Цель: Показать, как представлен образ животного - кота в произведениях разных жанров.
Задачи:
1. Закрепить умение определять литературные жанры.
2. В ходе беседы выявить, какие произведения прочитаны обучающимися.
3. Учить понимать сюжет произведения и давать характеристику литературному персонажу.
4. На примере произведений о котах показать, как авторы придают животному человеческие черты характера.
5. Вызвать интерес учащихся к чтению.
Оборудование: выставка детских рисунков, фотографии, книги, в которых кот является одним из персонажей, жетоны в форме кошечки, листы бумаги.
Учитель: Как вы понимаете тему урока? О чем мы будем говорить?
Обратите внимание на эпиграф урока:
Жил Мурлыка, был Мурлыка
Кот сибирский.
В.А. Жуковский
К сегодняшнему уроку вы готовились, выполнили дома самостоятельную работу. И начнем мы с конкурса "Кто больше назовет произведений о кошках". Нужно назвать автора, произведение и жанр. За правильные ответы ученики получают жетон в форме кошечки. Этот конкурс помогает вспомнить некоторые произведения о кошках и котах и проверить, насколько дети приготовились к уроку. (С. Маршак "Кошкин дом", Р. Киплинг "Сказка про кошку, которая гуляла сама по себе", Ш Перро "Кот в сапогах", А. Пушкин "Руслан и Людмила", Н. Носов "Живая шляпа" и т.д.)
Постараемся подробнее остановиться на некоторых фольклорных и литературных жанрах, в которых живет наш замечательный персонаж. Для этого проведем небольшой литературный диктант и вспомним некоторые слова из словаря литературных терминов.
На листочках записываете только номер вопроса и свой ответ. Если затрудняетесь ответить - напротив цифры ставите прочерк. Не забудьте подписать листочек.
I. Литературный диктант
- Фольклорный жанр, стремящийся на основе фантастической условности дать наиболее полное, обобщенное изображение мира, в котором живет человек.
- пический жанр, в котором художественный мир, где живут и действуют животные и предметы, создан с помощью художественного приема аллегории, носящего нравоучительный и воспитательный характер. Этот жанр может быть стихотворным и прозаическим.
- Это литературный эпический жанр, в основе художественного мира которого лежит художественное описание одного завершенного события и его авторская оценка. Этот жанр синонимичен термину "новелла".
- Фольклорный жанр, в котором предполагается поэтический вопрос для нахождения правильного ответа по содержащейся в самом вопросе информации.
Это краткое, ритмически организованное изречение, содержащее суждение из области философии, морали и т.д.
Это один из видов художественной условности: построение художественного произведения или его части на основе вымысла.
Ответы:
1. Сказка.
2. Басня.
3. Рассказ.
4. Загадка.
5. Пословица.
6. Фантастика.
А сейчас еще раз проверьте свои ответы на вопросы диктанта. Какие из них вызывали трудности?
Конечно, мы с вами вспомнили не все жанры, в которых может появиться это замечательное существо.
II. Кот есть и в известной вам поэме А.С. Пушкина. Ответьте на вопросы:
- Какая это поэма?
- Что это за кот?
- Чем он интересен? (рассказывает сказки, поет песни).
- Кто прочтет отрывок из вступления к поэме "Руслан и Людмила"?
Кот живет и во многих литературных сказках, повестях.
Много стихов сложено об этом удивительном животном, а когда вы будете учиться в 11-м классе, то познакомитесь с необычным, можно сказать, фантастическим котом по прозвищу Бегемот. Этот кот живет на страницах романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Как видите, кот может встретиться в произведениях разных жанров.
III. Давайте вернемся к фольклору и вспомним загадки, пословицы, поговорки о кошке.
Загадки:
- Кто родится с усами, но с закрытыми
глазами?
(котенок). - Сидит на окошке,
Ушки, как у кошки,
Лапки, как у кошки,
Хвостик, как у кошки,
Но не кошка. Кто это? (кот).
Пословица: "Не все коту масленица, бывает и пост"
Вопрос: Как вы понимаете эту пословицу?
Колыбельная:
Котя, Котенька, Коток,
Котя - серенький хвосток,
Пошел Котя во лесок,
Нашел Котя поясок.
IV. Ребята, а в баснях кот может нам встретиться? В каких баснях Крылова есть этот персонаж?
Басня "Кот и повар".
О содержании басни рассказывает ученик, который готовил дома сообщение.
Вопросы:
- Можно ли было оставлять кота сторожить продукты от мышей?
- Каким показан кот в этой басне?
- Действительно ли, что "Кот-Васька плут! Кот-Васька вор!"?
- Инсценирование небольшого отрывка из басни ребятами, заранее подготовленными.
О басне "Кошка и соловей" рассказывает один учащийся.
