Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3.
Тип урока: урок закрепления и применения знаний в новых условиях.
Цель: Познакомить с произведением (притчей) «Волшебная пуговица», используя приемы смыслового чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон данного произведения.
Планируемые результаты:
-
Личностные:
- Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формирование собственного мнения и позиций.
- Осмысление нравственно-этической ценности при совместном обсуждении басни (ученик-учитель, ученик-ученик), формирование нравственных качеств, устойчивого познавательного интереса к чтению.
Метапредметные результаты:
- Коммуникативные УУД: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве с разных позиций, умение вести диалог, работа в группе.
- Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.
- Познавательные УУД: умение прогнозировать содержание притчи, анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль притчи.
Предметные:
- чтение вслух и про себя в соответствии с учебной задачей урока, использование разных видов чтения (ознакомительное, поисковое выборочное, просмотровое выборочное); понимание жанровой принадлежности прочитанного произведения, использование справочной литературы, включая ресурсы сети.
- Интернет (в условиях контролируемого входа), для получения дополнительной информации в соответствии с учебной задачей.
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
- У меня в руках предмет. Угадайте, какой?
- Что общего между папиным пальто, наволочками и девочками, которые носят платьица?
3. Актуализация знаний
- Задумайтесь, почему вы не смогли сразу ответить на мой вопрос?
(Наволочки у нас сейчас не на пуговицах или встречаются очень редко, у пальто и платья могут быть другие застежки)
- Как вы можете объяснить лексическое значение слова «пуговица» (ответы детей записываются на доску).
- А возможно ли подобрать синоним к слову «пуговица»? (застежка)
- Может ли слово «пуговица» употребляться в переносном значении? (варианты ответов детей)
- Может ли это слово стать устаревшим?
(Может, потому что у пуговицы много более удобных заменителей)
4. Работа со словарями (работа в группах)
- Давайте теперь обратимся к словарям (у каждой группы на партах лежат словари)
А) Этимологический словарь: Исконное древнерусское суффиксальное образование от пугъвъ "пуговица". По данным этимологического словаря русского языка слово восходит к древнеиндоевропейскому punjas «куча, ком, масса».
- Что общего между кучей, комом и массой и пуговицей?
Б) Толковый словарь под ред. C.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой: ПУГОВИЦА, -ы, ж. Застежка (обычно в виде твердого кружка), продеваемая в петлю.
В) Толковый словарь В.И.Даля: ПУГОВИЦА, пугвица, пуговка, -вичка, вор. пугалка ж. кружек или шарик, шляпка с ушком, пришиваемая к одежде, для застежки на петлю, на петельку. Пуговица отъемная, (запонка). Села, как пуговка (надоедает). С пуговки на петельку перебивается (кое-как.) Пуговички золоченые, а три дня не евши (голодный).
- Как вы понимаете словосочетание Нос пуговкой? (шутливое: курносый).
5. Работа с дополнительным материалом: (самостоятельное чтение материала, два человека выполняют одновременно задание на компьютере: найти два интересных факта о пуговице)
- А вы знаете, что у пуговицы есть своя история?
- Работа в группах: по ходу чтения обучающиеся составляют скетчноутинг.
Текст
- Заметный и нужный предмет появился на свет довольно давно. А как иначе, ведь потребность застегнуться возникла одновременно с появлением одежды. Первобытные люди обходились косточками от животных или палочками. А уже в средние века по наличию и количеству пуговиц на одежде можно было примерно определить социальный статус человека.
- С помощью пуговицы солдат из простонародья отучали вытирать нос рукавом. Об этом и сегодня напоминают пуговицы на рукавах мужских пиджаков.
- Почему на мужской одежде пуговицы расположены справа, а на женской слева? Считается, что раньше мужчины одевались сами, а женщин одевали служанки - поэтому для них пуговицы пришивали в зеркальном отражении.
- Людей, которые коллекционируют пуговицы, называют «филобутонистами».
- Что нового для себя вы узнали из текста? (дети называют факты)
А теперь я хочу вас познакомить с притчей. Давайте вспомним, что такое притча?
(это поучительная история)
6. Работа с текстом. Чтение с остановками
***
Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу.
- Как вы понимаете выражение «Не очень хорошо, путанно»?
- «Решил взяться за ум, спасать душу» ? (исправить свои жизненные ошибки)
Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал.
- Почему? (потому что ждал за них вознаграждения)
Как-то он шел по улице, видит - у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!»
- Как вы думаете, поднимет он пуговицу? (ответы детей)
Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом.
Потом он умер, и видит - весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа - ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, - говорит себе человек, - и здесь не повезло!»
- Почему на весах добрых дел было пусто?
Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? - удивился человек. - Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!»
- Почему удивился человек?
Видеофрагмент
И услышал, как Ангел говорит ему: «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
Добрые дела не в добрых делах живут, а в добром сердце.
- Подумайте, почему пуговица перевесила злые дела человека?
7. Обращение к личному опыту детей
(Приходим к выводу, что даже маленькое добро способно творить удивительные вещи, что добрые дела надо делать бескорыстно).
- Какое название вы бы дали этой притче?
8. Рефлексия
Задание: из предложенных вариантов выберите пословицу, которая послужит заключением сегодняшнего урока:
- Доброе дело никогда не поздно делать.
- Хорошее дело два века живет.
- Добрый совет дороже золота.
- Как аукнется, так и откликнется.