Литература
-
Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака "Звук и цвет" 2007
Слово – великое чудо. Это не только единица, наполненная лексическим смыслом, – слово способно вызвать различные ассоциации, эмоции, чувства. Постигая тайны поэзии, слово рассматривается на различных уровнях: фонетическом, морфологическом, синтаксическом. Данная статья предлагает еще одну интересную теорию – о цветовой символике, изложенную в книге А.П. Журавлева "Звук и смысл". Творческая мастерская по лирике Бориса Пастернака призвана активизировать учебную деятельность посредством применения теории цветовой символики звука, способствовать развитию ассоциативного восприятия и совершенствованию эстетического вкуса учащихся. Практический материал содержит примеры анализа стихотворений, формы работы, варианты перспективных заданий исследовательского характера.
-
Творческая мастерская по литературе 2007
Целью работы является воспитание нравственности с помощью определения проблемы, поставленной в стихотворении Н. Заболоцкого "Некрасивая девочка".
-
Творческая мастерская по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Сказка – ложь, да в ней намек" 2013
К числу особо сложных писателей, чьи произведения включены в учебную программу, справедливо относят М.Е. Салтыкова-Щедрина. Изучению его сатирического творчества отводится в школе сравнительно скромное место. Нелегкое для учителя дело – провести интересные, надолго запоминающиеся уроки, посвященные великому писателю-сатирику. Урок вызывает интерес учащихся к его произведениям. Ученики делают выводы, что проблемы, поднимаемые сатириком, актуальны и для нашего времени.
-
Творческая мастерская. "Движение весны" в стихотворении С.А. Есенина "Черемуха" 2007
Стремясь привить интерес к предмету, пробудить положительную мотивацию к анализу художественного произведения, воздействовать на эмоциональную сферу личности и развитие творческих способностей, мы вместе с детьми открываем в мастерских жанровые особенности сказок и басен, лиризм и красоту стихотворений русских поэтов. Примером этого является урок литературы в 6-м классе по теме "Движение весны" в стихотворении С.Есенина "Черемуха".
-
Творческая мастерская. "Как сделан сонет?" 2010
Часто перед учителем-словесником встает вопрос: как помочь школьникам освоить то или иное литературоведческое понятие, как создать условия для усвоения специфики той или иной литературной формы? В поисках ответа на эти вопросы мы пытаемся организовать учебный диалог и эстетическую деятельность учащихся.
-
Творческая мастерская. И.А. Бунин. Рассказы о любви 2011
Творческая мастерская по изучению творчества И.А. Бунина в разделе «Русская литература начала XX века», реально отражает учебный план и оптимально соответствует программе. На уроке учащиеся знакомятся с рассказами о любви («Митина любовь», «Натали», «Темные аллеи»), пытаются раскрыть и понять духовный потенциал рассказов Бунина.
-
Творческая педагогическая мастерская "Подвиг" (русская литература; 6-й класс). "Подвиг Геракла" 2008
Мифология - самый большой раздел в программе русской литературы 6-го класса, он несет в себе не только большой информационный, но и воспитательный потенциал. Именно поэтому нам представляется уместным завершить изучение этой темы Мастерской. Мифы народов мира вызывают большой интерес у детей, поскольку заключают в себе много загадок и тайн, волшебства, героизма, что очень значимо для детей этого возраста. Форма Мастерской дает возможность детям вжиться в тему, прочувствовать ее, пробудить их интерес и помогает реализовать их творческие возможности.
-
Творческая проектная работа "Поэтические листы. Серебряный век" 2007
Представлен опыт создания проекта: поэтические листы о поэтах Серебряного века. На каждом – портрет поэта, высказывание, отражающее особенности его творчества и личности, сведения о биографии и творческом пути, стихотворение-"визитка". Описание листов можно использовать как слово учителя или сообщение ученика. Поэтические листы – это наглядное пособие на уроках литературы, оформление кабинета. Они, безусловно, помогут школьникам закрепить в памяти образ поэтов Серебряного века.
-
Творческая работа "Россия на маму мою похожа" 2009
Два года воспитанники соседнего детского дома обучаются в общеобразовательной средней школе. Воспитательная работа с такими детьми должна иметь повышенный развивающий потенциал чтобы при вступлении в самостоятельную жизнь они по возможности не испытывали чувства ущербности, неполноценности своей личности.
