Литература
-
Тексты сочинений инновационных жанров (брошюра для учащихся) 2019
В материале представлены тексты сочинений инновационных жанров: рецензия, интерпретация поэтического текста, анализ эпизода, а также тексты других жанров: эссе, литературно-критическая статья, созданные учащимися школы №5 г. Кумертау Республики Башкортостан.
-
Телекоммуникационный проект "За коньком-горбунком по любимой сказке" 2010
Проект посвящен 175-летию создания Петром Павловичем Ершовым сказки "Конек-горбунок". Он побуждает детей к внимательному, вдумчивому прочтению, казалось бы, знакомого текста, тем самым формируя читательскую культуру. Предусмотрены задания, позволяющие познакомиться с толкованием устаревших слов и выражений, нередко встречающихся в курсе литературы в школе.
-
Тем, кто не желает читать Маяковского 2014
Как преодолеть сложившиеся стереотипы? Как убедить, что Маяковский – талантливый поэт? Проникновенный лирик? Поэт могучей метафоры, точного и неожиданного сравнения? Мне кажется, разговор нужно повести по-другому. В ходе урока учащиеся составляют высказывания, аргументируют ответ с помощью цитирования, домашнее задание – сочинение-рассуждение.
-
Темæ: “Сылгоймаджы хъысмæт Гæдиаты Секъайы радзырд «Азау»-ы” 2021
Нысан: Бæстондæр æрлæууын æмæ бакусын Азауы фæлгонцыл, раргом кæнын сæйраг хъайтары трагикон хъысмæты аххосæгтæ, йæ миддуне; Ахуыр кæнын скъоладзауты сыгъдæг зæрдæйæ æнкъарæнтæн аргъ кæныныл, сæрибар, кад æмæ намыс хъахъхъæныныл, ивгъцыд цард абоны цардимæ абарын; Ныхасы рæзтыл бакусын.
-
Тема "горячего" и "холодного" сердца в русской и зарубежной литературе (по сказке В.Гауфа "Холодное сердце", фантастической повести Дж.Крюса "Тим Талер, или Проданный смех" и повести В.Железникова "Чучело") 2013
«Человек, лишенный сердца, живет по своим законам», – сказал великий грузинский поэт и государственный деятель Шота Руставели. Автор доказывает истинность этих слов, размышляя над прочитанными произведениями: сказкой В.Гауфа «Холодное сердце», фантастической повестью Дж.Крюса «Тим Талер, или Проданный смех» и повестью В.Железникова «Чучело».
-
Тема "Дружба в лирике А.С. Пушкина. "И.И. Пущину", "Во глубине сибирских руд…" (9-й класс) 2010
Многие современные подростки дружить не могут. Для них слово «дружба» предполагает несколько другие отношения между людьми: ты – мне, я – тебе. На уроке литературы по творчеству А.С. Пушкина, посвящённому теме дружбы, много внимания уделялось ознакомлению учащихся с той ролью, которую в жизни поэта играли друзья.
-
Тема "маленького человека" в литературе. Тема: "Каждый выбирает для себя… Каждый выбирает по себе…". 10-й класс 2019
Данный урок уместно проводить в 10-м классе профильного уровня, т.к. изучение литературы на профильном уровне, сохраняя фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Изучение «сквозных» тем предполагает заинтересованность учащихся в глубоком знакомстве с русской классикой.
-
Тема "О любви, о женщине, о жизни! 2010
Урок расширяет представление о творчестве В.Распутина, познакомив с одним из последних рассказов писателя, способствует развитию логического мышления, устной монологической и диалогической речи, формирует правовые и нравственные ориентиры.
-
Тема "Путь духовных исканий Пьера Безухова. Эпизод "Пьер в плену" (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2010
Личностно ориентированная развивающая технология, частично-поисковый и исследовательский методы позволяют раскрыть художественные особенности мастерства Л.Н. Толстого, развить интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся, предполагают сотрудничество. Созданию ситуации поиска и исследования художественного текста способствует постановка проблемных вопросов.
