Сценарий урока внеклассного урока для учащихся 5-х классов

Разделы: Литература


Ведь что такое счастье?
Что и говорить - сложный, вековечный вопрос.
И все же, счастье — это очень просто.
Счастье - когда ты делишься тем, что имеешь сам.
А. Лиханов

Как ни темно впереди, есть все-таки несомненное, незыблемое, вечное, чему стоит и надо служить без вопроса о скором успехе. В. Короленко

(Высказывания записаны на доске.)

Уроку предшествует определенная работа: по желанию ребята разбиты на группы, они перечитывают произведения Лиханова, готовят задания, предложенные учителем.

Вступительное слово учителя.

Книга является одним из звеньев духовной жизни человека, звеном между прошлым, настоящим и будущим. Книги становятся друзьями. Повзрослев, от некоторых ты отказываешься, с другими - наоборот: возвращаешься и возвращаешься к ним, вновь открывая для себя что-то новое. Но общение с книгой требует полной отрешенности от суетных дел. Только тогда можно понять истоки Слова.

Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая.
(К.Д Бальмонт)

Шелестят страницы книг, на которых замерло время. Происходит огромное таинство: встреча с теми, кто ушел навсегда. И завязывается невидимый диалог.

Теперь все зависит от нас: сумеем ли мы отделить плевела от зерен.

Затем передаю слово ученику, который подготовил выставку книг Альберта Анатольевича. Он же знакомит класс с биографией писателя.

Наступает черед групп, которые рекламируют одну из книг Лиханова (мы заранее договорились, чтобы произведения не повторялись) по предложенному плану:

  1. Объяснение смысла названия.
  2. Краткое содержание.
  3. Характеристика главных героев произведений.

Вопрос всему классу: «Что объединяет прочитанные вами произведения А. Лиханова?»

(Конечно, ребята назовут и то, что главные герои - сверстники нынешних ребят, и то, что все они рассказывают о послевоенном времени, и то, что они во многом автобиографичны. Если что-то упустят — добавит учитель).

Задаю следующий вопрос. «Для кого написаны эти книги?»

(Высказывания можно обобщить словами самого писателя: «... ведь взрослые всего лишь бывшие дети»).

Слово учителя: « Человек - живое звено в человеческой цепи поколений. Чем больше он дорожит памятью, тем глубже чувствует ответственность перед памятью своих предков. Все, что есть хорошего у нас – от них! Мы не можем обмануть и их веры в нас».

Зачитываю строки из повести: Маленький человек всегда норовит поскорее стать взрослым, и это ему удается. Но вернуться назад не дано никому. Только вот память — таинственная и волшебная пряжа, протянутая из настоящего в прошлое, золотая нить воспоминаний — способна соединить времена и повернуться ли­цом назад, лишь одна она... («Детская библиотека»).

Почти за всеми произведениями Лиханова стоит война. Почему?

(Ответы учащихся)

Слово учителя: Уже выросло не одно послевоенное поколение. Многие молодые люди не могут назвать даты Великой Отечественной. Может, надо забыть о событиях тех лет?

(После высказываний ребят можно учителю зачитать строки из повести:

Пройдет время, много-много времени, и вы станете совсем взрослыми. У вас будут не только дети, но и дети детей, ваши внуки. Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. Дети минувшей войны» Ни дочки ваши, ни сыновья, ни внуки, конечно же, не будут знать войну. На всей земле останетесь только вы, кто помнит ее. И может случиться так, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Так вот, не давайте им забыть! Понимаете? Вы-то не забудете, вот и другим не давайте! («Последние холода»).

И еще:

Да, войны кончаются рано или поздно.
Но голодуха отступает медленнее, чем враг.
И слезы долго не высыхают.
И работают столовки с дополнительным питанием. И там живут шакалы.
Маленькие, голодные, ни в чем не повинные ребятишки.
Мы-то это помним.
Не забыли бы вы, новые люди.
Не забудьте! Так мне велела наша учительница Анна Николаевна.
 Это все правда. Все это было.
(«Последние холода»)

Учитель. Многие произведения А. Лиханова рассказывают о мирном времени. Но все они затрагивают очень важные проблемы человеческого бытия. Общие человеческие ценности, то, что больше всего ценится, что свято, в чем всегда убеждены, чем руководствуемся в своих поступках. Давайте попробуем перечислить некоторые из них.

Дети могут назвать:

  • Вера
  • Добро
  • Память
  • Совесть
  • Долг
  • Дружба
  • Любовь
  • Милосердие

Учитель. В ком из героев прочитанных книг особенно отразились все эти черты?

(Ребята называют учительницу Анну Николаевну, Алексея Пряхина, Аполлона Аполлинарьевича и др.)

Учитель. Но следование этим принципам предполагает отказ от каких-то благ.

Стоят ли того наши усилия?

(Послушав ответы детей, учитель подведет итог: можно не добиться личного счастья, но важно остаться порядочным человеком).

