Цели:
образовательные:
- познакомить обучающихся с произведениями, посвященными природе (С.Я. Маршак «О том, как хороша природа…», В. Крупин «Сбрось мешок!», миниатюры М.М. Пришвина);
- познакомить обучающихся с таким литературоведческим понятием как «миниатюра»;
- расширить представление о личности М.М. Пришвина, его жизни и творчестве;
развивающие:
- создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь, выразительное чтение);
- создать условия для развития таких аналитических способностей обучающихся, как умение анализировать, делать выводы;
- создать условия для развития памяти, внимания, мышления;
- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;
воспитывающие:
- воспитывать интерес к предмету, к природе и к окружающему миру в целом;
- содействовать формированию нравственных качеств: любить природу, уметь замечать ее красоту, ставить в жизни цели, находить занятие по душе, не терять интереса к жизни;
- содействовать воспитанию культуры общения;
- содействовать воспитанию активной жизненной позиции.
Форма урока: урок с элементами устного журнала.
Технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативная технология, технология здоровьесберегающей деятельности.
Оборудование к уроку: презентация; тексты рассказов-миниатюр М.М.Пришвина; иллюстративный материал для оформления доски (портрет писателя, картины, посвященные природе, как иллюстрации к произведениям).
Эпиграф к уроку:
Весь огромный мир кругом меня,
надо мной и подо мной
полон неизвестных тайн.
Я буду их открывать всю жизнь,
потому что это самое увлекательное
занятие в мире.
В. Бианки
Ход урока
Вступление
Учитель. Здравствуйте, ребята! Послушайте, пожалуйста, стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «О том, как хороша природа…».
О том, как хороша природа,
Не часто говорит народ
Под этой синью небосвода,
Над этой бледной синью вод.Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке, –
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке.Но, глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово – «Благодать!».
Как вы понимаете данное стихотворение? (Предполагаемые ответы обучающихся: С.Я. Маршак говорит о том, что люди редко видят красоту природы, но при этом все равно любуются ею; человек больше обращает внимание на практическую пользу природы, например, сколько есть в реке рыбы, как можно сплавлять лес).
Почему С.Я. Маршак использует в последней строфе слово «благодать»? (Предполагаемые ответы обучающихся: потому что это слово обозначает «прекрасно», «красиво», «спокойно», «умиротворяюще»).
И действительно, в словаре С.И. Ожегова одно из значений этого слова: «Очень хорошо, прекрасно (где-нибудь). (Весной здесь благодать. Какая тут благодать!)»
Значит, от природы не только практическую пользу можно получить, но и пользу для души и сердца.
Работа с текстом
Как хорошо, что вокруг нас есть люди, которые умеют замечать красоту природы, ведь темп современной жизни, постоянная спешка не дают возможности остановиться и просто насладиться окружающим миром…
Учитель. Давайте познакомимся с миниатюрой Владимира Крупина «Сбрось мешок!».
Миниатюры – это короткие рассказы, лаконичные по объёму, но чрезвычайно ёмкие по содержанию. Часто в миниатюрах практически нет действия, а существует лишь зарисовка, картинка.
Подготовленное чтение обучающихся
Ученик 1. В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». - «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь - и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала - пожар.
Вятка красная. Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко, поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало.
И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Ученик 2. Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».
И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».
Беседа с обучающимися
1. Как подействовала красота на героиню миниатюры? (Предполагаемые ответы обучающихся: слова отца пробудили в героине желание любоваться природой, что она стала делать и всю оставшуюся жизнь; она даже стала учить этому свою дочку, а эта дочка – свою дочку; наверняка, она видела и закат, и радугу уже много раз, но не смотрела на это как на красоту, для нее это была хоть и интересная, но обыденность; а когда героиня сбросила мешок, ей дышать легче стало не от того, что груза на спине не стало, а от увиденной красоты, ей на душе стало тепло и приятно).
Учитель. Обратите внимание, что, по мнению автора, слеп человек, который не умеет замечать красоту природы, и больше всего героиня радовалась тому, что она избавилась от этой «слепоты». И она чувствовала благодарность и по отношению к отцу, и по отношению к самой природе за это.
2. Как вы считаете, подходит ли к данному рассказу выбранные мною в качестве эпиграфа к уроку слова детского писателя В.Бианки: «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире»? (Предполагаемые ответы обучающихся: да, подходят, потому что героиня как раз и говорит о том, что теперь она всю свою жизнь старается обращать внимание на красоту природы и ее тайны и понимает, что нет для нее ничего прекраснее).
Предисловие к устному журналу
Эпиграф к устному журналу:
«Если бы природа могла чувствовать
благодарность к человеку за то,
что он проник в её тайную жизнь
и воспел её красоту, то прежде всего эта
благодарность выпала бы на долю
Михаила Михайловича Пришвина».