-
Тема «Выражение позиции героя. Л.Н. Толстой. Отрочество. Глава II – "Гроза"» (анализ художественного текста) 2010
Автор ставит целью научить учащихся воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст; углубить знания детей о смысловой и грамматической цельности текста, его строении, выявить выразительную функцию лексических средств связи, морфологических, образно-выразительных. Анализ повествовательного текста от первого лица соотносится с написанием собственного рассказа от первого лица.
-
Тема блокады Ленинграда в литературе для детей – разговор о жизненных ценностях 2022
Блокада Ленинграда и выживание людей в этом городе – важнейшая веха в жизни нашего народа в годы войны и не только. Безусловно, нельзя не коснуться этой темы, изучая русскую литературу, русскую историю и культуру. Как правило, у школьников уже имеются какие-то, пусть и разрозненные знания о событиях в Ленинграде 1941 года. На уроке внеклассного чтения, учителю важно сделать основные исторические акценты о произошедших событиях, а также важно показать ученикам, как писатель видит и осмысливает эти события, рассказывая о жизни одной семьи. Мы предлагаем вести разговор на эту тему, опираясь на рассказ Г.Черкашина «Кукла» (уже прочитанный школьниками к уроку): произведение это небольшое, написано довольно простым, доступным учащимся языком, сюжет интересный, незатянутый, главный герой – ребенок). При этом очень важно, на наш взгляд, не превратить урок литературы в урок истории, а вывести школьников на разговор о жизненных ценностях, о нравственности, о человечности.
-
Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2009
Автором представлен урок, цель которого - учить детей выделять сюжетные линии в романе, определять их стилевые особенности, изучить роль хронотопа; развивать логическое мышление, умение работать с опорной схемой. Формировать нравственные качества, воспитывать любовь к художественному слову, прививать эстетическое отношение к миру.
-
Тема Великой Отечественной войны в творчестве сахалинских поэтов 2011
Сегодня, спустя много лет после окончания войны, тема Великой Отечественной войны продолжает волновать поэтов и писателей, она звучит как предостережение и как призыв к бдительности, она поднимает в людях ответственность за их дела и поступки, она зовет их к тому, чтобы всеми возможными средствами воспрепятствовать новой разрушительной войне.
-
Тема веры в романе Ф.М. Достоевского. Светлые двойники Раскольникова. 10-й класс 2011
Основные вопросы, раскрываемые в ходе урока: Раскольников перед очередной дверью; есть ли возможность выбора? верить или не верить? пространство по-свидригайловски и будущее глазами Сонечки Мармеладовой; символы в романе.
-
Тема войны в рассказах В.Астафьева 2011
Данная статья предназначена для учителей литературы, преподающих в 7-х классах по программе В.Я. Коровиной. Это урок внеклассного чтения. Цели урока: знакомство учащихся с рассказами В.П. Астафьева о Великой Отечественной войне; обучение анализу прозаических произведений; развитие речи учащихся; воспитание патриотизма, долга, нравственности. На уроке анализируются такие произведения В.Астафьева, как «Пир после победы», «Сорока», «Ясным ли днем», «Старая лошадь», «Индия».
-
Тема войны в творчестве А. Адамовича. Повесть "Каратели" 2005
Урок внеклассного чтения призван содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, презрения к насилию, несправедливости. "Мы возвращаемся в прошлое, чтобы понять, как это было".
-
Тема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". 8-й класс 2011
В основе урока – организация самостоятельной познавательной деятельности школьников. Учащимся предлагается система заданий, выполняя которые при той или иной дозе помощи (в зависимости от индивидуального уровня развития ученика), каждый школьник работает в зоне ближайшего развития, т.е. делает существенные приращения знаний и развивает ведущие умения. Урок требует определенного навыка работы учащихся с инструктивными карточками и листами самопроверки.