-
Творческая работа "Фантастическое в ранних повестях Н.В. Гоголя" 2012
Работа представляет собой выявление черт фантастического в ранних повестях Гоголя, а также в работе показана роль фантастического и связь с реальностью. Предметом работы стало исследование художественных приемов, используемых автором, отличительные черты гоголевской фантастики, а также вплетение фантастического в реальную жизнь. Данную работу можно использовать как материал к реферату, для выступлений на литературных вечерах, для оформления школьной газеты и т.д.
-
Творческая работа (реферат) на тему: "Человек между светом и тьмой" (по рассказу И.С.Тургенева "Бежин луг") 2006
Целями настоящей работы считаю следующие: выяснить место человека в промежутке времени между закатом и восходом солнца; доказать, что подлинным героем рассказа "Бежин луг" среди представителей космологического (не человеческого) ряда является Солнце.
-
Творческая работа по литературе. Тема: "Идеальный образ святого в духовной литературе". 7-й класс 2012
Предлагаемые автором варианты контрольных (творческих) работ предусматривают полноценную проверку уровня усвоения учащимися программного материала по литературе, а также развития у них умения анализировать художественные произведения, их языковую форму. С этой целью вводится система заданий, направленных на осмысление учащимися как предметного, образного, так и мировоззренческого содержания, что способствует формированию индивидуальной поисковой, исследовательской деятельности.
-
Творческая разработка по литературе на тему: "Ярче северного сияния" (поэзия земли Сибирской) 2005
Поэзия земли Сибирской ярче неповторимого и разноцветного сияния севера и громче громовых ударов, потому что голос поэта, как эхо в горном ущелье, долог, бессмертен, вечен!
-
Творческая разработка по литературе на тему? "Музы Н.А. Некрасова" 2007
Целью творческой разработки по литературе на тему "Музы Н.А. Некрасова" с использованием ИКТ является дальнейшее знакомство учащихся с личной жизнью народного поэта XIX века Николая Алексеевича Некрасова и её отображением в его лирических произведениях. Особое внимание в работе отводится источникам поэтического вдохновения, которыми для поэта были и рано умершая мать, и Авдотья Яковлевна Панаева, и Зинаида Николаевна Некрасова. Использование программы Power Point, декламация стихов поэта, посвященных Е.А. Некрасовой, А.Я. Панаевой и З.Н. Некрасовой, делают литературный вечер ярким, увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.
-
Творческая эволюция Николая Алексеевича Заболоцкого 2008
Это пособие поможет учителям-словесникам разобраться в сложной судьбе замечательного русского поэта, сумевшего преодолеть все жизненные тяготы и сохранить чистоту русской души, Николая Алексеевича Заболоцкого.
-
Творческие искания Л.Н. Толстого. "После бала" - одно из последних произведений писателя. Урок-презентация 2009
Урок-презентация представляет собой вводное занятие при изучении творчества Л.Н. Толстого в 8-м классе, включает в себя задания проблемного и творческого характера (эвристические вопросы), словарную работу, элементы театрализации, составление сводной таблицы. Занятие составлено и проведено с использованием информационных технологий, поэтому обладает достаточной информационной нагрузкой и великолепной наглядностью.
-
Творческие мастерские и творческие практикумы на уроках изучения лирики в 5–6-х классах 2006
Читать и понимать стихи необходимо, потому что они дают радость открытия, делают нас умнее, добрее, лучше. Для этого нужно развивать творческий потенциал ребенка: образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Предлагаю перечень разноуровневых заданий, развивающих индивидуальные способности, позволяющие ребенку поверить в себя и раскрыться. Эти задания выявляют и внимательное отношение к слову, помогают уяснить функцию изобразительно-выразительных средств, овладеть ими на практике.
-
Творческий зачет на тему "Художественное своеобразие «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя" 2009
Проверка знаний по литературе не должна вступать в противоречие и с эмоциональной, эстетической стороной литературного образования. Процесс контроля может и должен иметь нестандартную, привлекательную форму. Думается, этим требованиям в определённой мере может соответствовать предлагаемый материал для творческого зачёта по литературе.
-
Творческий литературный проект "Кто Вы, Павел Петрович Бажов?" 2008
Творческий литературный проект "Кто Вы, Павел Петрович Бажов?" помогает показать шестиклассникам Павла Петровича как человека высокой культуры и удивительной скромности, неприхотливого в личных потребностях, живущего глубокой и словно бы потаённой внутренней жизнью, творца непревзойдённой "самоцветной шкатулки". Жизненный опыт, мудрость, доброжелательность уральского сказителя вызывают у детей ответную симпатию и желание глубже изучать его творчество.
