Учащиеся делятся на две команды по 10 человек. Команды получают домашнее задание:
Придумать и нарисовать герб рода Кирсановых, составить речь в защиту принципов “отцов” (1 команда) и “детей” (2 команда).
Ход читательской конференции:
Ведущий: Сегодня мы встретились с вами, чтобы еще раз поговорить о романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”, ставшем в определенной степени уникальным явлением русской жизни и русской литературы. И в наше время произведение Тургенева вызывает интерес, остается актуальным. Каждый читатель находит в нем ответы на свои вопросы, испытывает симпатию или антипатию к определенным персонажам, но, пожалуй, главным остается глубокое знание текста романа и понимание основной идеи. Наша читательская конференция поможет выяснить уровень ваших знаний произведения, ваши предпочтения и глубину проникновения в авторский замысел.
Этап 1
Итак, семья Кирсановых занимает одно из главных мест в романе. Команды получили на дом задание придумать и изобразить герб рода Кирсановых. Прошу первую команду продемонстрировать герб и прокомментировать его.
(Оценивается художественное исполнение – 4, соответствие авторскому замыслу – 1, комментарий – 5) Всего 10баллов
Этап 2
В тексте романа вы встречаете немало слов устаревших, значение которых требует пояснения. Командам предлагается список слов, каждое из которых сопровождается цитатой из текста романа. Ваша задача – объяснить значение устаревших слов.
(См. приложение 1)
Для выполнения задания командам отводится 5-7 минут.
(Оценивается количество слов, полнота соответствия с действительным лексическим значением слова) – всего 10баллов.
Конкурс болельщиков команд.
Пока команды готовятся, проведем игру с болельщиками. Вам нужно определить по речевой характеристике персонаж романа, назвать его. Каждый вопрос оценивается в 1 балл и добавляется в общий счет команды.
Итак,
1. Говоря, он часто употребляет слова с уменьшительно-уничижительными суффиксами: “чемоданишко”, “одежонка”. В разговоре с другими он краток, иногда резок, даже груб.
Любит использовать в речи просторечные слова и выражения: “из кожи лезть”, “тащи”, “раскис”, “дурь из него не вся вышла”. (Базаров)
2. Речь этого героя проста, уважительна. Иногда он бывает многословен. В его речи обыденная, просторечная лексика сочетается с книжной, заимствованной, высокопарной: “не гнушаются”, “возропщу”, “изволите величаться”, “тряхнуть стариной”, “старый барбос”, “знал наперечет”. В разговорах герой обнаруживает хорошее знание латыни, часто использует латинские пословицы: in herbis, verbis et lapidibus (в травах, словах и камнях), ad patres (к праотцам). (Василий Иванович)
3. Речь этого героя эмоциональная, восторженная. Он говорит “с жаром”, “с увлечением”, “с живостью”. Поэтому для него характерно использование вопросительных и восклицательных предложений, слов, выражающих различные эмоциональные состояния: “удивляюсь”, “уверен”, “нестерпимо”, “надеюсь”. Иногда в словах этого героя звучат чужие, заученные им выражения: “мой образ мыслей”, “мы сила”, “моя свобода”, – которые произносит “с важностью”. (Аркадий)
4. В общении с людьми он робок, “внутренне смущенный”, то встревоженный, то печальный, постоянно умиляющийся. Он говорит и читает по-французски, по-немецки. Обладая качествами дипломата, он старается смягчить любой конфликт. Отсюда в его речи много пауз. Он тщательно подбирает слова, в голосе скрывается чувство вины: “мне должно быть совестно”, “мне нелегко говорить …об этом”, “мы в отставные люди попали”. (Николай Петрович Кирсанов)
5. Этот герой ироничен, презрителен. В его речи часто встречаются витиеватые выражения, иностранные слова: “считаю долгом объявить”, “все проистекает из чувства самоуважения”, “вам все желательно шутить”. Некоторые слова он употребляет в непривычном звучании. Спорит он страстно, самозабвенно, темпераментно. (Павел Петрович Кирсанов)
6. В речи этой героини сочетаются лень и развязанность с обилием восклицаний: “вот это мило!”, “Это гениальный господин!”, “будемте говорить о любви”, “вы шалун” . Она может забросать собеседника вопросами, совсем не заботясь о том, какой ответ будет дан. Ей кажется, что обо всем она имеет свое мнение: “я уверена”, “я свободна”, “она отсталая женщина”. (Кукшина)
Этап 3
Каждая из соревнующихся сторон подготовила небольшой фрагмент из романа Тургенева, который продемонстрирует сейчас нам. Задача другой команды – прокомментировать данный эпизод, определить его роль в романе.