-
Тема грозы в произведениях Л.Н. Толстого, В.В.Набокова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева 2011
Автор на уроке помогает учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф.И. Тютчева, проанализировав стихи "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь". Через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе. Научить воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст.
-
Тема детства в рассказе Н.И. Волокитина "Светка — синяя беретка". В творческой мастерской этого рассказа 2009
Одной из основных задач урока является формирование нравственных понятий: сопереживание, соучастие. Утверждение идеи человеческого великодушия, изображение детского характера.
-
Тема детства в русской литературе (по произведениям А.П. Чехова "Мальчики" и М.М. Пришвина "Кладовая солнца") 2012
Изучая Стандарты второго поколения, можно заметить некоторые изменения, которые касаются изучения как русской, так зарубежной литературы. Если ранее обзор художественных произведений предлагался только старшеклассникам, то теперь такие темы есть и в средней школе. Таким образом, к 9–11-м классам учащиеся свободно смогут самостоятельно анализировать и обобщать необходимый материал, пользуясь при этом дополнительной критической литературой.
-
Тема детства в стихотворении Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» 2015
Форма урока – исследование, учащиеся заполняют исследовательские дневники и оформляют свою работу в виде мини-исследования. Класс разделен на три творческие группы, каждая из которой работает над своими вопросами, опираясь на содержание стихотворения. Одна из групп работает с картинами художников XIX века, которые, как и Н.А. Некрасов, обращались к теме крестьянства. Это картины В. Перова, А. Венецианова, В. Маковского (связь с искусством).
-
Тема дружбы в творчестве А.С. Пушкина 2011
Цели урока выявить знания учащихся о жизни и творчестве поэта; помочь понять учащимся, чем была дружба в жизни поэта; развивать умение выделять главное, делать выводы; помочь понять роль дружбы в жизни каждого человека; продолжить находить образы в лирических произведениях Пушкина.
-
"Тема дружбы и ее воплощение в стихах русских поэтов". 9–11-е классы 2013
Урок содержит сравнительную характеристику стихов лицеистов, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Цель: подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; формировать умения структурировать материал; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
-
Тема жизни и смерти в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» 2016
Цели урока: формирование гуманистического мировоззрения; воспитание любви и уважения к творчеству И.А.Бунина; развитие читательской культуры и понимания авторской позиции по вопросу о жизненных целях; овладение умениями чтения и анализа художественного текста.
-
Тема жизни и смерти в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Валерик" 2020
Цели урока: пробуждение интереса учащихся к личности и творчеству Лермонтова, ознакомление с заданиями ЕГЭ по литературе; развитие навыка анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыка выразительного чтения; воспитание нравственности, эстетического вкуса учащихся.
-
Тема занятия "Мини-проект "Проблема воспитания и воспитанности комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" 2013
Повторяется знание содержания комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Проводится работа по развитию творческих и исследовательских способностей учащихся.
-
Тема искусства и творчества в повести Н.В. Гоголя "Портрет" 2013
Урок литературы раскрывает тему искусства, творчества и две важнейшие проблемы, поставленные в повести, – предназначение и положение художника в обществе, вопрос о самой сущности искусства.
-
Тема исследования: "Моя родословная" 2010
Автор рассказывает о родословном древе своей семьи.
-
Тема любви в лирике В.Маяковского "Любовь – это жизнь, это главное…". 11-й класс 2009
Урок раскрывает своеобразие любовной лирики В. Маяковского, определяет истинные ценности в жизни поэта, учит анализу лирического текста.
-
Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова 2011
М.Ю. Лермонтов, переживший разочарования, обиды, продолжал хранить в своем сердце любовь, которая помогла ему, как и его лирическому герою, оставаться в битвах и драмах жизни светлым человеком. Его любовь, несмотря на все потрясения, на разлуку, которая была непреодолима, стала чувством, дающим поэту силы созидать, что позволило ему навечно остаться в истории русской литературы.