К.Г.Паустовский
Мы, читатели, благодарны поэтам и писателям за то, что они тоже по-своему открывают нам чудесный мир природы.
Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её тайную жизнь и воспел её красоту, то, прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина. Так сказал о писателе другой хорошо известный вам писатель К.Г.Паустовский. М.М.Пришвин умел воспринимать природу в органической связи с человеческими думами и настроениями. Наш сегодняшний разговор мы продолжим обращением к его жизни и творчеству, и это нам поможет осуществить форма устного журнала. Наш устный журнал называется «Жизненные заповеди Михаила Михайловича Пришвина».
Страница 1. «О писателе»
М.М.Пришвин родился в конце XIX века в обеспеченной купеческой семье в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел там детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, берёзовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. В этом саду и зародилась любовь Пришвина к природе.
Страница 2. «Надо и хочется»
Ученик 1. Лучше всего о писателе расскажут его произведения.
Ученик 2. «Учился я старательно, - именно так пишет Пришвин о своем детстве в рассказе «Колобок». - Только учителя меня признавали «рассеянным». Они не знали, что я не мог быть хорошим учеником потому, что и днем, и ночью во сне, и во время занятий по арифметике, и латинского, и географии неотступно думал о том, как бы и мне вместе с мужиками убежать в чудесную страну в Золотых горах…»
Ученик 1. Знаете ли вы, что такое «Золотые горы»? Давайте посмотрим на географическую карту — именно так переводится слово «Алтай» с тюркских языков. Поэтому «Золотые горы Алтая» – название, под которым в 1998 году ЮНЕСКО занесло в список Всемирного наследия три участка Алтайских гор на территории России.
Ученик 2. «Через год такой упорной думы я нашел себе четырех товарищей, и мы уехали на лодке по реке быстрой Сосне в Тихий Дон, намереваясь так попасть в Золотые горы в Азии. Через несколько дней нас поймали, и я понял, что чудесная страна – это то, что самому хочется, а учиться – надо. Так я потом и учился, и жил, будто раскладывая нажитое в два ящика: в один ящик я копил то, что надо, а в другой складывал на будущее то, что себе хочется».
Учитель. Ребята, о какой главной жизненной заповеди М.М.Пришвина мы можем теперь сказать? (Предполагаемый ответ обучающихся: в жизни человека, по мнению М.М. Пришвина, должно быть и то, что надо, и то, что хочется; нужно уметь расставлять приоритеты).
Страница 3. «Особая охота»
Ученик 3. Было у Пришвина и одно необычное увлечение.
Ученик 4. В том же рассказе «Колобок» мы узнаем, что Пришвин в раннем детстве «уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками». Но ружья тогда у него не было, но и ружье в такой охоте было не обязательно. Его охота была (и осталась такой на всю жизнь) в находках: нужно было найти в природе такое, чего он еще не видал и, может быть, никто еще в жизни своей с этим не встречался.
Ученик 3. Хозяйство маленького Пришвина было большое, тропы бесчисленные. И даже во взрослой жизни, если Пришвину долго не удавалось уснуть, он представлял себе с точностью все тропинки, все овражки, и камушки, и канавки, и мысленно ходил по ним, пока не уснет.
Учитель. Ребята, а чему учит нас подобное отношение Пришвина к природе? (Предполагаемый ответ обучающихся: нужно уметь замечать что-то интересное и необычное в природе, то, что происходит вокруг – нужно быть внимательным человеком; для того, чтобы получать удовольствие, не нужно охотиться с ружьем).
Это тоже было его заповедью – подмечать все необычное вокруг.
Страница 4. «Жизнь природы»
Учитель. Свои наблюдения он записывал в виде рассказов-миниатюр.
Ученик 5. «Встреча»
Фиалка в лесной тени запоздала, как будто дожидалась увидеть младшую свою сестру землянику, и та поспешила, обе встретились: весенняя сестрица, бледно-голубая фиалка о пяти лепестках, и земляника о пяти лепестках белых, скрепленных в середине одной желтой пуговкой.
Ученик 6. «Живая елка»
Сверху снег и снег, но от лучей солнца капельки невидимые проникли вниз к месту соприкосновения веточки со снегом. Это водица подмывает, снег с еловой лапки падает на другую. Капельки, падая с лапки на лапку, шевелят пальчиками, и вся елка от снега и капели, как живая, волнуясь, шевелится, сияет.
Ученик 7, 8, 9 (чтение по ролям). «Грибы тоже ходят»
Ученик 7. Осень глубоко продвинулась. Еловый подрост ссыпан золотыми монетками берез и красными медалями осин. В лесу ведь и в солнечный день сумерки, а тут еще нападала листва и скрывает от глаз серые, красные и желтые шляпки грибов.
