
- Как же рождается чудо у Платонова?
Вычитывание начала сказки.
- Найдите эпитеты, помогающие представить мрачную картину мёртвого пустыря.
И всё-таки там родился цветок.
- Прочитайте предложение, в котором рассказывается о рождении цветка. Выпишите в столбик глаголы. Почему их так много?
- Попробуем заменить найденные глаголы синонимами. Сравним получившиеся пары слов. Какое слово выразительнее, ярче?
Итак, он родился и начал жить. Трудным было рождение, а как же он жил.
Пересказ близко к тексту.
- Какие слова в тексте помогают представить нам цветок живым? Как называется этот художественный приём?
Конечно, он настолько ожил в нашем воображении, что обязательно должен заговорить, как в настоящей сказке. Вот только ему нужно немного подрасти.
- Что помогает ему расти. (Он много трудится, умеет ждать и терпеть.)
- А ещё помогает ему расти, умение радоваться малому. Найдите подтверждение этому в тексте. (Лишь один раз в сутки цветок радовался: когда первый луч утреннего солнца касался его утомлённых листьев.)
- Какой эпитет здесь важен. Как вы его понимаете?
Давайте ещё раз обратимся к вашим рисункам. Цветок рос на голой мёртвой земле.
- Откуда же взяться красоте? (Награда за его труды.)
- Какое сравнение использует Платонов?
Вспомним, почему музыкант шёл на площадь? (Он не хотел быть далёким, как звезда.)
Наш цветок хочет дарить радость другим дыханием своего аромата. Именно это благоухание приводит на пустырь Дашу.
Чтение эпизода в лицах. Удалось ли нашим актёрам передать характеры героев?
- Давайте пофантазируем, каким увидела Даша цветок. (Маленький, беззащитный, робкий, очень тактичный.)
- Докажите, что цветок понравился Даше.
- Что происходит с цветком в конце сказки?
Выводы.
- Какая из пословиц, по вашему мнению, помогает понять содержание сказки? Почему? (Счастье, радость должно жить постоянно. Счастлив тот, кто трудится и умеет дарить плоды своего труда людям. Умение делать добро делает нас прекрасными.)
- Как вы думаете, как относится автор к цветку? (Автор сделал так, что цветок стал нам близким, понятным и узнаваемым.)
И вы, я думаю, тоже сумеете рассказать о давно знакомых вещах по-новому. Дома попробуйте рассказать историю снежинки или солнечного утреннего лучика. А может, кто-то сумеет подслушать песню весенней капели.