V. Существует множество стихов о кошках и котах. Кто хочет почитать стихи?
VI. И конечно, в таком жанре, как рассказ. кот тоже не может не появиться. Давайте вспомним рассказы, в которых главный персонаж- кот, кошка или котенок.
Н. Носов "Живая шляпа", "Карасик".
К. Паустовский "Кот ворюга".
- Давайте вспомним сюжет рассказа.
- Дома вы выполняли самостоятельную работу по рассказу К. Паустовского "Кот ворюга", записывали в один столбик слова, рисующие внешность кота, а в другой столбик - его характер и поведение.
- У кого эта работа вызвала затруднение? Кто не выполнил?
- Зачитываются варианты выполненных работ.
Ребята, посмотрите, какие точные, разнообразные слова и сравнения находит Паустовский для обычного кота.
А не показалось ли вам, когда вы читали рассказ, что Паустовский говорил об этом животном, как о человеке? Писатель "очеловечивает" кота.
"Это был кот, потерявший всякую совесть, кот - бродяга и бандит", - пишет о нем Паустовский. Но когда создавались сказки, люди действительно верили, что животные имеют какие-то человеческие качества. А когда К. Паустовский пишет о животном как о человеке со своим характером, это литературный прием.
VII. Ребята, о каком жанре вы хотели бы еще вспомнить? Может быть, мы что-то забыли?
Сказка! Если говорить о сказках, то давайте вспомним, чем отличается фольклорная сказка от литературной?
Фольклорная - это сказка, которую придумал народ.
Литературная - имеет конкретного автора.
На нашей книжной выставке вы видите сборник "Русские народные сказки". Вам он знаком. Многие сказки мы читали вместе. Ответьте на вопрос:
- сюжет какой из этих сказок взял за основу известный писатель Алексей Толстой? И что из этого получилось? Правильно, он взял за основу сказку "Кот и лиса", написал свою сказку. Сказка стала литературной.
VIII. Сегодня мы много говорили о коте, как о литературном персонаже. А давайте, разберемся, кот всегда был домашним животным?
Какое произведение рассказывает о том, что кошка была дикой?
Мы хорошо знакомы с произведением Редьярда Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе". Сейчас проведем викторину.
Вопросы викторины:
- Кто был самым диким из зверей в давние времена? (кошка).
- Был ли диким в это время человек? (да).
- Кто помог сделаться человеку ручным? (женщина).
- "После ужина женщина… распустила волосы, взяла плечевую баранью кость, очень плоскую, и стала пристально всматриваться в проходящие по кости разводы. Потом она бросила поленьев в огонь и затянула песню. Это было первое в мире…" Вопрос: что? (первое колдовство).
- Кто из животных первым пришел в жилище человека? (дикий пес).
- Кто вторым пришел в жилище человека? (дикий конь).
- Что накинула на голову коню женщина? (уздечку).
- Кто так сказал: "О моя госпожа, о жена моего господина, за чудесную эту траву я буду тебе вечным рабом"? (конь).
- Кто следующим пришел в пещеру? (корова).
- Кому так сказала женщина: "Ты, из дикого леса дикая тварь, ступай себе в лес подобру-поздорову. Мне больше не надо ни слуг, ни друзей. Я уже заплела мою косу и спрятала волшебную кость"? (кошке).
- Женщина с кошкой заключила договор. а) Кошке
можно будет войти в пещеру, если… (женщина похвалит кошку).
б) Сесть у огня, если… (женщина дважды похвалит кошку).
в) Получать молоко 3 раза вдень до скончания века, если…(женщина трижды похвалит кошку). - Какую услугу оказала кошка женщине в первый раз? За что похвалила ее женщина? (играла с мальчиком).
- За что второй раз похвалила женщина кошку? (спела малышу песню, ребенок уснул).
- За что женщина стала давать кошке молоко? (спасла от мышки).
- Мужчина с кошкой тоже заключи договор. Если она не будет ловить мышей, то он будет швырять в кошку предметами. Сколько предметов? (пять).
Подведение итогов викторины. По количеству полученных жетонов выявляется победитель.
IX. А сейчас вам придется угадать, о каком произведении я говорю, кто его автор?
Этот кот родился во Франции и совершил известный всему миру подвиг. Подсказка: он позавтракал, но не молочком, а великаном. Что вы можете рассказать об этом герое? Кто написал эту сказку? (Ш. Перро "Кот в саогах" 1768год).
А знаете, как она в ту пору называлась? ("Сказка о батюшке котике в шпорах и сапогах").
Домашнее задание: предлагаю дома начертить к этой сказке план-карту путешествия кота.
X. Подведение итогов.
Вопросы:
- О каком персонаже мы сегодня говорили?
- В каких литературных жанрах встретился этот персонаж?
- Какие качества кота мы увидели в произведениях?
- Есть ли у вас дома кот? Какой у него нрав? Любите ли вы его?
Всех поблагодарить за участие. Выставить отметки.