Ученик 8. – Есть грибы?
Ученик 7. – спросил я маленькую дочь лесника.
Ученик 9. – Волнушки, рыжики, маслята.
Ученик 8. – А белые?
Ученик 9. – Есть и белые, только теперь начинает холоднеть, и белые переходят под елки. Под березками и не думайте искать – все под елками.
Ученик 8. – Как же это они так переходят, видала ли ты когда-нибудь, как грибы ходят?
Ученик 7. Девочка оторопела, но вдруг поняла меня и, сделав плутовскую рожицу, ответила, мне:
Ученик 9. – Так они же ночью ходят, как их мне ночью увидеть? Этого никто не видал.
Ученик 10. «Восхищенный человек»
Зорька нежнее щечки младенца, и в тиши неслышно падает и тукает редко и мерно капля на балконе… Из глубины души встает и выходит восхищенный человек с приветствием пролетающей птичке: «Здравствуй, дорогая!» И она ему отвечает. Она всех приветствует, но понимает приветствие птички только человек восхищенный.
Учитель. Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек восхищенный, исходя из прочитанных рассказов-миниатюр? (Предполагаемые ответы обучающихся: тот, который замечает в природе всякие детали, изменения; тот, кто трепетно относится к природе; тот, кто восхищается тем, что видит вокруг).
Вот еще одна заповедь Пришвина – быть человеком восхищенным.
Страница 5. «Ключи счастья»
Учитель. Михаил Михайлович Пришвин был достаточно счастливым человеком, потому что всю жизнь следовал своим заповедям, которые мы с вами определили. И вот в чем заключалось его счастье:
Ученик 11. 1) Он много писал и много путешествовал не только по стране, но и за границей, из-за чего часто менял место жительства, нигде не оставался надолго.
Ученик 12. 2) Помимо литературной деятельности, Пришвин сделал солидный вклад в развитие отечественного сельского хозяйства, добившись на этом поприще немалых успехов.
Ученик 13. 3) Одним из постоянных увлечений Пришвина были автомобили. Свою первую машину, «Москвич», он приобрёл в 1930 году, и с тех пор до самой смерти с автомобилями не расставался.
Ключ счастья
Интерес к машине соединился с интересом к природе, потому что места охоты все отдаляются и к ним надо ехать… Так в природе чудится где-то свобода или счастье, и ключик в кармане от машины представляется ключиком к счастью.
Ученик 14. 4) В возрасте 33 лет Пришвин неожиданно оставил работу и пешком отправился в дальнее путешествие на русский Север. Впечатления, полученные в ходе его странствия, в дальнейшем оказали огромное влияние на его творчество.
Ученик 15. 5) Фотография также входила в число увлечений Пришвина, причём фотографом он был очень талантливым.
Ученик 16. 6) В течение всей своей жизни писатель вёл заметки. Таким образом, его книга «Дневники», над которой он работал целых 49 лет, по объёму в несколько раз больше, чем все 8 томов его полного собрания остальных сочинений. Их объем в общей сложности составил 25 томов. Сам Пришвин считал «Дневники» главной работой в своей жизни.
Вывод к устному журналу
Учитель. Ребята, так в чем же для Пришвина заключались его «ключи счастья»? (Предполагаемые ответы обучающихся: возможность заниматься любимым делом (писать, фотографировать, водить машину, путешествовать); любовь к природе и восхищение ею; жить так, как хочется, в то же время не забывая о делах).
Вывод к уроку
Учитель. Мне хочется вам пожелать определить для себя такие заповеди, которые будут важны для вас и станут для вас «ключами счастья». А также желаю найти занятия, которые придутся вам по душе, не переставать смотреть на окружающий мир восторженными глазами, замечать его красоту, к которой, как заметил словацкий поэт Гвездослав Павол, «можно прикоснуться только сердцем», а также мы должны стремиться постоянно узнавать новое.
А кроме того – любите природу, старайтесь найти с ней гармонию. И помните о словах детского писателя Валентина Бианки, которые послужили эпиграфом к нашему уроку: «Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире»
Рефлексия
Учитель. Вот и подошел к концу наш урок. Давайте вспомним, как он проходил, о чем мы говорили и что узнали. Продолжите предложения:
- Мы говорили о жизни и творчестве М.М. Пришвина в форме… (Устного журнала);
- Эта форма урока была… (Ответы обучающихся);
- А еще на уроке мы познакомились с… (Ответы обучающихся);
- На этом уроке я узнал(-а) … (Ответы обучающихся);
- Мне этот урок в целом показался… (Ответы обучающихся).
Домашнее задание
Учитель. Дома я вам предлагаю:
- написать мини-сочинение «Чем для меня является природа?»;
- расспросить близких об их отношении к природе, записать их ответы в виде кластера с ключевым словом «природа для (кого-то из родных)».