Учитель. Какие чувства вызывает общение с произведениями Лиханова?

(Обязательно отметить то, что книги Лиханова возвращают нас в прекрасный мир детства: учителю уместно зачитать строки из книг)

Это потом, во взрослой жизни, дни проносятся без всяких событий. Точнее, людям, привыкшим к разным разностям, просто кажется, что ничего заметного с ними не происходит. Вроде как едят пищу, и она бессолая. Хотя соли достаточно. Вообще есть у еды вкус. Но глотают ее, не замечая. Забылись, как во сне.

Детство прекрасно тем, что в нем множество событий. Не только замечательных, нет. Всякие бывают события в детстве — горестные и прекрасные. Но они бывают, вот что замечательно.

Жизнь никогда не кажется безвкусной в детстве. Она и прекрасно сладка, и печально горька, и солона, конечно же, не всегда в меру.

Бывает так в жизни, бывают такие мгновения, когда вдруг маленький человек думает совсем по-взрослому. А человек взрослый, даже старик, убеленный сединой, думает, как малыш.

Почему, отчего это?

Я думаю, потому, что взрослость приходит к нам не однажды, не в какой-то установленный всеми миг. Взрослость приходит, когда маленький человек видит важное для него и понимает это важное. Он вовсе не взрослый, нет. И нету у него взрослого понимания подряд всех вещей. Но в лесу, где много деревьев, которых он не знает, он вдруг догадывается: вот это, пожалуй, пихта. А это кедр. Во множестве сложных вещей он узнает самые главные, понимая их если и не умом, то сердцем.

Ну а взрослый... Это объясняется легче. Просто взрослым надо помнить свое детство. В этом нет ничего стыдного. Наоборот! Прекрасно!

Прекрасно, если взрослый, даже седой человек способен подумать, как ребенок. («Последние холода»).

(И обязательно сказать об отношении автора к книге как к чуду.)

Помнишь ли ты свою первую книгу?

Нет, не ту, что прочитала бабушка или мама возле постели, когда у тебя была ангина и тебе отчего-то хотелось плакать над каждой страницей, и не ту тонкую книжицу, по которой ты, словно птенец, пробуя звуки собственного голоса, складывал из букв знакомые слова.

Нет, я спрашиваю про книгу, которую ты выбрал — или тебе помогли выбрать — среди множества других, которую ты раскрыл дома, оставшись один, и которая навсегда запала в твою память чудесными мыслями, волнующими словами, чернотой отчетливых, красивых букв, рисунками, переплетом... («Детская библиотека»)

Завершитъ обсуждение можно словами самого Лиханова.

Времена жизни существуют точно так же, как времена года, Детство сродни светоносной, солнечной весне, молодость — лету, зрелость — осени, и старость - зиме...

Впрочем, можно оспаривать эти сравнения, и я не претендую на завершенность суждения. Одно бесспорно: если времена года повторимы и можно много раз порадоваться весне, лету, осени и зиме, то времена жизни даются каждому всего один раз.

Только раз...

Не новая мысль: значит, прожить их надо, чтобы... Все это верно, все так, но можно прожить полную, насыщенную, полезную жизнь, так и не заметив жизни — ее времен, прелести ее всего лишь четырех перемен... Не правда ли, как часто, отмахав детство, человек спохватывается, что оно минуло, кануло в безвозвратность, дает себе слово хотя бы молодость провести с толком, радуясь ей, непременно загадав высокие цели, а в зрелости, перебирая дни, казня себя за прожитое впустую — ну не впустую, так иначе, чем загадывал, — клянется в сегодняшнем, в зрелости своей, «не гнать лошадей», видеть мир окрест, жить ля людей и для себя — полной мерой, замирая от счастья исполненного слова возвращенного долга...

Что ж, счастье это в руке, голове и сердце. Не избранного — каждого. Только не каждому оно дается. Ускользает. Исчезает. Манит недосягаемой доступностью.

А время всходит ростками зеленой травы, зреет густой зеленью, жухнет желтыми стебельками, рассыпается в прах, чтобы не повториться — истаять раз и навсегда.

Прожить жизнь — как просто и как невозможно трудно, как доступно и как невероятно... Как неповторимо... Как ужасно неповторимо - с победами, с ошибками и потерями — не-по-вто-ри-мо.

Я размышляю в этой книге о всяком — о чужих жизнях, обогативших меня и других, о духовных ценностях, самом главном богатстве в жизни человека, о судьбах трудных, но от этого не менее прекрасных.

Все это такое разное сложено в одно, в жизнь. А жизнь состоит из времен, Детства. Юности. Зрелости. Старости, Каждое из времен жизни коротко, Летит!

Не спохватиться бы в конце, что так ничего и не заметил... («Времена жизни». Размышления о близком и родном. (Вместо предисловия)).

Если есть время, можно написать небольшие миниатюры по первому предложению: «Книги Лиханова помогли мне понять...» или задать на дом.