-
Творческий портрет Марины Цветаевой «"Свободная стихия" оказалась стихами» 2011
Работа на уроке позволяет сформировать навыки мышления, приемы чтения, чтобы написать самостоятельное рассуждение на вопрос: "Что в поэзии и жизни М.Цветаевой стихийно?" Материал построен по методике "Мастерская письма".
-
Творческий проект как форма реализации личностно-ориентированного обучения 2007
«Урок продолжается...» – назвал свою книгу Е.Н. Ильин, показывая, как продолжить урок литературы домашним заданием. «Урок продолжается», – говорим мы своим ученикам, предлагая творческий проект по литературе. Он не привнесён извне, а рождён уроком, тем состоянием души, когда хочется, чтобы «прекрасное мгновение было продолжено». Проект и литература – понятия не совместимые только на первый взгляд. Наши творческие проекты выливаются в большие спектакли, в которых каждый реализовывает свой творческий потенциал, и являются одной из форм реализации личностно-ориентированного обучения.
-
Творческий проект по литературе для учащихся 4–5-х классов "Изображение зла и образы животных в русских народных сказках" 2010
Творческий проект с использованием ИКТ " Изображение зла и образы животных в русских народных сказках", выполненный учащимися 4–5-х классов способствует развитию творческих способностей, формирует навыки работы с информацией, повышает культуру общения, углубляет знания по предмету, расширяет кругозор.
-
Творчество А.Жида в рамках курса истории зарубежной литературы. К 140-летию со дня рождения писателя 2009
Творчество одного из самых крупных писателей в истории французской литературы, лауреата Нобелевской премии Андре Жида (1869–1951) в силу ряда причин было вычеркнуто и забыто в России на долгие десятилетия. Его произведения, пронизанные нравственными исканиями и наполненные автобиографическими мотивами, являются ярким свидетельством таланта и гуманизма писателя.
-
Творчество А.С. Пушкина. Любовная лирика. 9-й класс 2012
Урок использует презентацию. Ученики знакомятся с адресатами произведений великого поэта, а также с некоторыми музыкальными произведениями на его стихи. Им будет интересно взглянуть на изображения женщин, вдохновлявших Александра Сергеевича и ставших бессмертными благодаря его творчеству.
-
Творчество А.С. Пушкина. Произведение "Повести Белкина". 6-й класс 2011
Программа каждого класса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы добра, зла, жестокости, равнодушия. Для урока литературы важно привлечь ученика к чтению, привить любовь к книге, к творчеству писателя. В этом отчасти помогает создание учащимися тестов к прочитанным произведениям. Работа по созданию таких тестов всегда увлекательна для шестиклассников, учит внимательному чтению художественного произведения.
-
Творчество В.А. Жуковского в контексте европейской романтической традиции 2003
Работа представляет собой методическую разработку двух уроков - семинарских занятий в 10 классе. Освещаются проблемы художественного перевода, показан процесс работы над переводом и его литературной обработкой. Сравнивается оригинал баллады Саути с переводом В.А. Жуковского.
-
Творчество И.С.Тургенева в контексте межлитературных взаимодействий 2024
В обзорной статье М.В.Осмоловского рассматривается широкий спектр межтекстовых взаимодействий в произведениях И.С.Тургенева – от мотивов и образов древней литературы до более поздних влияний на русского писателя европейской литературы. Отдельно анализируется влияние, оказанное, в свою очередь, творчеством Тургенева на китайскую и русскую литературу 20 века.
-
Творчество калининградского писателя Ю.Н. Куранова (на примере произведений "малого жанра"). 11-й класс 2011
Знакомство с творчеством писателя Ю.Н. Куранова обогатит наши знания и о человеческих отношениях, и о взаимоотношении людей и природы. Произведения Куранова способствуют нравственному воспитанию личности, позволяют почувствовать простоту и красоту вокруг нас и в каждом из нас. Урок рекомендуется проводить в конце 11-го класса в системе уроков "Литература родного края", но можно его использовать и в качестве урока внеклассного чтения в 8–10-х классах.
-
Творчество Марины Цветаевой. Урок-литературная гостиная 2023
Представлен урок – литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой.
-
Творчество Н.А. Некрасова 2008
Занятие рассчитано на материал 6-го класса, связанный с творчеством Н.А. Некрасова. Оно может быть проведено и в старших классах путём добавления и корректирования заданий и вопросов. В ходе увлекательной игровой деятельности у учащихся развивается мотивация к чтению и возникает интерес к изучению классики. Образовательный процесс построен так, чтобы образы, мысли и чувства Н.А. Некрасова стали частью внутренней жизни ребят, оказали влияние на их мировосприятие, формировали их нравственное и эстетическое сознание.