(Оценивается художественное исполнение – 10 баллов, всесторонность анализа – 5 баллов.)
Итого, максимум каждой команды составит 15 баллов.
Этап 4
Блиц-опрос.
На ответ команде отводится не более 30 секунд, в случае если команда не дает верного ответа, право на ответ предоставляется сначала болельщикам, а затем соперникам. За каждый правильный ответ команда получает полбалла.
Вопросы №1.
1. Год опубликования романа “Отцы и дети”? (февраль 1862)
2. Памяти какого известного литературного критика посвящен роман? (Памяти В.Г.Белинского.)
3. Название имения Одинцовой? (Никольское.)
4. Имя младшего сына Николая Петровича Кирсанова? (Митя)
5. Что было вырезано на кольце, которое подарил Павел Петрович княгине Р.? (Сфинкс)
6. Музыкальный инструмент, на котором играет Николай Петрович? (Виолончель)
7. Фамилия губернского представителя, родственника матери Николая и Павла Петровича? (Матвей Ильич Колязин)
8. Какие деревья, любимые римским поэтом Горацием, посадил в своем саду Василий Иванович Базаров? (Акации)
9. После знакомства с Базаровым Павел Петрович Кирсанов спрашивает себя: “…где я слышал эту фамилию: Базаров?” Откуда Кирсанову известна эта фамилия? (П.П.Кирсанов тут же вспоминает, что в дивизии, которой командовал их отец был лекарь Базаров – отец Евгения.)
10. Какое варенье особенно любил Николай Петрович? (Из крыжовника)
Вопросы №2
1. Какой датой обозначено начало событий в романе? (20мая 1859)
2. Борьба между какими политическими партиями того времени в России запечатлелась в романе Тургенева? (Борьба между либералами и демократами.)
3. Название имения Кирсановых? (Марьино.)
4. Имя матери Базарова? (Арина Власьевна.)
5. Какой предмет изображает серебряная пепельница на письменном столе Павла Петровича Кирсанова? (Лапоть.)
6. Кто из героев романа читает строки из “Евгения Онегина” А.С.Пушкина? (Н.П.Кирсанов)
7. Как звали борзую собаку в доме Одинцовой? (Фифи)
8. Что позволяет Базарову поставить себя в один ряд с выдающимся политическим деятелем Сперанским? (Базаров, как и Сперанский, внук дьячка.)
9. Однажды Аркадий привез Анне Сергеевне Одинцовой нечто такое, чего она никак не ожидала. Что именно? (Аркадий привозит Одинцовой несколько писем, написанных матерью Одинцовой к жене Николая Петровича, хранящиеся в семье Кирсановых.)
10. Имя сына Аркадия и Кати? (Коля)
Этап 5
Командам заранее давалось задание составить речь в защиту взглядов “отцов” и “детей”.
Прошу представителей команд выйти и ознакомить зрителей и судей с вашей речью. Оценивается содержание, умение убедить слушателей в своей правоте, эмоциональность. (Максимальный балл 10)
Первым слово предоставляется, конечно, представителям поколения “отцов”.
С ответным словом выступает защитник интересов “детей”.
Жюри подводит общий итог игры.
Ведущий: Наша сегодняшняя встреча – не только игра. Викторина позволила выяснить вашу общую эрудицию, знание текста романа Тургенева, умение анализировать. Вы продемонстрировали прекрасные актерские способности. Я думаю, что вы получили и новые знания, обратили внимание на некоторые детали в произведении, которые прежде оставались для вас в тени. Вне зависимости от результатов соревнования все мы, присутствующие здесь, остались в выигрыше, ведь встреча с таким прекрасным произведением, как роман Тургенева “Отцы и дети”, – настоящий подарок.